На танковом поприще первенцем автопрома естественно была танкетка «Карден-Лойд» Мк VI (ВКЛ в советской транскрипции). В 1929 году государственная комиссия под руководством И. А. Халепского закупила образец танкетки и документацию. В целом, «ВКЛ» не блистала и имела боевую ценность близкую к нулю. С дистанции порядка 200-300 м ее броня пробивалась бронебойными винтовочными пулями, более того, такая пуля вполне могла вывести танкетку из строя. Однако руководство РККА не отказалось от этой машины. Танкетка «ВКЛ» была изрядно переработана и в 1931 году была принята на вооружение РККА под индексом «УБТ Мк IV» — учебно-боевая танкетка 4 модель. Танкетка имела коробчатый корпус, собранный из катаных броневых листов на заклепках. Двигатель «Форд-АА» (ГАЗ-АА), мощностью 40 л.с. и двойное управление, которое было как у механика-водителя, так и у пулеметчика. Благодаря чему именно танкетки УБТ Мк IV стали своеобразной «партой» для всех советских танкистов предвоенного периода. Вообще в конструкции максимально использовались узлы и механизмы серийно выпускавшихся советских автомобилей, что сделало танкетку весьма недорогой в производстве. Выпускали УБТ Мк IV недолго, около двух лет. Но учитывая все вышеперечисленное, за эти два года было выпущено чуть более 1000 машины.
Танкетка УБТ Мк IV была принята на снабжение РККА как учебная машина начального уровня подготовки. В войсках их именовали просто – УБТ. Машинами этого типа были укомплектованы танковые училища, учебные части танковых соединений. Большое количество УБТ было в общественной, патриотической организации Осоавиахим. Кроме того, эти маленькие машины стояли на вооружении воздушно-десантных бригад, где с ними проводились широкомасштабные эксперименты по десантированию парашютным и посадочным способом. Довелось им и повоевать – УБТ очень были полезны в Средней Азии в борьбе с басмачеством.
Не смотря на то, что боевые возможности танкетки УБТ Мк IV были невелики, она была по сути некоей стартовой платформой для появления целого семейства танков. В ВДВ экспериментировали с УБТ по усилению вооружения – это и 76-мм самоходная гаубица и 20-мм противотанковая САУ. На базе УБТ создавались химические танки и танковые минные заградители, пытались сделать машину снабжения и артиллерийский тягач. Но далее экспериментов работы не продвинулись – слишком слабой для всего этого была база танкетки. Однако все эти НИОКР не пропали даром. В связи с прекращением выпуска моторов ГАЗ-АА, в период времени с 1935 по 1938 годы, все танкетки прошли капитальный ремонт с заменой силового агрегата на двигатель ГАЗ-4, мощностью 48 л. с.
Тактико-технические характеристики танкетки УБТ Мк IV: боевая масса: 2,7 тонн, длина: 2600 мм, ширина: 1825 мм, высота:1443 мм, экипаж: 2 человека, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, боекомплект: 2500 патронов, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса – 10 мм, корма корпуса и крыша – 6 мм, днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный «ГАЗ-АА», мощность 40 л.с. (заменены в течении 1935-38 годов на двигатели ГАЗ-4 мощностью 48 л.с.), максимальная скорость: 40-42 км/час, запас хода: 110-120 км.
Работая над артиллерийским тягачом на базе танкетки УБТ Мк IV, конструкторы пришли к созданию большей по габаритам танкетки. Но все равно машина была очень маленькой. Да и расчет, буксируемого орудия, размещался не за броней, а на броне – на специальных откидных скамейках. Что снижало ценность тягача – ведь расчет орудия мог быть легко выбит ружейно-пулеметным огнем противника. А орудие без расчета уже не оружие, а игрушка.
Как уже было сказано, за основу конструкции АТЛБ (артиллерийский трактор легкий бронированный), была взята танкетка УБТ Мк IV. Силовой автомобильный агрегат ГАЗ-4 с 4-ступенчатой коробкой передач был дополнен демультипликатором от трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА, что удваивало число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь 2 диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кГс. Остальные агрегаты трансмиссии: главная передача, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатая гусеница, опорные и поддерживающие обрезиненные катки были использованы от Т-27Б. На заводе №37 была выпущена небольшая серия этих машин – 50 штук, для проведения войсковых испытаний. Машина военным понравилась в плане её тяговых возможностей, но было предложено «спрятать» расчет буксируемого орудия за броню. Что в такой маленькой машине представлялось невозможным.
Тактико-технические характеристики артиллерийского трактора АТЛБ: боевая масса: 3,5 тонн, длина: 3450 мм, ширина: 1860 мм, высота:1580 мм, экипаж: 2 человека + 6 человек расчета, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса – 10 мм, борт корпуса – 7 мм, корма корпуса – 7 мм, крыша и днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный ГАЗ-4 мощностью 48 л.с., максимальная скорость: 47 км/час, запас хода: 250 км.
Вторым танком советского автопрома стала танкетка Т-27А. В 1933 году такая машина была принята на вооружение Красной Армии под названием «плавающая танкетка Т-27А». Танкетка имела клепаный герметичный корпус из катаных броневых листов. Трансмиссия располагалась в передней части корпуса; боевое отделение и отделение управления были выполнены совмещенными, механик-водитель располагался слева, командир — справа по ходу движения. Автомобильный двигатель «Форд-АА» (ГАЗ-АА) располагался сзади, вдоль оси танка. Для увеличения плавучести к надгусеничным полкам слева и справа крепились поплавки, заполненные пробкой. Движение на плаву обеспечивалось гребным винтом, маневрирование — рулем. При этом лопасти гребного винта могли поворачиваться, обеспечивая таким образом реверс хода на плаву. За время серийного производства было выпущено 1009 линейных танкеток, 643 радиотанкетки Т-27 ТУ с радиостанциями, а также 75 так называемых «химических» танкеток с огнеметной установкой – ХТ-27А.
Танкетка Т-27А создана в 1932 году на основе опытных плавающих танков советской разработки. Распространённой является точка зрения, что Т-27А был копией британской амфибии фирмы «Виккерс». В конце 1930 года на английской фирме Vickers Armstrong разработали проект легкого плавающего танка. Его прототип, изготовленный к началу апреля следующего года, прошел успешные испытания на реке Темза близ Челси. Первоначально новая машина именовалась в документах, как «Vickecrs-Carden-Loyd amphibious tank». Заинтересовавшийся ещё на апрельской демонстрации 1931 года СССР 5 февраля 1932 года сделал предложение через представителя фирмы «Аркос» Я. Сквирского на покупку 8 амфибий. Переговоры по сделке не затянулись, и уже в июне 1932 года фирма поставила два первых танка советской стороне. Параллельно с этим продолжались работы над отечественным малыми амфибиями. В результате обобщения опыта, полученного при постройке А-41 и А-37, было решено принять на вооружение своеобразный «гибрид» этих двух машин: компоновочную схему заимствовать от первого, а ходовую часть – от второго. Именно этим гибридом и стала танкетка Т-27А. Постановлением Совета труда и обороны СССР от 11 августа 1932 года, еще до изготовления опытного образца, на вооружение Красной Армии была принята плавающая танкетка, получившая обозначение Т-27А. Поэтому утверждение о том, что большинство технических решений первых образцов отечественных амфибий было скопировано у английской машины, является некорректным.
Создание и организацию серийного производства Т-27А поручили 2-му автозаводу ВАТО в Черкизове. Сюда передали весь материал по А-37 разработки ОКМО, а также одну прибывшую из Англии амфибию Vickers-Carden-Loyd. Руководил работами главный конструктор амфибии А-41 Н. Козырев. Производство Т-27А шло с большим трудом. Представители УMM РККА, посетившие завод №37 (так стал называться 2-й автозавод ВАТО) в середине октября 1933 года, докладывали: «Заканчивается сдача первой опытной группы Т-27А, всего 45 машин. К концу года будет, вероятно, не более 800 танкеток». Однако прогноз был оптимистичным — к 1 января 1934 года завод №37 изготовил всего 126 Т-27А (из них 2 радийных). 7 ноября 1933 года первые амфибийные танкетки Т-27А были продемонстрированы во время парада на Красной площади.
Тактико-технические характеристики танкетки Т-27А: боевая масса: 3,2 тонн, длина: 3730 мм, ширина: 1940 мм, высота:1840 мм, экипаж: 2 человека, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса, лоб башни, борт башни – 8 мм, крыша корпуса и башни, днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный «ГАЗ-АА», мощность 40 л.с. (заменены в течении 1935-38 годов на двигатели ГАЗ-4 мощностью 48 л.с.), максимальная скорость по шоссе – 40 км/час, на плаву – 6 км/ч, запас хода: 230 км. Выпущено 1727 штук.
Несмотря на определенный успех советских конструкторов с амфибийной танкеткой Т-27А, военных она не устраивала по ряду параметров. В первую очередь по запасу плавучести. Поэтому Т-27А была модернизирована. В следующей модели Т-27Б была изменена компоновка и расширен корпус. Со второй серии в конструкцию трансмиссии танкетки было внесено важное изменение – автомобильный дифференциал заменили на бортовые фрикционы. Танкетка успешно прошла испытания на гарантийный пробег. Вместе с тем, в отчёте о результатах испытаний отмечались прежние недостатки новой машины – недостаточный запас плавучести, слабая энерговооруженность, склонность к сбросу гусениц, недостаточная амортизация подвески, неудовлетворительное размещение экипажа и слабое вооружение. В конструкции танкетки Т-27Б так же широко использовались автомобильные агрегаты Горьковского автозавода.
Тактико-технические характеристики танкетки Т-27Б: боевая масса: 3,3 тонн, длина: 3780 мм, ширина: 2330 мм, высота: 1630 мм, экипаж: 2 человека, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса, лоб башни, борт башни – 9 мм, крыша корпуса и башни, днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный ГАЗ-4, мощностью 48 л.с., максимальная скорость по шоссе – 43 км/час, на плаву – 6 км/ч, запас хода: 250 км. Выпущено 1420 шт.
Танкетка Т-27Б не устраивала армию уже на момент принятия на вооружение, однако она была гораздо лучше и надежнее предшественницы. А основные претензии предъявлялись к составу вооружения. Все дело в том, что автозавод ЗиС выпускал легкий разведывательный учебно-боевой танк Т-25. История которого началась в 1933 году. Танк Т-25 был разработан на основе автоагрегатов автомобиля ЗиС-5. Соответственно и силовой агрегат имел в виде 73 сильного мотора, все того же ЗиС-5. При этом танк был вооружен 12,7-мм пулеметом ДШК-32 и спаренным с ним 7,62-мм пулеметом ДТ.
Танк Т-25 был создан в 1933 голу и поначалу предназначался на роль танка «второго эшелона» или «мобилизационного танка». Танк собирался из автомобильных агрегатов и мог выпускаться на автомобильных заводах. Однако сложности с выпуском первых боевых танков Т-26 и БТ, а так же их малый ресурс, вынудил руководство РККА выпустить небольшую серию танков Т-25 в качестве учебно-боевых. Выпущенные 300 машин «прижились» в войсках и оказались довольно выносливыми – в первую очередь благодаря малому собственному весу и неприхотливому мотору ЗиС-5.
Танки Т-25 первой серии предназначались для обучения и подготовки командиров танковых соединений. Однако, в связи с дешевизной, выносливостью и неприхотливостью пользовались большой популярностью в войсках. Танк приняли на вооружение для решения задач связи, разведки и боевого охранения частей на марше, а также непосредственной поддержки пехоты на поле боя. На ЗиСе была оборудована сборочная линия для выпуска Т-25 малыми сериями. Считалось, что нахождение небольшого количества «мобилизационных» танков в войсках, позволит иметь достаточное количество подготовленных резервистов, имеющих опыт эксплуатации этих танков. Да и сам танк не будет невиданной диковинкой – войска, так сказать, «привыкнут» к этим машинам.
Тактико-технические характеристики танка Т-25: боевая масса: 4,8 тонн, длина: 3680 мм, ширина: 1980 мм, высота: 1810 мм, экипаж: 2 человека, вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК-31 и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса, лоб башни, борт башни – 10 мм, крыша корпуса и башни, днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный ЗиС-5, мощностью 73 л.с., максимальная скорость по шоссе – 45 км/час, запас хода: 180 км. Выпущено 1142 шт.
В середине 1930-ых годов РККА не устраивали легкие плавающие танкетки Т-27А и Т-27Б по составу вооружения. Военным хотелось иметь плавающий танк с вооружением хотя бы как у танка Т-25. Однако малый запас плавучести не позволял установить более мощное вооружение. Для решения проблемы производства более мощных плавающих танков было решено подключить завод ГАЗ им. Молотова. Завод решил изготовить собственный плавающий танк. Название «Танк Молотова» было получено в честь куратора завода ГАЗ Народного Комиссара СССР Вячеслава Михайловича Молотова (в будущем министр иностранных дел СССР) В начале 1936 года завод приступил к проектированию собственного танка. Ходовую для танка было решено позаимствовать от танкетки Т-27А. Корпус танка был удлинён для установки дополнительной тележки опорных катков. Впервые танк в мировой практике было решено оснастить двумя двигателями ГАЗ М-1 (мощность 50 л.с.), которые размещались параллельно в кормовой части танка и работали синхронно. К слову мотор ГАЗ М1 был значительно легче мотора ГАЗ-4, так как был сконструирован на основе мотора ГАЗ-11 и был попросту его 4 цилиндровой версией. Большинство частей трансмиссии для «танка Молотова» были использованы от грузовиков ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА, ГАЗ М-1. Рычажной управление было переделано в штурвальное, управление на воде было взято от Т-27А. Корпус танка изготовлялся из броневых листов толщиной от 4 до 9 мм. Плавание на воде осуществлялось с помощи 3-х лопастного винта и штурвала. В конце 1936 года было изготовлена два опытных образца. Один образец был оставлен на заводе для заводских испытаний и доработок. Второй танк был отправлен на бронетанковый полигон НИБТ в Кубинку. На полигонных испытаниях танк показал хорошие показатели по подвижности и скорости. Недостатком танка было выявлена малая скорость в 3,7 км/час на плаву и «болезнь» Т-27А-спадения гусениц во время резких маневров. Военные отметили отличные динамические характеристики танка за счет использование двух синхронных двигателей при незначительном росте массы танка, управлением с помощи штурвала проще рычажного. Из недостатков танка были отмечены: плохие мореходные качества и слабость вооружения. Военные рекомендовали исправить недостатки «танка Молотова» и представить танк для повторных испытаний. Но танк не был вовремя представлен для повторных испытаний. Кроме того завод №37 предоставил свой образец танка на удлиненном шасси танкетки Т-27Б и башней танка Т-25.
Тактико-технические характеристики танка МТ: боевая масса: 4,5 тонн, длина: 4400 мм, ширина: 2240 мм, высота: 1756 мм, экипаж: 2 человека, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса, лоб башни, борт башни – 9 мм, крыша корпуса и башни, днище – 4 мм, двигатель: 2хГАЗ-М1, мощностью 100 л.с., максимальная скорость по шоссе – 50 км/час, на плаву – 3,7 км/ч, запас хода: 230 км.
Новая модель танка завода №37 имела три тележки подвески на каждый борт, на танке была введен новая гусеничная цепь с увеличенными гребнями и упрочненными пальцами, введено дублированное управление танком у стрелка-радиста (танк стал трехместным), а так же имел мотор и трансмиссию на основе автоагрегатов автомобиля ЗиС-5.
Тактико-технические характеристики танка Т-37В: боевая масса: 4,6 тонны, длина: 3780 мм, ширина: 2040 мм, высота: 1630 мм, экипаж: 3 человека, вооружение: 12,7-мм пулемет ДШК-37 и два 7,62-мм пулемета ДТ, бронирование: лоб корпуса, борт корпуса, корма корпуса, лоб башни, борт башни – 9 мм, крыша корпуса и башни, днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный ЗиС-5, мощностью 73 л.с., максимальная скорость по шоссе – 46 км/час, на плаву – 7 км/ч, запас хода: 290 км. Выпущено 2472 шт.
Танк имел компоновку отличную от компоновки танкеток серии Т-27. Двигатель и башня располагались по миделю корпуса, что позволяло достичь хорошую центровку танка на плаву. В отделении управления, находящемся впереди танка, механик-водитель располагался слева, а стрелок радист – справа. Водоходный движитель был подобен приводу танкетки Т-27А, но вместо поворотных лопастей винт крепился к реверсивному редуктору. Корпус танка, по конструкции, был аналогичен корпусу танкетки Т-27Б, но при этом его высота была увеличена на 10 см. Образовавшийся в следствии этих изменений, запас плавучести позволял перевозить на броне 2-4 десантника – в зависимости от волнения водоема. Выпуск танка Т-37В был развернут в 1938 году. Танки поступали на замену танкеток Т-27А и Т-27Б. Которые, в свою очередь, переводились в подразделения ВДВ.
Танк Т-37В оказался очень удачной конструкцией. Поэтому его база послужила основой для еще одной уникальной машины. Конструкторы завода №37 объединили шасси, трансмиссию и силовой агрегат этого танка с артиллерийским трактором АТЛБ. В результате появился родоначальник целого семейства легких бронированных машин – легкий бронированный артиллерийский тягач Т-20А «Комсомолец».
Тактико-технические характеристики артиллерийского тягача Т-20А «Комсомолец»: боевая масса: 4,5 тонн, длина: 4485 мм, ширина: 2040 мм, высота по корпусу:1580 мм, экипаж: 1 человек + 7 человек расчета, вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ, бронирование: лоб корпуса – 10 мм, борт корпуса – 7 мм, корма корпуса – 7 мм, крыша и днище – 4 мм, двигатель: карбюраторный ЗиС-5 мощностью 73 л.с., максимальная скорость: 48 км/час, запас хода: 320 км.
На тягаче так же удлинили корпус на одну тележку подвески. Правда тележки подвески выполнили с листовыми рессорами, как более подходящие для тягача. Закапотированный по автомобильному, двигатель ЗиС-5 располагался сзади и был соединен с КПП посредством длинного кардана, заключенного в трубчатый кожух. Кардан проходил под сидениями для расчета орудий – ведь теперь весь расчет размещался внутри тягача, защищенный броней. На этих сидениях, спиной друг к другу, попарно сидели четыре человека – лицом к правому и левому борту. Эти сидения были складными, что обеспечивало довольно просторное грузовое отделение, в случае использования тягача в качестве доставщика боеприпасов. Еще два бойца артиллерийского расчета, располагались по бокам от двигателя – лицом вперед. Под сидениями этих бойцов были установлены топливные баки. Командир расчета размещался справа от механика водителя в отделении управления. Командир одновременно выполнял обязанности стрелка – перед ним, в лобовом листе корпуса был установлен пулемет ТД. Легкий бронированный тягач Т-20А предназначался для буксировки артсистем батальонного и полкового уровня, но по тяговосцепным качествам мог буксировать и орудия дивизионной артиллерии. Буксировка могла выполняться как с передком, так и без него. При буксировки орудий без передка, боезапас должен был размещаться внутри тягача. Для этого были оборудованы специальные боеукладки на надгусеничных полках и в пространстве справа и слева от КПП. Корпус тягача имел крышу только над отделением управления. Поэтому для укрытия от непогоды, отделение для расчета орудия имело брезентовое укрытие, одеваемое на трубчатые дуги. Управление тягачом было дублировано – стрелок так же мог управлять машиной, при выходе из строя механика водителя.
Еще во время испытаний военные обратили внимание, что «Комсомолец» является отличной легкой бронированной платформой. Конструкторам завода №37 было предложено разработать на его базе бронетранспортер, ПТ-САУ с 45-мм пушкой, САУ огневой поддержки с 76-мм гаубицей, 82-мм самоходный миномет, 12,7-мм СЗПУ, доставщик боеприпасов, доставщик горючего, КШМ и санитарно-эвакуационную машину. Увы, такой «букет» коллективу завода №37 осилить было невозможно и заказы раскидали по разным заводам.
БТР-20 «Комсомолец», представлял из себя, все тот же артиллерийский тягач Т-20А. Но мог вместить до 8 человек десанта. Дополнительных два места появились в носовой части десантного отделения. Так как демультипликатор для БТР был деталью не обязательной – то его просто упразднили. КПП сместили вперед, ящики боеукладки убрали и на их месте смонтировали два откидных сидения. Однако при использовании тяжелого вооружения, вместимость десанта на БТР-20 оставалась на уровне 6-7 человек. В любом случае на отделение требовалось два БТР. Для ведения огня из-за брони в бортах и корме десантного отделения были прорезаны бойницы, закрываемые броневыми заслонками.
Самоходный миномет так же ничем не отличался от БТР-20 – просто батальонный миномет перевозился внутри БТР. В котором были уложены мины в специальных боеукладках. Расчет миномета вел огонь с земли.
СЗПУ-20 с пулеметом ДШК-37 выпускалась на 1-м автосборочном заводе. В десантном отделении БТР-20 устанавливался пулемет ДШК на штатной морской тумбовой установке, которая позволяла вести огонь как по наземным так и по воздушным целям. Кроме того, в боевом отделении перевозился штатный универсальный станок для пулемета, что позволяло использовать последний и все машины. Для монтажа тумбы в боевом отделении была установлена площадка обеспечивающая ровную поверхность вокруг тумбы. Кардан при этом проходил под настилом площадки.
ПТ САУ «СУ-45/20» имела аналогичную конструкцию с СЗПУ-20. Но вместо пулемета ДШК там монтировалась универсальная 45-мм пушка 21КМ образца 1938 года – с длиной ствола 55 калибров. Тумба орудийной установки так же устанавливалась на площадку обслуживания, которая имела подкрепления и упоры. Установка морского орудия скорее всего продиктовано целесообразностью и простотой монтажа орудия, а не стремлением обеспечить зенитную стрельбу из орудия. Тем более, что пушка не имела кругового обстрела, хотя и была способна вести зенитный огонь. 76-мм полковая гаубица образца 1938 года на САУ огневой поддержки СУ-76/20 так же монтировалась на тумбе пушки 21К и отличалась от СУ-45/20 только орудием.
БКШМ-20, БСЭМ-20 и УБМС-20 (машину доставки боеприпасов и топливозаправщик было решено выпускать как универсальную бронированную машину снабжения) разрабатывались и выпускались на заводе «Красное Сормово». Эти машины очень сильно отличались от прародителя. Конструкторы, что бы обеспечить нормальный вход-выход из десантного отделения, перенесли мотор вперед – вплотную к отделению управления. При этом радиатор установили наклонно над двигателем, а осевой вентилятор заменили центробежным. Десантное (если так можно назвать) отделение располагалось в корме машины и имело дверь на командно-штабной машине. А на санитарно-эвакуационной машине, еще и откидной нижний борт-аппарель – позволяющий затаскивать внутрь машины тяжелораненых бойцов без особых усилий. Таким же бортом оборудовались и УБСМ-20 – что облегчало погрузочно-разгрузочные работы. При этом при перевозке топлива, последнее грузилось в 200 литровых бочках либо в канистрах. Грузоподъемность этих машин была не велика – всего 1200 кг.
В сентябре 1941 года на заводе №92 начали сборку эрзац САУ ЗИС-30Б – на шасси УБМС-20 монтировалась пушка ЗИС-2. Всего было выпущено около 300 САУ ЗИС-30Б, которые участвовали в боях 41-42 годов и были хорошо приняты в войсках благодаря высоким боевым качествам пушки ЗИС-2, выносливости и неприхотливости шасси. Однако все же шасси «Комсомольца» было слабовато для такого орудия. После начала поступления САУ на базе легкого танка Т-70Б, их стали выводить из состава действующих частей и передавать в учебные подразделения.
Не зря говорят «Аппетит приходит во время еды». То же самое можно сказать про командование РККА. Получив универсальное шасси для сухопутных разведбатов, захотелось иметь такой же набор средств усиления и для водобродных подразделений. Поэтому на базе танка Т-37В был создан БТР-37 и машины усиления: СУ-45/37 (45-мм ПТП 56К), СУ-76/37 (76-мм полковая гаубица образца 1938 года) и СЗПУ-37 (12,7-мм пулемет ДШК). По аналогии с сухопутными машинами, плавающее семейство нарекли «Пионерами». Компоновка этих машин была подобна машинам «Красное Сормово». Двигатель был установлен посередине корпуса – для уравновешивания машины на плаву. А тяжелое вооружение крепилось на таких же тумбах, но ближе к корме. Что создавало некоторый деферент на корму. В БТР-37 десантники размещались вдоль обоих бортов – слева и справа от двигателя. Машины получились тесными, впрочем как и их сухопутные собратья. Появление этого семейства бронированных машин расширило возможности разведбатов. Ведь в основном для оснащения этих подразделений и выпускались «Комсомольцы» и «Пионеры».
Рассказ об этих уникальных машинах не будет полным, если не упомянуть о ленд-лизовской версии машин. В октябре 1941 года, после внесения СССР в списки стран на которые распространялся ленд-лиз, руководство советской делегации обратилось к американским союзникам с предложением наладить производство легких бронетранспортеров советской разработки на своих заводах. Американцы согласились. СССР передал американской стороне рабочие чертежи и два образца БТР – сухопутный и плавающий. В САСШ машины испытали, перепроектировали и наладили массовое производство. Уже в марте 1942 года СССР получил первую партию этих машин. В Америке эти машины выпускались на заводах GMC и получили название «GMC MkVII Pioner». Плавающие GMC MkVII Pioner очень пригодились в битве за Сталинград. Большим преимуществом которых была возможность производить посадку и высадку, переправляющихся на правый берег, вдали от реки. Что сохранило большое количество жизней советских солдат. Машины поступали не только в СССР, но и в армию САСШ и Великобританию.
Конструктивно «GMC MkVII Pioner» несколько отличались от советских машин – так двигатель был установлен по типу плавающего образца. Причем на сухопутной версии тоже. Для посадки и выхода из машины в кормовом листе была оборудована широкая дверь – причем и на плавающей версии тоже, где она имела довольно эффективную герметизацию. Естественно агрегатная честь была представлена образцами американского автопрома. Двигатель – бензиновый GMC 270 (270 – рабочий объем в кубических дюймах, примерно 4,4 л) – верхнеклапанный рядный 6-цилиндровый, мощностью 91 л. с. (68 кВт) при 2750 об/мин и моментом 293 Нм при 1400 об/мин. Коробка передач – Warner T93 5-ти ступенчатая (5-я – повышающая). Главная передача типа Timken. А вот бортовые редукторы и бортовые фрикционы были скопированы с советской машины. Корпус был сварным и упрощенным, насколько это понималось американской стороной. Но деталей в нем было действительно намного меньше, чем в советских машинах. Подвеска была сохранена по типу Хорсмана, но несколько отличающаяся от таковой советской и больше напоминала подвеску танка «M4 Sherman». Гусеничные ленты были несколько отличными от советского образца и имели большую ширину. В результате американской модернизации БТР стали легче почти на 600 кг и значительно подвижнее – максимальная скорость доходила до 55 км/ч.
Передача производства этих нужных фронту машин на американские континент, позволило освободить советские заводы под производство другой военной продукции.