Альтернативный ПАК ФА — ОКБ МиГ. Россия
Как известно отечественная фронтовая истребительная авиация имеет смешанный состав и представлена легкими фронтовыми истребителями МиГ-29 и тяжелыми истребителями завоевания господства в воздухе Су-27, каждый из которых имеет свою тактическую и ценовую нишу что, на мой взгляд, является оптимальным. В связи с принятием на вооружение перспективного комплекса фронтовой авиации КБ Сухого, который должен заменить самолеты Су-27 возникает вопрос, какая машина заменит МиГ-29 ведь проект МиГ-1.42 свернут. Необходимость принятия на вооружение легкого истребителя обусловлена тем, что в ряде случаев применение легкой и дешевой машины для решения большей части задач стоящих перед фронтовой авиацией более целесообразно, чем применение более тяжелой машины, к тому же он может послужить основой для перспективного многоцелевого палубного самолета. На днях мне попалась на глаза статья о студенческом проекте перспективного легкого многоцелевого истребителя КБ Микояна-Гуревича, который вполне мог бы занять эту нишу. Далее представлен материал об этом проекте.
Перспективный комплекс фронтовой авиации МиГ-ХХ выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным трапециевидным в плане крылом с развитым, от носа, интегральным наплывом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем, выполненным с учетом закона сохранения площадей, с генератором вихрей по всей передней кромке наплыва и хвостовым оперением, включающим широко разнесенные, наклоненные наружу кили с рулями направления и цельноповоротными стабилизаторами. Конструкция перспективного истребителя соответствует критериям технологии «стелс». Малая радиолокационная заметность обеспечивается за счет малоотражающих форм планера, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий, а так же специальных малоэнергоемких устройств генерирующих низкотемпературную плазму. Эффективная минимальная отражающая поверхность (ЭПР) в курсовой плоскости (на виде спереди) 0,1 кв.м — 0,08 кв.м. В конструкции планера должны быть широко использованы полимерные композиционные материалы (КМ), включая термопластичные (12% — 15%) и термореактивные (10%) углепластики, в том числе и вновь разрабатываемые слоистые материалы «сэндвичевой» конструкции (0,6-0,8 мм) или “GLARE” состоящей из двух наружных слоев алюминия (лист 0,3 — 0,5мм) и промежуточного заполнителя из углеткани, титана (лист 1,5 — 7,0 мм) или стекловолокна. Общее количество деталей планера должно быть уменьшено на 20% — 40%, а количество соединительных элементов типа болт, заклепка на 50% по сравнению и имеющимися конструкциями. Крыло — кессонное трехлонжеронное композитное. В целях повышения боевой живучести часть лонжеронов необходимо выполнить из металла. По всему размаху крыла имеется отклоняемый носок. Крыло помимо аэродинамической, имеет геометрическую крутку — 2 градуса. Закрылки занимают больше половины размаха. Стреловидность по передней кромке — 42 градуса. Задняя кромка крыла в большей своей части имеет обратную стреловидность — 17 градусов, (задний срез законцовок крыла имеет обратную стреловидность — 42 градуса обеспечивающие — снижение радиолокационной заметности и более плавный срыва потока). Практически всю ее площадь занимают элероны и флапероны. Сопряжение поворотных и неподвижных поверхностей имеет «рубленые» формы, обеспечивающие снижение радиолокационной заметности. Нижняя поверхность фюзеляжа выполнена под небольшими углами — практически плоская. Имеется центральный многостворчатый адаптивный грузовой отсек с возможностью размещения существующих и перспективных боезапасов имеющих большие габариты, в том числе и в «полуутопленном» положении. Кабина двухместная (пилот — оператор систем вооружения) или (ученик — инструктор), имеет беспереплетный фонарь с радиорассеивающим напылением. Кабина оборудована модифицированными катапультными креслами КИГ — ХХ (кресло изменяемой геометрии) позволяющим экипажу лучше переносить перегрузки, и системой БАПС — ХХ — позволяющей контролировать состояние экипажа и в случае кратковременной потери сознания пилота выполнить выход из опасных режимов полета, а при полной потере контроля обоими членами экипажа — обеспечить возврат самолета на базу с выполнением автоматического захода на посадку. Фонарь выполнен из прозрачного поликарбоната. Форма остекления исключает визуальные искажения, так как имеет минимальное число поверхностей двойной кривизны. Приборная доска имеет козырек, прикрывающий летчика и прицел от набегающего воздушного потока при поврежденном фонаре кабины на скорости до 1100 км/ч. Вертикальное оперение — двухкилевое имеющее тонкий профиль (2% в корне); кили наклонены наружу на угол 28 градусов и снабжены рулями направления занимающих всю заднюю кромку киля привод, к которым расположен в отсеке фюзеляжа под килем. Связь с приводом осуществлена при помощи «гибкого» торсионного вала и кардана. Их стреловидность по передней кромке — прямая (+42 градуса), по задней кромке — обратная (-42 градуса). Развитое вертикальное оперение, в том числе играет роль экрана выхлопа двигателя, что в свою очередь снижает тепловую заметность. Горизонтальное оперение — цельноповоротное, углы стреловидности соответствуют углам стреловидности крыла. Электрогидравлический привод к ЦПГО скомпонован в общий узел с приводом руля направления. Шасси — трехопорное, с носовым колесом, обеспечивает посадку при вертикальной скорости до 3 м/с. Основные стойки — одноколесные. Передняя имеет двухколесную тележку. Основные опоры, с подтягом, убираются в ниши, расположенные по бокам фюзеляжа, а носовая опора убирается, с подтягом стойки и поворотом в фюзеляж назад. Створки отсеков шасси имеют пилообразные кромки, что способствует снижению радиолокационной заметности.
Силовая установка включает два ТРДДФ РД-ХХ пятого поколения — дальнейшее развитие двигателей семейства РД-33. ТРДДФ первых серий могут иметь максимальную статическую тягу 10 000 кгс (Т перед турбиной 1800 – 1900 градусов Кельвина), в массовой серии предполагается ее увеличение до 15 000-16 000 кг (Т перед турбиной 2200 — 2250) "к" увеличен до 30-40. Двигатели выполнены с уменьшением количества ступеней компрессора (КВД) с 9 до 6, вентилятора (КНД) с 4 до 2 , с уменьшением габаритов, веса и общего количества деталей. Имеют электронное управление с многократным резервированием с полной ответственностью. Нижние воздухозаборники двигателей — ромбовидного сечения, нерегулируемые, с S-образными горизонтальными каналами для экранирования компрессоров двигателей и обхода грузового отсека сбоку. Для обеспечения снижения радиолокационной заметности, щель для слива пограничного слоя между фюзеляжем и воздухозаборником может быть закрыта подвижной управляемой створкой. Управление створкой по скорости и соответственной ей толщине пограничного слоя, исключает потерю ГДУ двигателями. Возможность применения данной створки необходимо оценить по результатам предварительных исследований. Плоские сопла имеют неподвижные боковые стенки и подвижные верхние и нижние панели, предназначенные для регулирования площади поперечного сечения сопла и знакопеременного отклонения вектора тяги по тангажу на угол от плюс 30 до минус 20 градусов, что позволит использовать ОВТ, в том числе и для управления по крену. Благодаря использованию ВСУ ГТДЭ — ХХХ существенно повысится боеготовность самолета. Кроме того, этим обеспечится возможность повторного запуска двигателя на высотах до 10 км при М=1. Цифровая многомодульная ЭДСУ фирмы «RUSSAN Авионикс», с полной ответственностью, имеет волоконно-оптические коммуникации и резервное электропитание. Ручки управления — боковые. Ручки управления и РУДы расположены на кресле КИГ-ХХ в которых, для удобства управления имеются антропоморфные подлокотники. Приводы поверхностей управления фирмы «GIDROMASH»: флапероны, элероны — электрические, стабилизатор, рули направления — электрогидравлический.
В состав интегрированного комплекса БРЭО, разрабатываемого под общим руководством фирмы «RUSSAN БРЭО», входят центральная комплексная система связи, навигации, опознавания и боевой электронный комплекс, включающий: систему РЭБ и БРЛС «РП-ХХХ» с высокой разрешающей способностью. Имеются две ИНС с лазерными гироскопами. Классификация целей производится по семи параметрам данных, в том числе по радиолокационной сигнатуре, а также посредством подсчета количества лопаток первой ступени компрессора с помощью БРЛС. БРЛС «РП-ХХ» имеет трехмодульную фазированную активную антенную решетку овальной формы шириной около 1,3 м, каждый модуль состоит приблизительно из 700 твердотельных приемопередающих модулей, в которых используется техника монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. В целях снижения заметности предусмотрены пассивные режимы работы РЛС, включающих в себя механический увод модулей панели РЛС вниз. Обеспечена малая вероятность перехвата сигналов при активных режимах работы БРЛС. Максимальная дальность обнаружения крупных воздушных целей — 200-250 км, целей класса «крылатая ракета» — 170 км; наземные подвижные цели могут быть обнаружены на удалении до 90 км. Сектор обзора по азимуту и угла места +/-60 градусов, в воздушном ближнем бою он увеличивается по азимуту до +180 и уменьшается по углу места до -30 градусов за счет механического увода крайних панелей в бок, при этом летчик может изменять угол обзора по вертикали в пределах 10-60 градусов. Имеется режим картографирования и сопоставления (наложения) изображения с электронной картой и 3D картографирование с вводом 3D изображения зон действия ПВО противника и естественных возвышенностей. Три модуля антенны в ближнем бою и на средних дальностях (до цели типа истребитель) могут работать независимо друг от друга как три раздельных РЛС в «интеллектуальном» режиме. Общее управление в данном режиме осуществляется по принципу коррумпирования — если цель всего одна или ракурс подхода множества целей расположен во фронтальных углах она (они) считается наиболее опасной целью — то три элемента РЛС работают как одна РЛС. Если целей более одной и ракурсы подхода к целям расположены справа сбоку, слева сбоку и во фронт, то в этом случае каждый модуль работает независимо друг от друга. Это позволит вести одновременный обстрел сразу трех целей в диапазоне азимутальных углов до 270 градусов. При этом электронное управление диаграммой направленности исключает мертвые зоны и снижение дальности обнаружения и захвата данном диапазоне углов. В случае попадания цели в зону обзора на дальности менее 30 км станция осуществляет ее автоматический захват и сопровождение. Количество одновременно сопровождаемых целей более 10. В состав прицельного комплекса входит квантово-оптическая локационная станция (КОЛС-ХХ) предназначенная для параллельного с БРЛС решения задач ближнего боя и определения дальности до наземных (надводных) целей, работающая совместно с нашлемным визирным устройством (НВУ) на которое (вне боя) может также выводиться любая доступная информация от экрана или дисплеев, в том числе и видеокамер, при этом экран НВУ теряет прозрачность.
Кабина летчика и оператора оборудована широкоугольным многоцветным ИЛС с углом обзора 20х30 градусов, на который выводится полетная, навигационная и прицельная информация, а также информация от объединенной системы опознавания, связи и РЭП. В центре приборной доски расположен основной многофункциональный жидкокристаллический цветной дисплей (МФИ) с размером экрана 250х300 мм, на который выводится различная синтезированная информация. В боевом режиме (при выдаче целеуказаний) информационное поле экрана и поле ИЛС разделяется вертикальными линиями на три части. По бокам его, а также снизу расположены три цветных многофункциональных индикатора на жидких кристаллах с размерами экранов 180х180 мм (в типовой конфигурации на левый дисплей выводится детализированная информация о самолетах противника и его средствах ПВО, на правом — решается тактическая задача атаки, на нижний выдаются сведения о состоянии бортового вооружения). В верхней части приборной доски находятся два жидкокристаллических индикатора (100х100 мм), на которые выводятся навигационная и связная информация. Обычные электромеханические приборы в кабине отсутствуют. На РУДах и боковых ручках управления самолетом находятся до 20 кнопок и книппелей управления, имеющих до 40 функции, что обеспечивает управление системами без отрыва рук от рычагов управления самолетом. Для удобства полетного и послеполетного визуального контроля состояния пилотов и бортовых систем самолета в различных отсеках расположены 30 малогабаритных цифровых видеокамер. Две управляемые видеокамеры контроля задней полусферы с выводом на МФИ оператора и пилота (с эффектом 20Х зуммирования). Одна видеокамера выполняет функцию ФКП. Восемь видеокамер в разных точках кабины. Остальные в отсеках вооружения, КСА, двигателей и др. отсеках самолета. Вся видеоинформация записывается в режиме реального времени с момента взлета и до посадки на твердотельный защищенный от перегрузок и прочих внешних воздействий носитель, входящий в состав бортового регистратора из системы КАРАТ-ХХ. МиГ-ХХ будет оснащен терминалом системы автоматизированного распределения информации с закрытой линией связи. Он может быть оборудован помехозащищенной системой обмена данными обеспечивающей связь с воздушными, космическими и наземными (надводными) КП на большом расстоянии, в том числе для обеспечения беспилотного управления самолетом (для решения специальных задач).
Встроенная пушка GSHA -XXX калибра 30 мм с боекомплектом 150 — 200 снарядов установлена в правой корневой части крыла. В нерабочем положении орудийный порт закрывается специальными створками. В грузовом отсеке могут размещаться до восьми ракет РВВ-АЕ (Р-77 класса «воздух — воздух» средней дальности с активным радиолокационным самонаведением или четыре РВВ-АЕ (Р-77) и одна КАБ-500. Альтернативный вариант вооружения для ведения воздушного боя четыре тепловые УР Р-73 и четыре РВВ-АЕ (Р-77). На четырех подкрыльевых узлах подвески с укороченными пилонами могут размещаться два ПТБ (на корневых узлах) и две Х-31 или две КАБ-500. При выполнении перегоночных полетов на подкрыльевых узлах предполагается подвешивать до четырех ПТБ. Нагрузка на внешних узлах подвески может достигать 3000 кг. Первоначально ударное вооружение самолета будет, вероятно, ограничено. Суммарный боекомплект на внутренних узлах подвески составит две перспективных КАБ, две УР РВВ-АЕ (Р-77) и две Р-73. В дальнейшем многофункциональный самолет МиГ-ХХ предполагается оснастить рядом перспективных систем ударного вооружения, находящихся в стадии разработки или исследования.