Альтернативный броненосец «Довмонт», 1874 год. Россия

15

Коллега Абрамий с ФАИ предложил мне нарисовать альтернативный русский прогрессорский броненосец для одного из АИ миров, к Русско-Турецкой войне 1877 года. Вот что из этого получилось.

Альтернативный броненосец «Довмонт», 1874 год. Россия

Вводные были таковыми:

При водоизмещении 7400 т они имели следующие размерения: длину между перпендикулярами 98, наибольшую ширину 18 и осадку 6,4 м. Корпуса набирались по уже распространенной, но улучшенной русскими инженерами клетчатой системе из мягкой марганцевой стали и железа, и они имели междудонное пространство 1,2 м. Улучшения, введённые русскими инженерами в клетчатую систему набора, заключались в введении Т-образных рёбер жесткости для подкрепления основных продольных связей корабля — наружной и внутренней обшивки. Это дало возможность уменьшить вес корпусных конструкций на 10%. Корпус был разделён на 11 отсеков поперечными переборками и дополнительно имел одну продольную переборку в середине корабля, в носовой и кормовой части корабля продольных переборок было по две. Внизу вертикального форштевня на глубине 3,5 метра находились два минных аппарата для стрельбы самодвижущимися минами системы Александровского калибром 560 мм. Тарана вовсе не было. Эти броненосцы проектировались для возможности вести сражение в узком проливе Поэтому на полубаке в носовом крытом барбете круглой формы стояли два 280-мм 500-фунтовых орудий Обуховского завода в 25 калибров и весом в 28 тонн каждое, помещённых на новейшей конструкции механизированных пневматическими машинами станках системы отца и сына Барановских. Бронебойные и фугасные стальные и чугунные снаряды этих орудий весили по 250-350 кг. Восемь остальных 210-мм 220-фунтовых орудий в 30 калибров на универсальных станках системы Барановских (но без применения пневматических машин) находились в углах прямоугольного каземата. Однако эти станки имели возможность увеличения угла возвышения орудий до 70 градусов. Их бронебойные и фугасные стальные и чугунные снаряды весили по 100-112 кг. Кроме того, на броненосце было установлено 10 картечниц Гатлинга. Броней защищались два каземата-цитадели, крытый барбет, боевая рубка, две палубы и крыша верхнего каземата. Нижний каземат, главным назначением которого была защита котлов и машин, стоял в центральной части корабля и имел длину 61 м (т.е. в 2/3 длины корабля), ширину, равную ширине корабля, и высоту 4,5 м. Этот каземат со всех 4 сторон защищался литыми плитами из стали с содержанием марганца в 13% толщиной в 225 мм, уложенными на подкладку из пропитанной креозотом лиственницы узкими торцами вверх. Поверх ка­земата настилалась броневая палуба толщиной 50,8 мм. К носу и корме от каземата и внутри каземата простиралась сплошная черепашья железная палуба такой же толщины, скосы её были изготовлены из литых плит марганцевой стали толщиной в 75-102 мм. Верхний каземат-цитадель имел длину 16,2 м. Он защищался 203-мм плитами, уложенными на такую же подкладку. В углах этого каземата и стояли 210-мм орудия, оси ко­торых возвышались на 5 м от уровня воды. Круглый барбет имел защиту из 253-мм литых плит. Его орудия отстояли от поверхности воды на 6,15 м. Боевую рубку прикрывали плиты толщиной 203 мм. Кроме этого, на расстоянии 3 метра от наружной обшивки находилась 40-мм железная переборка, простиравшаяся на всю длину корабля; по высоте переборка простиралась от наружного дна до броневой палубы. Пространство между бортом и внутренней переборкой заполнялось пропитанной каменноугольной смолой пенькой. Русская марганцевая стальная броня по своей стойкости к ударам снарядов была как минимум вдвое прочней употреблявшейся тогда железной. Две трехцилиндровые паровые машины двойного расширения работали каждая на свой винт. Общая мощность машин достигала 6000 л.с. Кроме того, были две паровых машины мощностью в 350 л.с. для привода компрессоров, вырабатывавших сжатый воздух для машин артиллерийских станков и подачи снарядов к всем орудиям (они приводили в движение и динамо-машину). Кроме этого, были и паровые насосы для откачки воды из пробитых отсеков. Пар ко всем паровым машинам подавался из 8 котлов, рассчитанных на рабочее давление 4 атм. и максимальное в 6 атм. Дымовая труба одна. Запас угля 900 т позволял кораблям 10-узловым ходом преодолевать расстояние 3200—3700 миль. Скорость хода 14 узлов. (В период с 1897 по 1898 г. все восемь броненосцев модернизировали. На кораблях появилось по десять 102-мм и 8 пулеметов. Старую боевую рубку убрали. В новой, более обширной, стояли современные приборы управления кораблем и артиллерией.)

На момент постройки эти броненосцы были сильны, но не числом крупных орудий, а только тем, что на них были применены новые оснащённые многочисленными машинами станки 280-мм орудий и притом с круговым заряжением, позволившие довести скорострельность столь больших орудий до одного выстрела в две минуты. Сами станки с орудиями были вполне уравновешены, и при повороте орудий (вместе с крышей барбета) корабль не кренило на борт. Но русские инженеры на этом не остановились. Русским инженером А.П. Давыдовым совместно с отцом и сыном Барановскими была изготовлена электрическая, автоматическая централизованная система управления стрельбой корабельной артиллерии. Большое содействие в разработке этой системы оказал известный русский изобретатель С.К. Джевецкий. Знаменитый механик и оптик Пулковской обсерватории Брауэр в своих мастерских (в то время бывших на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, ныне СПб Оптическое и Механическое Общество Брауэр и Ко) приступил к изготовлению аппаратов Давыдова. Система, успешно прошедшая испытания в 1867 г., включала: гальванический индикатор, учитывающий влияние хода и маневрирования корабля, гальванический кренометр для управления вертикальной наводкой орудий, электромагнитные устройства сигнализации и синхронной связи и электрические клапаны управления пневматическими машинами станков орудий, т.е. для управления силовой следящей системы автоматической наводки орудий корабельной артиллерии. Ничего подобного ни в одном иностранном флоте того времени не было. Кроме того, Брауэр и немецкий оптик и механик Штейнгейль изготовили для орудий и системы центральной наводки оптические прицелы, орудийные панорамы, перископы и дальномеры. В результате один русский броненосец был равен двум-трём английским.

Снаряды русской артиллерии были намного могущественней лучших английских. Изобретённые русскими мощные взрывчатые вещества были успешно употреблены к наполнению последними снарядов морской артиллерии. Разрушительная сила русских снарядов была огромна. К бронебойным и фугасным снарядам русские артиллеристы имели два типа трубок: одни срабатывали немедленно при попадании даже и в воду, вторые срабатывали только после пробития снарядом брони и снаряды разрывались за бронёй, внутри корабля и наносили страшные разрушения. Кроме этого были зажигательные снаряды, начинённые фосфором, и отравляющие снаряды, начинённые летучим соединением мышьяка. Была и особо мощная шрапнель.

Альтернативный броненосец «Довмонт», 1874 год. Россия

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account