Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

1
Идея создания данной статьи родилась после обсуждения статей «Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин», «Немецкий гусеничный БТР», «Сделано в СССР. В весе пера» , за что благодарю всех коллег, принявших участие в их обсуждении и сподвигших меня на сей труд.

Саранча

В ходе проведения многочисленных учений перед руководством воздушно-десантных войск со всей остротой вставал вопрос оснащения тяжелой техникой. Десантируемые бронеавтомобили Д-12 и танки Т-37/38 не удовлетворяли десантников из-за крайней слабости вооружения. Поэтому руководством ВДВ ВВС РККА по согласованию с наркомом обороны Ворошиловым в феврале 1938 года был выдан черновик ТЗ на создание авиадесантного танка.

ТЗ требовало от конструкторов создать для авиадесантных бригад ВВС РККА танк минимальных габаритных размеров и массой не более 5 тонн (для транспортировки с помощью самолета ТБ-3), бронированием в 13-10 мм, вооружением не менее 45-мм пушки и экипажем из 3 человек. Дополнительным условием было обеспечение унификации с танком Т-30.

Разработка танка была поручена бригаде Цейца под общим руководством Гинзбурга. За основу было взято укороченное четырехкатковое шасси от танка Т-30. В отличие от базовой машины шасси были проведены следующие изменения:

  • КПП и трансмиссия были перенесены в переднюю часть корпуса;
  • узлы серийного танка заменены на новые:
    • КПП заменена на новую, рассчитанную на машины массой до 7,5 тонн,
    • трансмиссия заменена на новую, облегченного типа;
    • двигатель МТ-5-1 был заменен «половинкой» — рядным 4-хцилиндровым двигателем МТ-2-1 мощностью 160 л.с.;
    • уменьшение ширины гусеничной цепи с 380 до 260 мм.

Данный проект в начале июня 1938 года был представлен совместному НТК АБТУ и ВВС РККА. Решения, предложенные конструкторским коллективом, были подвергнуты резкой критике руководством АБТУ, но Зальцман, Котин и Гинзбург с расчетами показали, что сохранение узлов серийного танка приведет к увеличению массы танка с 5 до 7 тонн, что делает его неаэротранспортабельным самолетом ТБ-3. Решение руководства завода им. Кирова было поддержано представителями ВВС РККА и комиссия рекомендовала танк к постройке.

Помимо авиадесантного танка совместной комиссии были представлены проекты башенной САУ поддержки с 76-мм полковой пушкой и БТР на 7 человек, выполненные на шасси танка. Здесь вновь мнения представителей ВВС и АБТУ разделились (танкистам не понравились как БТР так и дульный тормоз на артсвистемах), но решение вновь оказалось в пользу десантников: комиссия также рекомендовала к постройке САУ и БТР.

В начале июля 1938 года на заводе им. Кирова началось изготовление прототипов авиадесантной техники. В конце сентября 1938 года на НИБТ полигоне начались испытания опытных танка, САУ и БТР.

С октября 1938 по середину января 1939 года опытные машины продемонстрировали хорошие технические данные: они прошли по 3000 км каждый, показали хорошую плавность хода и приемлемые усилия на рычагах управления. Авиадесантные танк и САУ продемонстрировали хорошую кучность стрельбы.

По окончании испытаний в конце января 1939 года был составлен акт, рекомендовавший принятие авиадесантных танка, САУ и БТР на вооружение. После получения акта в АБТУ РККА опытным машинам были присвоены индексы ДТ-30-45, ДСУ-30-76 и ДТР-30 соответственно.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

Рис. 23 Танк ДТ-30-45

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

Рис. 24 ДСУ-30-76

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

Рис. 25 ДТР-30

Весь 1939 год воздушно-десантные бригады отрабатывали тактику и методики применения новой для себя техники, поэтому на финскую войну танки, САУ и БТР попали только в середине февраля 1940 года, когда десантники и техника, высаженные на площадку у дер. Леметти, смогли деблокировать 18 СД и 34 ТБр и создать угрозу финскому городу Оулу. Также удачно воздушно-десантные войска были применены в ходе освобождения Бессарабии в 1940 году: высадка десанта, создание полевого аэродрома и выгрузка техники позволили занять мосты через Прут и не допустить вывоз румынскими войсками подвижного состава.

Крокодилы

Несмотря на постоянные неудачи с ПТ-1 и ПТ-1А руководство РККА не оставляло попыток создания полноценного танка качественного усиления подразделений малых танков-амфибий при захвате и удержании ими плацдармов на реках при их форсировании в ходе наступательных операций Красной армии. Успешное внедрение в серийное производство танков и САУ на базе танка Т-30 сулило руководству АБТУ РККА надежду на получение полноценного плавающего танка. В июне 1938 года АБТУ РККА выдало КБ завода им. Кирова ТЗ на проектирование плавающего танка со следующими ТТХ: масса 11-13 т, бронирование толщиной 10-13 мм, скорость хода на суше макс 55 км/ч, по проселку 25 км/ч, на плаву 8 км/ч, вооружение 76-мм пушка и 3 пулемета.

Разработка плавающего танка была получена бригаде Шашмурина под общим руководством Семена Гинзбурга. В качестве базового шасси было выбрано шасси танка Т-32А, трансмиссия танка была дополнена коробкой отбора мощности на гребной винт. При разработке танка конструкторы воспользовались опытом создания плавающих танков, на основе которого был разработан водоизмещающий корпус.

Проект танка был представлен руководству АБТУ в августе 1938 года, рассмотрен на заседании Научно-технического комитета АБТУ и утвержден для проведения испытаний. Так как конструкция шасси была уже отработана, то завод изготовление опытных танков к середине сентября 1938 года.

Поскольку в середине октября начался ледоход, то испытания пришлось приостановить. Во время зимнего перерыва опытные машины возвращались на завод для доработок: был удлинены валы гребных винтов, так как оказалось, что для эффективной работы винт надо относить назад не менее чем на 300 мм. Кроме доработки танка завод №185 изготовил на его базе плавающий БТР на 14 человек.

В начале апреля 1939 года испытания продолжились. На них танк и БТР показали себя хорошо, требования ТЗ выполнялись за исключением скорости на плаву 7 км/ч вместо заданных 8 км/ч. Данное несоответствие сочли несущественным и танк был рекомендован для принятия на вооружение под обозначением ПТ-32-76, в то время как БТР руководством АБТУ был отвергнут как не вписывающийся в систему танко-тракторно-автоброневооружения РККА.

Изготовление установочной серии началось в мае 1939 года и в конце июня 1939 года установочная серия из 10 машин была передана для войсковых испытаний в состав 20 тяжелой танковой бригады им. Кирова. Одновременно с изготовлением опытной партии директор завода Исаак Зальцман выдает указание на изготовление комплектов КД и ТД для последующей передачи на завод им. Молотова. Согласно планам руководства ГАЗ должен был с 1 августа 1939 года прекратить выпуск танков Т-38 и начать выпускать новые плавающие танки ПТ-32-76.

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

Рис. 26 Плавающий танк ПТ-32-76

Альтернативные танки РККА образца 1937 года. Саранча и крокодилы

Рис. 27 Проект плавающего БТР на базе танка ПТ-32-76

Боевое крещение танк принял 6-7 декабря 1939 года в ходе финской войны, когда ПТ-32-76 339 танкового батальона плавающих танков 49 стрелковой дивизии 13 армии, форсировали р. Тайпалеенйоки. И если большая часть танков Т-38 была вынуждена вернуться, то, поддержанные артогнем, ПТ-32-76 с десантом на борту успешно вышли на противоположный берег, прикрыли понтоны с пехотой и захватили плацдарм. В то же время попытки пехотных командиров использовать плавающие танки в роли линейных приводили к неоправданным потерям среди последних.

Таблица 4

ТТХ специальных танков и САУ

 

ПТ-32-76

Проект БТР

ДТ-30-45

ДСУ-30-76

ДТР-30

Год выпуска

1939

Боевая масса, т

11,5

11,7

4,8

4,9

4,4

Экипаж, чел.

4

2+12

3

3

1+6

Габаритные размеры, мм

Общая длина

6800

6470

4200

4200

4200

Длина корпуса

6470

6470

4200

4200

4200

Ширина

2800

2800

2000

2000

2000

Высота

2660

2690

1900

1900

1400

Клиренс

400

400

400

400

400

Вооружение

Пушки, мм

1 × 76 КТ

1 × 45 20К

1 × 76 КТ

Пулеметы, мм

3 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

1 × 7,62 ДТ

Бронирование, мм

Лоб корпуса

13

13

10-13

10-13

10-13

Борт корпуса

10+5

10+5

5+5

5+5

5+5

Лоб башни/рубки

13

13

10

10

Борт башни/рубки

13

10

10

10

Силовая установка

Тип двигателя

МТ-5-1

МТ-2-1

Мощность

320 л.с.

160 л.с.

Мак. скорость км/ч*

55/7

55/7

56

55

60

Запас хода по шоссе, км*

220

220

220

220

230

 Список источников:

Свирин М.Н. Броня крепка: История советского танка 1919-1937,

  • Свирин М.Н. Броневой Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955

 

Подписаться
Уведомить о
guest

8 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account