Альтернативные кораблестроительные программы Российской Империи во вселенной коллеги Ansar02
13
Как наверное помнят уважаемые читатели, альтернатива достопочтенного Ansar02 базируется на том, что «два персонажа получили уникальную возможность, отправиться в Российскую Империю вскоре по окончании русско-японской войны и, не имея собственно материальных тел, обладают уникальной возможностью получать любую информацию о текущем положении дел в государстве от любых подданных данного государства, и закладывать в их же головы свои идеи, которые тут же становятся для исполнителей главным руководством к немедленному действию, причём необъяснимо требующему приложения всех возможных усилий и энергии.»
Причем влиять на события они начинают с самого начала 1909г.
В РИ в марте 1907 г МГШ предоставил государю-императору программу возрождения ВМФ Российской Империи в 4-х вариантах. Эти варианты предусматривали строительство от четырех (вариант 1) до одной (вариант 4) эскадр в составе восьми линейных кораблей, четырех броненосных, девяти легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев. Поскольку строительство одной эскадры на тот момент оценивалось в 350 млн руб — царь-батюшка выбрал вариант №4 — т.е. строительство одной эскадры для Балтики. Этот вариант был назван «Малой судостроительной программой»
Но даже и малая судостроительная программа стоила почти миллиард — 870 млн.руб., так как включала в себя не только строительство новой эскадры, но и модернизацию производственных мощностей и ряда старых кораблей. Государственный совет ее принимать не хотел ни в какую, в результате чего малая судостроительная программа была еще сокращена. Теперь она называлась «Распределение ассигнований па судостроение» и предусматривала строительство для Балтийского моря 4 линейных кораблей (типа «Севастополь»), 3 подводных лодок и плавбазы для них. Для Черного моря намечалось построить 14 эскадренных миноносцев старого типа и 3 подводные лодки.
В середине 1909 г дредноуты «Севастополь» были заложены. Но состояние русской судостроительной промышленности, к сожалению, не позволяло строить корабли такого класса. Вплоть до 1 января 1911г (т.е. за полтора года строительства) промышленностью было освоено всего 12% общей стоимости дредноутов! Было ясно, что так строить корабли нельзя.
Осознание неготовности нашей промышленности пришло, к сожалению, позже закладки первой серии русских дредноутов. Дополнительные ассигнования на модернизацию Ижорского, Путиловского и Обуховского заводов были испрошены у Государственного совета только в январе-мае 1910 г. Запрашиваемые деньги были выделены и заводы, параллельно со строительством кораблей осуществляли собственную глубокую модернизацию. Ввод в строй производственных мощностей осуществлялся в 1911-1912 гг
В АИ все будет по другому:
Изменение судостроительных программ Российской Империи
В АИ в начале 1909 г принимается новая «Малая судостроительная программа», рассчитанная на выполнение в период с 1909 по 1914 гг и которая включает в себя:
1) Создание Балтийской эскадры в составе 4 ЛКР класса «Суперизмаил», 4 КРЛ класса «Светлана», 2 быстроходных гидрокрейсеров, 36 ЭМ класса «Новик», 16 ПЛ-минных заградителя типа «Краб» и 16 ПЛ типа «Барс»
2) Создание Черноморской эскадры в составе 1 ЛКР класса «Суперизмаил» 2 КРЛ типа «Светлана», 1 быстроходного гидрокрейсера, 16 ЭМ класса «Новик» 8 ПЛ-минных заградителя типа «Краб» и 8 ПЛ типа «Барс»
Проектирование и строительство линейных кораблей
1) С начала 1909 г работы по проектированию и подготовке к строительству «Севастополей» прекращаются. Выдается новое ТЗ на проектирование быстроходного линкора типа «Улучшенный Измаил» следующих характеристик:
Водоизмещение стандартное – 35,5 тыс тонн
Вооружение – 12 – 356 мм, 24 – 130 мм орудий
Броня – пояс – 338,5 мм, палуба — 78 мм, башни – 338,5 мм, барбеты – 300 мм
Скорость – 26,5 уз (на форсаже – 28 уз в течении 3 часов)
По сути, данные корабли становятся тем самым классом «быстроходного линкора» появление которого предсказал после ПМВ Ховгард. Их бронезащита лишь слегка уступает наиболее защищенным немецким линкорам и значительно превосходит любой английский, не исключая и знаменитую серию «Куин Элизабет» При этом мощь артиллерии превосходит всяческое воображение – 748 кг снаряды «Измаилов» почти равны 800-880 кг пятнадцатидюймовым снарядам немцев и англичан, но те ставят всего по 8 15дм орудий на линкор, в то время как у «Измаила» их 12. К тому же «Измаилы» обладают скоростью линейных крейсеров, неизмеримо превосходя последние и защитой и огневой мощью. Платой за эти достоинства стали слабая ПТЗ (которую удалось лишь незначительно улучшить по сравнению с оригинальным проектом) и весьма умеренная мореходность «Суперизмаилов»
При проектировании ЛК максимально используется задел, возникший при подготовке чертежей по проекту «Севастополь». Соответственно, расположение артиллерии ГК остается как и в РИ.
2) Средства, в РИ выделенные на строительство «Севастополей» направляются на модернизацию судстроя. В начале 1909 г выделяются средства на модернизацию как судостроительных заводов, так и артиллерийских (Обуховский) и бронных (Ижорский) заводов. Ожидаемый срок полного ввода в строй производственных мощностей – конец 1911г — начало/середина 1912 г.
В РИ по состоянию на 1909 г Обуховский и Ижорский заводы могли поставлять только 1900 тонн и 2000 тонн брони в год соответственно, к тому же эта броня имела ограничения по максимальной толщине С учетом того, что общий вес брони Севастополя — 6 714 т, Измаилу требовалось 9 713 тонн, а Суперизмаилу – порядка 12,5 тыс тонн — очевидно, что даже оба этих завода не имели ни шанса своевременно поставить требуемое количество брони. В РИ в 1910 г были получены средства на строительство, по сути, нового завода на территории Ижорского старого — мощность указанного завода планировалось довести до 7,5 тыс.т брони в год. На самом деле заводчане собирались создать производственные мощности в 10 тыс.тонн/год — но думцы повелись на трехгрошевую экономию — уменьшение мощности с 10 до 7,5 тыс т. в год позволяло сэкономить аж 1,15 млн руб. Указанной мощности завод достиг к концу 1912 г, но в дальнейшем производственная мощность увеличивалась еще. Но это в РИ. Мы же с начала 1909 г создаем на базе Ижорского новые, дополнительные проммощности на 12 тыс тонн брони ежегодно, причем любых толщин вплоть до 400 мм, а также несколько увеличиваем производство брони на Обуховском. Т.е. делаем почти все как в РИ – но более чем на год раньше.
3) В РИ в июне 1909 г спецам Обуховского завода было выдано задание на разработку 356 мм орудия. Разработка велась ни шатко ни валко и проект удалось изготовить только к середине 1910 г (вместо января 1910 г) Это произошло как из за отсутствия ноги, способной своевременно отвешивать «волшебный пендель» так и потому, что параллельно с работами по проектированию 356 мм орудия они прорабатывали схему «тяжелый снаряд — высокая начальная скорость» для 305 мм орудия. Но даже и после готовности проекта наши умудрились взять полугодовую паузу — к изготовлению опытного орудия приступили лишь 7 января 1911 г, и то, по личному указанию Григоровича.
Следовательно — при самом энергичном руководстве процессом только на этапе проектирования орудия можно сэкономить год.
В АИ в начале 1909 г Ваши попаданцы отдают приказ:
а) Забросить работы по 12 дм артиллерии.
б) Срочно проектировать 14 дм артсистему по принципу «тяжелый снаряд — высокая нач скорость»
Тогда к концу 1909 г максимум появятся чертежи 14 дм орудия, пусть даже на производство и испытания и доработку опытного орудия уйдет 2 года — итого конец 1911 г — орудие готово к массовому производству.
В РИ мы приступили к расширению Обуховского завода с целью производства крупнокалиберных (14 дм и выше) орудий в 1911 г. Предполагалось обеспечить выпуск 48 14 дм орудий в год — 36 для нужд флота и 12 — для армии. Но средства под это дело были выделены только в середине 1912 г, причем выйти на требуемую мощность предполагалось к началу 1914 г. Кстати, не такие уж большие средства понадобились — менее 4 млн. руб. Итого срок строительства — примерно 1,5-2 года.
В АИ средства на развитие и модернизацию Обуховского завода изыскиваются в 1909 г . Это означает, что к началу 1911 г Обуховский завод получает производственные мощности на 36 морских 14 дм в год (срок изготовления крупнокалиберной пушки стремится к году — в январе начали, в декабре закончили) При этом следует иметь ввиду — для модернизации Обуховского завода точные чертежи орудия ни к чему. Примерные размеры и веса — понятны, так что оборудование можно создавать и так.
В результате всех вышеуказанных мероприятий усовершенствованные «Измаил», «Бородино», «Кинбурн», «Наварин» закладываются в марте 1910 г спущены на воду во второй половине 1912 г (стапельный период – 2,5 года), вошли в состав действующего флота в сентябре 1914г («Измаил», «Бородино»») – декабре 1914 г («Кинбурн», «Наварин»)
На Черном море в июне 1910 г закладывается «Суперизмаил» «Полтава» — спуск на воду в конце 1912 г, ввод в состав действующего флота – октябрь 1914 г
Маленькая ремарка – денежный вопрос.
В РИ Российская Империя построила 7 дредноутов типов «Севастополь» и «Императрица Мария» сметной стоимостью примерно по 37 млн.руб каждый, а всего – 259 млн.руб. Сметная стоимость четверки «Измаилов» составляла 182 млн.руб., но усовершенствованные «Измаилы» больше и дороже. Но не намного – если вспомнить, что строительство четырехбашенных Измаилов увеличило сметную стоимость всех четырех кораблей относительно их первоначального, трехбашенного проекта всего на 28 млн.руб, то следует ожидать прироста стоимости «Суперизмаилов» относительно «Измаилов» на уровне, не превышающем 20-25 млн. руб. Таким образом, общая стоимость 4 ЛКР «Суперизмаил» составит где-то 202-207 млн руб, а 5 таких кораблей обойдуться казне в 253-258 млн.руб. Т.е. даже чуть ДЕШЕВЛЕ РИ.
Легкие крейсера и быстроходные гидроавиатранспорты
В РИ проект легкого крейсера, ставшего впоследствии «Светланой» стали разрабатывать в 1907 г, однако же сами крейсера стали закладываться только начиная с 1913 г. С учетом того, что:
1) При проектировании дредноутов, при исключении проволочек, связанных с многочисленными изменениями ТЗ с момента выдачи ТЗ на проектирование и до момента закладки корабля проходило от года до 14-16 мес. При этом полный комплект рабочих чертежей к началу строительства конечно же не был еще готов, но недоделанные на момент закладки чертежи выполнялись по ходу постройки корабля и не тормозили его строительства
2) В АИ судостроительная промышленность прошла основной этап модернизации к концу 1911 г
Соответственно, ничто не мешает подготовить проект и заложить легкие крейсера в конце 1911 — начале 1912 г.г. Тогда ввод в состав флота легких крейсеров вполне можно ожидать не позднее конца 1914 г.
В АИ дело происходит так:
В 1909 г решено создать 2 типа боевых корабля на базе КРЛ «Светлана» — собственно КРЛ (ТТХ соответствуют РИ — 7,6 тыс тонн,15-130 мм, 75 мм пояс, 45 мм – палуба, 29,5 уз) и быстроходного гидроавиатранспорта на его базе.
Основной задачей быстроходного гидроавиатранспорта является разведка и поиск вражеских кораблей. Основным требованием — действие в составе маневренных соединений флота, в том числе и легких, состоящих из КРЛ и ЭМ. Соответственно, такой корабль должен обладать скоростью, аналогичной КРЛ, артиллерией, достаточной для отражения атаки ЭМ и 8-10 гидросамолетами для ведения разведки. В соответствии с этим требованиями, проект «Светлана» был перепроектирован под новые задачи. ТТХ быстроходных гидроавиатранспортов класса «Орлица» (на базе «Светланы» составили — водоизмещение — 7,7 тыс.тонн, безбронные, 8-130 мм орудий, 8 гидросамолетов, идентичная ходовая, скорость — 29,5 узлов.
ЭМ и ПЛ создавались по проектам, аналогичным РИ, но закладка их осущетсвлялась раньше, чем в РИ – к массовому строительству ЭМ и ПЛ приступили в 1912-1913 гг.
Модернизация старых кораблей
В целях экономии денежных средств, объемы модернизаций старых кораблей существенно сокращены относительно РИ. Единственной программой модернизации Балтийского и Черноморского флотов стало повышение дальности стрельбы 305 мм орудий ГК у бригад ЛК – на Балтике – «Андрей Первозванный», «Император Павел 1», «Слава», «Цесаревич», на Черном море – «Иоанн Златоуст», «Евстафий», «Пантелеймон» и «Три Святителя»
Все остальные корабли сколько-нибудь серьезным модернизациям не подвергались, так как их боевая ценность в грядущем конфликте представлялась крайне сомнительной. Ограничились лишь текущим/капитальным ремонтом без существенного увеличения боевых качеств кораблей.
Несмотря на все вышеуказанные меры, «Малая судостроительная программа» в полном объеме все-таки выполнена не была. На начало ПМВ на Балтике насчитывалось:
Новых кораблей, построенных в соответствии с «Малой судостроительной программой» 1909 г
4 ЛКР «Измаил» из которых 2 находятся в составе флота, но не прошли «курса молодого бойца», еще два – в стадии доводки механизмов по результатам сдаточных испытаний. По факту ввода в состав действующего флота формируют 1-ю бригаду линейных крейсеров.
4 легких крейсера «Светлана» из них 2 в процессе сдаточных испытаний, 2 – в достройке. По мере вступления в строй формируют 3-ю эскадру крейсеров.
36 эсминцев «Новик» в т.ч. – 8 ЭМ в составе действующего флота (8-ой дивизион эсминцев), еще 8 ЭМ (9-ый дивизион) войдут в строй в сентябре-октябре 1914 г, остальные – в достройке, ввод в строй в 1-ой половине 1915 г. Все вместе формируют 3-ю минную дивизию.
16 ПЛ «Краб» — 4 – в составе действующего флота, остальные – в разных стадиях постройки и сдаточных испытаний, ввод в строй – до середины 1915г. По мере ввода в строй образуют 2-ю бригаду подводных лодок 4 и 5 дивизион)
16 ПЛ «Барс» — 8 – в составе действующего флота, еще 8 войдут в строй до конца 1914 г. Образуют 1-ю бригаду подводных лодок (2-ой и 3-ий дивизион)
2 гидрокрейсера — «Алмаз» и «Орлица» — водоизмещение – 7,7 тыс.тонн, безбронные, 8-130 мм орудий, 10 гидросамолетов, 29,5 узлов Из них – 1 в составе действующего флота, один – завершает боевую подготовку.
Прочие корабли в составе действующего флота:
Бригада линейных кораблей: ЭБР – «Андрей Первозванный», «Император Павел 1», «Слава», «Цесаревич» — все с дальнобойной 305 мм артиллерией
1-я бригада крейсеров: БРКР (броненосные крейсера) «Рюрик», «Паллада», «Баян», «Адмирал Макаров»
2-я бригада крейсеров: «Россия», «Громобой» , «Богатырь», «Олег», «Аврора».
1-я минная дивизия — полудивизион ЭМ «Охотник», 1-й, 2-ой и 4-й дивизионы старых ЭМ (всего – 28 единиц)
2-я минная дивизия – 3-ий,5-ый, 6-й, 7-й дивизионы, (всего – 31 ед старых ЭМ)
1-й дивизион подводных лодок (4 ПЛ типа «Кайман») в составе 1-ой бригады подводных лодок.
Отряд минных заградителей – 6 ед
Отряд канонерских лодок – 6 ед
Ну и прочая мелочь – всякие там суда охраны рейда и т.п. как в РИ – за исключением того что ЭБР «Александр 2» и «Петр Первый» выведены из состава флота.
Черноморский флот:
Новых кораблей, построенных в соответствии с «Малой судостроительной программой» 1909 г
ЛКР «Полтава» — завершает сдаточные испытания
1 быстроходный гидроавианосец – в составе флота
2 КРЛ «Светлана» — 1 КРЛ завершил сдаточные испытания и принят флотом и еще один будет введен в строй до конца 1914 г
16 ЭМ типа «Новик» — 4 ЭМ в составе флота, еще 4 ЭМ – ввод в строй до конца 1914 г, 8 ЭМ – ввод в строй в 1-ой половине 1915 г.
8 ПЛ «Краб» — 4 – в составе действующего флота, остальные – в разных стадиях постройки и сдаточных испытаний, ввод в строй – до середины 1915г.
8 ПЛ «Барс» — 3 – в составе действующего флота, еще 5 войдут в строй до конца 1914 г.
Старые корабли
6 ЭБР, 2 КРЛ, 17 старых эсминцев и 12 миноносцев. – «Иоанн Златоуст», «Евстафий», «Пантелеймон» и «Три Святителя» образуют 1-ю бригаду линейных кораблей Черноморского флота
До начала ПМВ в Российской Империи была принята еще одна судостроительная программа. Но, после проектирования и закладки «Измаилов» линкоростроение в Российской империи не зачахло – сразу после завершения проекта «Измаилов» было выдано новое ТТЗ, которое включало в себя следующие требования:
Водоизмещение – не ограничено.
Вооружение – 12 – 14 дм в линейно-возвышенных трехорудийных башнях, с возможностью замены на двухорудийные 16 дм, 24 – 130 мм
Бронирование – пояс 400 мм, палуба – 120 мм, скосы – 75 мм, башни – 400 мм, барбеты – 400 мм, рубка – 450 мм.
Скорость – 26,5 уз (28 уз в течении 3 часов при форсировании котлов)
В конкурсе победил проект Путиловского завода, при этом нормальное (стандартное) водоизмещение линкора составило 42 400 тонн.
Сразу же после выбора проекта личным распоряжением Государя-Императора Николая II, при полной поддержке Государственной Думы была принята «Программа усиленного кораблестроения», предусматривавшая закладку 4 сверхгигантов по Путиловскому проекту. Они были заложены вскоре спуска на воду корпусов «Измаилов».