В статье про И-17 попался интересный комментарий, в качестве самолетов, которые были бы вполне по силам свежесозданной советской авиапромышленности упоминаются две машины Деваутин 520 и Брюстер.
Рассмотрим их подробнее и оценим возможность их выпуска накануне войны.
В 1934 г. конструкторское бюро Девуатина приняло участие в конкурсе Министерства авиации Франции по созданию современного истребителя. Фирма уже создала два истребителя D.500 и D.510. У последнего была пушка, которая стреляла через вал винта, это повышало точность огня самолета. Эмиль Девуатин решил создать новую машину на базе «пятьсот десятого». Поначалу самолет назвали D.513, он получил эллипсовидные крылья, закрытую кабину и убирающееся шасси. На машину ставили двигатель «Испано-Сюиза» мощностью 860 л. с., первый опытный экземпляр достиг скорости 425 км/ч, что было на 25 км/ч меньше чем требовали французские военные. Девуатин взялся за другой самолет D.514, который был развитием D.513, на нем он хотел поставить «Испано-Сюизу» HS-12Y21 мощностью 910 л. с.
Французские военные тем временем подняли необходимую скорость до 520 км/ч и конструктор разработал эскизный проект D.520, он был закончен в январе 1937 г. и получил заказ на постройку прототипов.
Первый опытный экземпляр взлетевший 2 октября 1938 г. и набрал скорость 480 км/ч, потом двигатель поменяли, устранили недостатки и самолет показал скорость 516 км/ч.
Второй опытный экземпляр полетел 20 января 1939 г., он имел новый киль, сдвижной фонарь и новые стойки шасси. Он достиг скорости 527 км/ч на 5 000 м. Самолет вооружался 20-мм пушку и два крыльевых 7,5-мм пулемета.
5 мая 1939 г. третий прототип полетел с двигателем «Испано-Сюиза» HS 12Y-31, хвостовой костыль заменили колесом. Он смог разогнаться до 525 км/ч.
По летным качествам он имел хорошую маневренность, скороподъемность, быстро совершал пилотажные фигуры (имел высокую скорость крена и меньший радиус разворота).
Серийный истребитель получил удлиненный фюзеляж (для повышения путевой устойчивости), новый двигатель «Испано-Сюиза» HS 12Y-45 с турбокомпрессором (930 л. с.), трехлопастный металлический винт с изменяемым шагом, бронированное кресло, радиатор стал более обтекаемым, в крыльях поставили дополнительные топливные баки.
Вооружался самолет одной 20-мм пушкой в фюзеляже и четыре 7,5-мм пулемета в крыльях. Пушка била на большую дистанцию и не вызвала вибраций крыльев. Пулеметы были скорострельнее, чем немецкие на Ме-109Е3.
Первые боеспособные Девуатины начали поступать в апреле 1940 г., их было около сотни.
Истребители Деваутин D.520 хорошо проявили себя во время французско-немецкой войны 1940 г. пилоты этих самолетов сбили 108 вражеских самолетов.
В скорости и скороподъемности они лишь немного уступали Ме-109, но превосходили на больших в скороподъемности и маневренности.
Девуатины выпускались после капитуляции Франции для марионеточного режима в Виши, потом даже для люфтваффе.
В Северной Африке Девуатины довольно успешно воевали со «Спитфайрами» и «Харрикейнами».
Производство Девуатинов было остановлено, а сами вишисткие ВВС разогнаны, когда группа самолетов дезертировала.
Немцы пытались использовать самолеты сами, а также раздали своим союзникам болгарам и румынам. 50 машин были захвачены союзниками в 1944 г. во Франции и приняли участие в боях против немцев.
Что могло облегчить и усложнить производство этого самолета в СССР?
Самолет был цельнометаллический, включая элероны и посадочные щитки, это сразу вызывало сложности, из-за экономии на дюрале целый ряд советских истребителей выпускали с деревянными деталями и полотняной обшивкой. У француза только руль направления обшивался полотном.
А сколько бы заняло времени производство по новой технологии неизвестно.
Защитить кресло пилота бронеспинкой проблем бы не составило. Сдвижной фонарь тоже не проблема для советского авиапрома.
Не было сложной механизации крыла, разработчики сделали простые отклоняемые вниз закрылки.
Крыло однолонжеронное, трапецевидной формы со скругленными законцовками. Оно было сделано максимально аэродинамичным, чтобы маломощный двигатель хорошо разгонял самолет.
Самолет оснащался радиостанцией с двумя мачтовыми антеннами.
Для французской промышленности машина была простой и быстро была освоена.
При закупке самолетов можно было купить станки или привлечь специалистов для быстрого освоения машины.
Вызывает вопросы и плазово-шаблонная технология производства самолета. По воспоминаниям Шахурина эту технологию освоили в 1940 г.
«Вместе с рождением новых самолетов появился плазово-шаблонный метод. Самолет расчерчивали на плазах — больших фанерных листах. На них в натуральную величину наносились все части самолета, вся его «начинка». С плазов снимались так называемые шаблоны, а по шаблонам изготовляли оснастку. Нужно, например, сделать крыло, которое имеет различную крутизну, разные выгибы и т. д. По шаблону делается оснастка приспособления, а потом уже и сами детали, необходимые для сборки крыла. Шаблоны всякой величины: от крыла до маленькой нервюрки».
Но другой проблемой была безумная внешняя политика Сталина — Молотова, тогда был всплеск «лютой дружбы» с Гитлером, тогда вождь народов сам подливал масла в огонь обвиняя Францию и Англию в развязывании войны.
«Не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну;
б) После открытия военных действий Германия обратилась к Франции и Англии с мирными предложениями, а Советский Союз открыто поддержал мирные предложения Германии, ибо он считал и продолжает считать, что скорейшее окончание войны коренным образом облегчило бы положение всех стран и народов;
в) Правящие круги Франции и Англии грубо отклонили как мирные предложения Германии, так и попытки Советского Союза добиться скорейшего окончания войны».
30 ноября 1940 г. «Правда».
Потом Сталин принялся мордовать финнов, а Франция направила Финляндии военную помощь. Так что в этом случае купить что-либо у французов было маловероятно.