Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция

1

 

Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного доработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.

Военно-воздушные силы Швеции (Svenska flygvapnet) были образованы 1 июля 1926 года путём объединения авиационных подразделений, имевшихся к тому моменту в шведской армии и военно-морских силах. В тридцатые годы – особенно непосредственно перед началом Второй мировой войны – ВВС Швеции значительно выросли и в начале сороковых годов располагали примерно 800 самолётами.

Одним из типов самолётов, принятых шведскими ВВС на вооружение, был французский истребитель Dewoitine D.401. Это был цельнометаллический самолёт с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Данный истребитель-полутораплан разрабатывался Эмилем Девуатином параллельно с монопланом D.500, и многие узлы в их конструкции были общими. Обе машины создавались в соответствии с требованиями выпущенной в 1930 году спецификации Министерства авиации на одноместный истребитель, которым планировалось заменить устаревшие Nieuport 62.

Прототип D.400 совершил свой первый полет 2 февраля 1932 года, 18 июня за ним последовал и D.500. В ходе совместных испытаний выяснилось, что D.500 развивал бóльшую скорость, тогда как D.400 обладал лучшей скороподъемностью. Вооружение обеих машин было одинаковым и состояло из двух 7,5-мм пулеметов: у D.500 они были синхронизированными и располагались в фюзеляже над двигателем, тогда как у D.400 пулеметы размещались в обтекателях под верхним крылом вне зоны ометания винта. Благодаря данному техническому решению облегчалась установка пулеметов различных типов.

Оба самолёта могли оснащаться 20-мм пушкой Hispano-Suiza HS.9, установленной в развале цилиндров двигателя (варианты D.401 и D.501). В итоге победителем конкурса был объявлен D.500/501; его приняли на вооружение французских ВВС (Armée de l'air), а D.400/401 был предложен на экспорт.

Швеция была одной из немногих стран (наряду с Латвией, Данией и Норвегией), заказавших истребители этого типа. В 1935 году военно-воздушным силам Швеции были поставлены десять истребителей D.401 с двигателями Hispano-Suiza 12Xcrs (690 л.с.), двухлопастными винтами фиксированного шага и максимальной скоростью 335 км/ч; в Швеции им было присвоено обозначение J 5. В следующем году скандинавы получили десять усовершенствованных D.410 (J 5A), отличавшихся от своих предшественников двигателями HS 12Ycrs (860 л.с.), трёхлопастными винтами и развивавших максимальную скорость 370 км/ч. В том же 1936 году J 5 были доведены до стандарта J 5A.

В боевых подразделениях французские машины служили вместе с самолётами британского производства: истребителями Bristol Bulldog (J 7) и Gloster Gladiator (J 8) и легкими бомбарди­ров­щиками Hawker Hart (B 4).

В ходе эксплуатации был выявлен ряд недостатков J 5A. Зимой охлаждение двигателя было избыточным, и приходилось закрывать часть водяного радиатора внешним кожухом. Другой проблемой было обморожение пилотов из-за открытых кабин истребителей. Кроме того, для данного диапазона скоростей новейшая цельнометаллическая конструкция (особенно для полуторапланов) отличалась избыточным весом по сравнению с самолётами смешанной конструкции.

С другой стороны, был отмечен и ряд положительных моментов, среди которых была мощная 20-мм пушка, делавшая самолёт эффективным средством уничтожения воздушных и легко­бронированных наземных целей. Поскольку скорость «девуатинов» уже в конце 1936 – начале 1937 гг. была признана недостаточной для истребителей, то самолётам данного типа отводились преимущественно ударные задачи.

В любом случае, истребители-монопланы обладали значительно большим потенциалом, чем бипланы и полуторапланы, и вскоре в боевых частях истребители нового поколения вытеснили своих предшественников. Так, например, во Франции Morane-Saulnier MS.406, оснащенные закрытыми кабинами и убирающимися шасси, вытеснили D.500 и его производные.

Когда в 1939 году разразилась Вторая Мировая война, командованием ВВС Швеции было решено продолжить увеличение авиапарка, которое не прекращалось до самого окончания боевых действий в Европе. Хотя Швеция не принимала участие в войне, руководство страны сочло необходимым иметь мощные ВВС, способные отвести угрозу вторжения и противостоять давлению со стороны великих держав. В результате J 5A оставались на вооружении штурмовых частей вплоть до конца 1943 года, после чего были сняты с вооружения и использовались в качестве курьерских, учебных и самолётов повышенной летной подготовки. Некоторые машины использовались вплоть до 1948 года, после чего были отправлены на слом.

Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция


Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). ФранцияАльтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
Альтернативные истребители Dewoitine D.401/D.410 (J 5/ J 5A). Франция
истребитель J 5A (4/9) из состава Flygkar F-4; провинция Эмтланд, остров Фрёсён, Эстерсунд (Frösön, Ostersund), 1935 год

ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Dewoitine D.410 (J 5A)

Назначение: истребитель

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: один двенадцатицилиндровый V-образный двигатель Hispano-Suiza 12Ycrs, развивавший мощность 860 л.с. (640 кВт) и вращавший трехлопастный винт изменяемого шага

Размеры:

размах крыльев 10,18 м
длина 7.94 м
высота 2.42 м
площадь крыльев 22,50 м²

Вес:

пустого 1566 кг
с полной нагрузкой 2029 кг

Лётные характеристики:

максимальная скорость на высоте 5000 метров 370 км/ч
скороподъемность 13,5 м/с
время набора высоты 1000 метров 1,23 мин
дальность полета 700 км
практический потолок 11 200 м 
удельная нагрузка на крыло 90,2 кг/м²
удельная нагрузка на мощность 2,36 л.с./кг

Вооружение: одна 20-мм пушка Hispano-Suiza HS.9 с боезапасом 60 снарядов и два 7,7-мм пулемета Browning с боезапасом по 300 патронов на ствол 


источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/15035825877/in/photostream/

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account