Альтернативные истребители-бомбардировщики CA-14 Wachparkk/Hawker Hurricane Mk.VI. Австралия/Великобритания
Данный материал из серии моделей нашего немецкого коллеги dizzyfugu был мной переведен и немного доработан. Хочу выразить большую благодарность уважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.
Перед началом войны на Тихом океане командование союзников серьезно недооценивало ВВС Императорской армии Японии: численность авиапарка, тактику, способности командного и летного состава, а также летно-технические характеристики состоявших на вооружении машин. Особенно это касалось новейшего истребителя Nakajima Ki-43 Hayabusa (隼 – сапсан; кодовое обозначение ВВС союзников – «Оскар» [Oscar]). Затем, когда военные действия начались, японские войска в течение нескольких месяцев завоевали обширные районы Тихого океана и Юго-Восточной Азии. В ходе скоротечной кампании слабо подготовленные военно-воздушные силы союзников понесли огромные потери.
Вследствие политических, экономических, военных и культурных связей между Соединенным Королевством и Австралией основными поставщиками Королевских ВВС Австралии (RAAF – Royal Australian Air Force) были британские авиастроительные компании. Однако на начальном этапе Второй Мировой войны с оснащением RAAF были серьезные проблемы. Британская авиапромышленность с трудом справлялась с обеспечением потребностей Королевских ВВС, а авиастроительные компании США – еще одного крупного торгового партнера Австралии – хотя и имели огромные производственные мощности, их продукция в первую очередь предназначалась для переоснащения старых и насыщения новых подразделений ВВС армии США (USAAF – United States Army Air Forces) и ВМС США.
Помимо перечисленного выше существовала и еще одна проблема. Даже если бы в Великобритании и США смогли выделить самолеты для Австралии, их доставка в условиях военного времени и большого расстояния до места назначения была связана с большими задержками и потерями от воздействия сил противника. Вследствие этого крупнейшая авиационная компания Австралии Commonwealth Aircraft Corporation (CAC) выступила с предложением разработать на базе многоцелевого самолета CA-1 Wirraway истребитель CA-12 Boomerang (вступили в строй в конце 1942 года).
После начала войны с Японией из Великобритании в качестве меры по «штопке дыр» в Сингапур были отправлены 51 истребитель Hurricane Mk II и 24 пилота, которые должны были стать ядром пяти формировавшихся эскадрилий. Летчики и самолеты прибыли 3 января 1942 года – к этому времени истребительные эскадрильи союзников, расквартированные в Сингапуре и летавшие на Brewster Buffalo, были разбиты японцами в ходе скоротечной малайской кампании. Несмотря на то, что истребители Hurricane имели более высокие летные характеристики, их, равно как и самих самолетов, было недостаточно для противостояния японской армейской авиации.
Помимо Малайи бои шли и в Нидерландской Ост-Индии (Индонезии), где из-за плохих систем раннего предупреждения в ходе воздушных налетов японцы на Суматре смогли уничтожить более тридцати истребителей Hurricane; большая их часть погибла во время атак 7 февраля. После того как 10 февраля 1942 года японцы высадились в Сингапуре, у союзников из первоначально имевшихся 99 «харрикейнов» остались всего лишь 18 пригодных к полетам машин. После того как Ява была захвачена, некоторые из пилотов были эвакуированы морским путем в Австралию. Также на зеленый континент был перенаправлен корабль, среди грузов которого был 31 планер истребителей Hurricane Mk.IIC (многим машинам не хватало двигателей Merlin).
В условиях катастрофического дефицита современной авиационной техники и большого объема работ в рамках программ истребителя CA-12 Boomerang и пикирующего бомбардировщика/торпедоносца CA-4 Wackett Bomber/CA-11 Woomera руководство компании CAC смогло выделить группу инженеров для разработки проекта адаптации «безголовых» планеров под установку радиальных двигателей P&W Twin Wasp. Эти моторы выпускались по лицензии расположенным в Лидкомбе (Lidcombe), Сидней, заводе компании CAC и устанавливались на отечественные истребители Boomerang и лицензионные бомбардировщики Bristol Beaufort.
С самого начала осознавалось, что машины, получившие внутрифирменное обозначение CA-14 Wachparkk (сильный северо-западный ветер на языке Djinang) [1], могут рассматриваться в качестве полноценных истребителей с большой натяжкой и лишь в качестве временной меры и что основными задачами этих истребителей-бомбардировщиков будут ударные. Выполнению ударных задач способствовало мощное вооружение, доставшееся в наследство от Mk.IIC и состоявшее из четырех 20-мм автоматических пушек Hispano-Suiza.
Установка нового двигателя сопровождалась заменой моторной рамы, удалением водорадиатора, запаса воды и трубопроводов системы ее охлаждения, а также заменой маслорадиатора. В связи с излишне передней центровкой «харрикейна» вынос двигателя вперед для компенсации уменьшения разницы в весе между моторами (Rolls-Royce Merlin XX весил 1450 фунтов [657 кг], Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp весил 1250 фунтов [567 кг]) был небольшим. Помимо замены силовой установки пилот нового самолета должен был получить дополнительную броню, а консоли крыла были усилены накладками для размещения дополнительных узлов подвески.
Представленный проект (вместе с полноразмерными макетами заменяемых узлов) был одобрен, и после переоборудования первого самолета и кратких летных испытаний остальные машины в достаточно быстрые сроки получили новые двигатели. В RAAF переделанные «ураганы» получили военные номера A60-02 – A60-32 [2].
Здесь следует сделать небольшое отступление и сказать, что в Великобритании, где расположен головной офис компании Hawker, переделку одобрили задним числом и присвоили ей обозначение Hawker Hurricane Mk.VI. Под обозначением Hurricane Mk.VI данные машины вошли в официальный документооборот сначала Великобритании, а затем США и Австралии, а потом и во все авиационные справочники.
Поскольку объем переделок был не очень большим и в конце 1942 года ситуация на фронтах изменилась в пользу стран антигитлеровской коалиции, то на заводе в Кингстоне была организована дополнительная производственная линия для постройки «харрикейнов» с американскими двигателями воздушного охлаждения. Данные самолеты предназначались для действия на тихоокеанском ТВД и поставлялись в Австралию. Помимо самолетов австралийцам также поставлялись комплекты для сборки истребителей-бомбардировщиков Hurricane Mk.VI за заводах компании CAC.
Начиная с 1943 года истребители-бомбардировщики Hurricane Mk.VI принимали активное участие в операциях на тихоокеанском ТВД в составе 4-й и 5-й эскадрилий RAAF. Машины этого типа с успехом воевали в небе Новой Гвинеи, а также участвовали в боях за Соломоновы острова и за остров Борнео. Основной задачей «харрикейнов» было тесное взаимодействие с наземными силами.
Летавшие парами самолеты (первый выполнял наблюдение за наземной поверхностью, второй контролировал небо) выполняли бомбометание, стрельбу из пушек по наземным целям, корректировку артиллерийского огня и оказывали непосредственную поддержку своей пехоте. При атаке крупных опорных пунктов противника «харрикейны» действовали совместно с имевшими меньшие размеры и более маневренными истребителями Boomerang. «Бумеранги» подходили ближе к целям, осуществляли их идентификацию и сбрасывали на них 20-фунтовые (9 кг) дымовые шашки для того, чтобы взаимодействовавшие с ними и несшие основательную боевую нагрузку более тяжелые машины Hurricane, Beaufort, Corsair и A-20 Havoc могли атаковать на большей скорости и безопасной дистанции.
Истребители-бомбардировщики Hurricane Mk.VI австралийского и британского производства воевали до конца войны и оставались на вооружении вплоть до начала 1948 года, когда им на смену пришли более современные Hawker Tempest Mk.II. Снятые со списанных Hurricane Mk.VI двигатели Twin Wasp были использованы в качестве запчастей, а планеры были отправлены на слом. В общей сложности было изготовлено свыше шестисот истребителей-бомбардировщиков Hurricane Mk.VI. До наших дней дожил лишь один самолет, который экспонируется в Музее авиации Центральной Австралии в Элис-Спрингс.
истребитель-бомбардировщик Hawker Hurricane Mk.VI (A60-25/QE-V), 4-я эскадрилья RAAF, аэродром Цили-Цили (Tsili-Tsili), Новая Гвинея, начало 1943 года
ЛЁТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hawker Hurricane Mk.VI
Назначение: истребитель-бомбардировщик
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый двухрядный радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp, развивавший мощность 1200 л.с. и вращавший трехлопастный винт изменяющегося шага
Размеры:
размах крыла 40 фт 0 дйм (12,19 м)
длина 32 фт 3 дйм (9,84 м)
высота 13 фт 1½ дйм (4,0 м)
площадь крыла 257,5 фт² (23,92 м²)
Вес:
пустого 5362 фнт (2432 кг)
с полной нагрузкой 7230 фнт (3279 кг)
максимальный взлетный 8270 фнт (3750 кг)
Лётные характеристики:
максимальная скорость 324 миль/ч (521 км/ч)
дальность полета 650 миль (1045 км)
практический потолок 36 000 фт (10 970 м)
начальная скороподъемность 2580 фт/мин (13,1 м/с)
удельная нагрузка на крыло (с полной нагрузкой) 28,07 фнт/фт² (137,1 кг/м²)
удельная нагрузка на мощность (с полной нагрузкой) 6,03 фунт/л.с. (2,73 кг/л.с.)
Вооружение:
стрелковое – 4×20-мм пушки Hispano
бомбовое – 4×250-фунтовых (113 кг) или 2×500-фунтовых (233 кг) бомб
2×45-галлонных (205 л) ПТБ
- 1 – несмотря на то, что в те годы в Австралии боевым самолетам было принято давать имела по видам вооружения аборигенов (бумеранг, копьеметалка [Woomera]), истребитель бомбардировщик был назван в честь северо-западного ветра. Данным названием обыгрывалось как британское (северо-западное относительно Австралии) происхождение самолета, так и его первоначальное название в честь урагана
- 2 – военный номер A60-01 был присвоен одиночному истребителю Hurricane Mk.I (в составе RAF имел серийный военный номер V7476), который использовался в составе 2-го и 3-го звеньев связи RAAF и в качестве экспериментального на авиабазе Лавертон (RAAF Base Laverton), окраина Мельбурна. В 1945 году самолет был списан и отправлен на слом
источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/6993343527/in/photostream/