Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

1

Часть 1

1936 год.

 Первые БА-3М поступили на войсковые испытания. И хотя испытания прошли вполне успешно, крупносерийный выпуск cдерживался острой нехваткой и низким качеством новых двигателей ЯМ-9.

 В 1936 году запущена первая очередь мощностей на полностью реконструированном за два года ЯГАЗе. Когда через год он выйдет на полную мощность, это будет самое крупное и современное автопредприятие в СССР, дающее стране ок. 100 тыс. тяжёлых грузовиков в год. На моторном подразделении ЯГАЗа так же развёрнут серийный выпуск двигателей ЯМ-9, качество которых росло от партии к партии по мере освоения и отладки производства. Так же уже начат выпуск, пока правда совсем небольших и не слишком качественных, установочных партий, двигателя ЯМ-10.

 На временной промплощадке, ЯГАЗом выпущена пробная серия (с импортными 105-сильными моторами «Геркулес») БА-4М2 – самых крупных и тяжёлых БА в СССР. Его отличали мощное бронирование (13 мм) сверхмощное вооружение (76.2 мм пушка КТ-28 и 4 пулемёта ДТ), большой запас хода и радиостанция на каждой машине (у прочих рацией оборудовались исключительно командирские машины). На машине была установлена башня, подобная башне танка Т-28, но с уменьшенным (с 20 до 13 мм) бронированием.

 

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

 

Тяжёлый бронеавтомобиль БА-4М2 обр. 36 г. (серия 36-37 г.г.).

Были и проблемы. Разработка ЗСУ задерживалась по причинам:

Сверхужатые корпуса серийных БА для установки зенитного вооружения с круговым обстрелом по большей части непригодны. По проходимости, ЗСУ на шасси существующих БА будут уступать танкам и не смогут поддерживать их вне дорог. Выпуск ККП ДК и ЗА обр.34г. пока не удовлетворял потребностей армии даже в буксируемом варианте. В плане на 36 год, для выпуска ЗСУ, крупнокалиберных пулемётов и автоматических пушек просто нет.

Выводы: Поскольку потребность в ЗСУ сомнению не подлежит, необходимо пересмотреть конструкцию бронекорпусов существующих БА, с целью их упрощения и увеличения объёма без существенного увеличения массы. Необходимо рассмотреть все варианты по повышению проходимости БА и ЗСУ. Закупить партию шарниров равных угловых скоростей и провести сравнительные испытания полноприводных и полугусеничных моделей, собранных на базе серийных БА. Заложить в программу военного строительства, заказы на соответствующие вооружения для выпуска ЗСУ.

Очень важной вехой в строительстве БТВ было проведение в августе 36-го года крупнейших Полесских манёвров КВО. Результаты их обескуражили. Не менее масштабные Шепетовские манёвры в сентябре, подтвердили результат Полесских.  Грандиозные Полоцкие учения БВО и вовсе закончились полным провалом. Начальник Управления боевой подготовки РККА командарм 2 ранга А. И. Седякин сетовал, что разведка плохо организована и недееспособна. Эскадрильи легких бомбардировщиков и штурмовиков, которые должны были расчистить путь наступающим танкам, сделать этого, не смогли. Их взаимодействие с механизированными бригадами и полками не удавалось, терялось совершенно или осуществлялось эпизодически. Недостаточная подготовка механиков-водителей приводила к тому, что боевые порядки атакующих танковых частей быстро расстраивались. Командиры взводов, рот и батальонов, не освоили навыков радиосвязи и поэтому не умели наладить управление своими подразделениями. Пехота Якира и Уборевича всюду шла в атаку на пулеметы "противника" не редкими цепями, а густыми "толпами из отделений". При таких построениях атака была бы сорвана в действительности, захлебнулась в крови. В КВО вопрос взаимодействия артиллерии с пехотой и танками являлся самым слабым, а в БВО артиллерийскую поддержку атаки часто вообще игнорировали. Наступавшая пехота Уборевича совершенно не заботилась об охранении своих флангов даже путем наблюдения! Этим же грешила и пехота КВО. Тактическая выучка войск, машины, танкового взвода, роты, не удовлетворяют.

А вот высказывание С. М. Буденного о постановщиках этих неудачных спектаклей: "Мы подчас витаем в очень больших оперативно-стратегических масштабах, а чем мы будем оперировать, если рота не годится, взвод не годится, отделение не годится?" Жёстче и лаконичнее всех высказался Б. М. Шапошников, записавший впечатления от тех манёвров в трёх пунктах: 1. Командиры всех уровней со своими обязанностями не справляются; 2. Техника повсеместно выходит из строя; 3. Снабжение войск, в том числе продовольствием, отвратительное.

Оргвыводы после таких результатов не заставили себя ждать. Последовали многочисленные отставки и кадровые рокировки (это в АИ – в РИ, как известно, пачками полетели головы…).

Касательно бронетанковых войск, было признано необходимым пересмотреть сверху донизу и систему подготовки, и структуру. Учения показали, что наладить эффективное взаимодействие с пехотой и артиллерией в нынешних условиях труднодостижимо. Поэтому, ГАБТУ приняло решение о переходе с танковых бригад к механизированным дивизиям, насыщенным собственной мотопехотой и мобильной артиллерией – изначально подготовленных для теснейшего взаимодействия в бою.

Структура МХД предполагалась следующая: штаб дивизии со штабной ротой, батальоном радиосвязи, сильным разведбатом (точнее соединением, состоящем из моторизованного разведбата и батальона БА), танковый полк маневренных танков трёхбатальонного состава (по 53 танка в батальоне) – всего в дивизии 164 танка. Три полка мотопехоты (на грузовиках ЗиС-6) со штатным тяжёлым вооружением у каждого полка в виде: противотанкового дивизиона (18 37 мм ПТО), миномётного дивизиона (18 новеньких 120 мм миномётов), истребительной батареи (6 76 мм дивизионных пушек), зенитной батареи (4 37 мм ЗА) – вся артиллерия (кроме дивизионных пушек) буксируется так же грузовиками ЗиС-6. (Для буксировки дивизионок, будут использоваться БТР-2К). Но самое главное, дивизия будет располагать собственным моторизованным  артполком – 24 122 мм гаубицы обр. 9/30 г. и 12 76.2 мм дивизионных пушек в трёх дивизионах, на мехтяге в виде выпускаемого ВТЗ бронированного арттягача БТР-2К и отдельным зенитным дивизионом в 12 новых бронированных ЗСУ – выпуск которых, ещё только предполагался.

В боевых условиях, дивизия делится на три тактические группы. Состав каждой: танковый батальон, мотопехотный полк, артдивизион (8/122мм гаубиц и 4/76.2 мм дивизионных пушек) и батарея ЗСУ. Две такие группы, составляли ударную силу дивизии, третью предполагалось рассматривать в качестве сильного, постоянно боеготового резерва, «второго эшелона», обеспечивающего во время глубоких прорывов фронта противника, оборону тыла и флангов дивизии, её коммуникаций. Предполагалось, что изначально подготовленные к совместным действиям компоненты групп, вместе будут той силой, что резко увеличат эффективность БТВ в целом.

На первом этапе (рассчитанном на 37-38 годы), планировалось формирование 20 таких дивизий. Танки в них пойдут из расформировываемых бригад. Нехватку мотопехотных полков в качестве временной меры, покроют полками кавалерийскими, недостаток мехтяги – гужевой, а дефицит зенитных автоматических пушек – зенитными пулемётами, которые по мере насыщения 37 мм автоматами «уйдут» на батальонный уровень.

Применительно к БА, это переформирование обернулось заказом на срочное изготовление больших партий БТР-2К и ЗСУ-2М и 3М. Лёгкие ЗСУ шли на вооружение разведбата БА, а средние – в отдельный зенитный дивизион МХД.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Бронетранспортёр-тягач БТР-2К обр. 36г. (серия 37-41 г.г.).

В начале 1936 года, на базе танка КТ-2, с минимальными переделками последнего (поскольку собственное КБ ВТЗ находилось в зачаточном состоянии и обслуживало исключительно нужды пуска завода, эту работу провели конструктора ДРО, курировавшие КТ-2) создали столь актуальный для наших мотомехвойск бронетанспортёр-арттягач, впервые позволивший артиллерии сопровождать танки в глубоких рейдах, практически не отставая и не отрываясь от них. Крупносерийное производство развернули на рубеже 36-37 годов.

Конструктивно, у КТ-2 всего лишь несколько удлинили корпус (одновременно уменьшив толщину бронирования с 13 до 9 мм) и демонтировали башню, получив объём и запас по нагрузке, достаточный для перевозки орудийного расчёта и буксировки артсистем до дивизионных включительно со скоростью по нормальной дороге (для тогдашнего СССР это отнюдь не асфальт, а гравийное шоссе) не ниже 30 км/ч. Эти машины сразу пошли на укомплектование моторизованных артполков механизированных дивизий. Поскольку в корпусе БТР-2К, помимо 6 человек расчёта, не умещался даже стандартный боекомплект, вместо орудийного передка с боекомплектом, ввели штатный прицеп-двуколку на стандартных колёсах БТР-2К, являвшихся так же запасными для бронемашины.

В том же году на вооружение была принята ЗСУ-2М.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Лёгкая зенитная самоходная установка ЗСУ-2М обр. 36 г. (малая серия 37 г.)

Для ЗСУ, корпусу БА-2М в средней части была придана простая форма с прямыми бортами шириной как колея. В открытой сверху, вращающейся башне жёстко закреплена турель авиационного типа, со спаркой пулемётов ДК, огонь из которых вёл командир ЗСУ. Поскольку боеприпасы у ДК подавались из объёмистого магазина вмещавшего всего 30 патронов, огонь по воздушным целям ЗСУ вела не параллельно с двух стволов, а  чередуя выстрелы (как у известных «пом-помов») и уменьшая тем самым темп стрельбы каждого ствола вдвое и общую отдачу в целом. Это позволяло увеличить время непрерывного огня (при своевременной подаче магазинов вообще сделать огонь непрерывным), позволяло обслуживать установку одним, хорошо натренированным заряжающим (второму было просто негде поместиться), и обеспечивало экономию боеприпасов (в лёгкую БМ их могло поместиться не так уж много). Впрочем, очень скоро от такой спарки отказались – сказались как нехватка пулемётов, так и неудобство обслуживания при практически том же темпе стрельбы, что и у нормально «работающего» одиночного пулемёта. Пошли по пути «наименьшего сопротивления» привив все зенитные свойства БА-2М, и сделав её вполне универсальной боевой машиной.

Так же в конце года, (ещё до завершения испытаний), заочно (!) была принята на вооружение ЗСУ-3М, созданная на шасси БА-3М. В простой, открытой сверху, пятиугольной башне размещалось 37 мм автоматическое зенитное орудие.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Средняя зенитная самоходная установка ЗСУ-3М2 обр. 37 г. (небольшая серия 37-39г.г.)

Хотя машина получилась весьма мобильной и компактной, в большую серию она не пошла, так как, не имея упоров и механизма отключения подвески, при стрельбе имела тенденцию к раскачиванию, существенно снижавшую её боевую эффективность.

По инициативе С. М. Будённого, для кавалерии на ХПЗ начался выпуск колёсной версии БТ-5 – танка БТ-5К (хотя ХПЗ к тому времени уже успешно перешёл на выпуск БТ-7). Произошло это именно в 1936 году (хотя танк был разработан и готов к серии раньше), но производственные мощности на заводе, нашлись только после отказа от дальнейшего производства тяжёлого танка Т-35А – показавшего себя на манёврах 36 года абсолютно небоеспособной машиной.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Танк БТ-5К (колёсный) обр. 35 г. (серия 36-37 г.г.).

По причине импорта некоторых комплектующих, танк был выпущен небольшой серией, позволившей, тем не менее, укомплектовать ими разведывательно-ударные батальоны всех десяти кадровых кавдивизий. И хотя 3 горно-кавалерийские дивизии, танков не получили несмотря на все старания Семёна Михайловича, ему удалось протолкнуть заказ на разработку и выпуск на базе БТ-5К, совершенно необходимых для поддержки лихой кавалерии, скоростных САУ, ЗСУ и БТР.

Осень 36 года  – начало участия советских добровольческих формирований в гражданской войне в Испании и поставок оружия и боевой техники, в том числе БА-2М и БА-3.

В самом конце 1936 года, взамен изношенных при испытаниях, с огромными трудностями, были изготовлены ещё два шасси Яг-12. При этом, был проведён комплекс работ по оптимизации и упрощению конструкции шасси (прежде всего трансмиссии) и замены в нём импортных комплектующих на детали отечественного производства (для чего было создано пока мелкосерийное производство ШРУСов). Тем не менее, для экспериментов с опытными экземплярами шасси, их техобслуживания и изучения возможности массового производства у нас качественных комплектующих, за границей были закуплены: 120-сильные бензомоторы «Континенталь», шарниры равных угловых скоростей от нескольких производителей, различные КПП, карбюраторы, воздушные фильтры, синхронизаторы, гидроусилители и прочие новейшие узлы и агрегаты. Начата закупка станочного парка и прочего необходимого оборудования для серийного производства всех этих узлов и агрегатов на базе лучших образцов.

https://alternathistory.ru/files/users/user3231/-38_0.jpg

Среди автопроизводителей и конструкторов наметилась нешуточная борьба между сторонниками полноприводных колёсных и полугусеничных машин. Армия, помятуя о неутешительной эпопее с различными вариациями движителя кегресса, дала понять, что идеальным для себя считает вариант, сочетающий полугусеничную схему жёсткого сцепления с приводом на передние, управляемые колёса. Это объединило разработчиков и существенно помогло работе.

1937 год.

Этот год, в какой-то мере, можно назвать переломным. Источников у этого «перелома» было целых три.

Во-первых, до наших танковых функционеров дошла абсолютно достоверная информация о новых тенденциях в мировом танкостроении, где наметился серьёзный прорыв в сторону усиления бронезащиты танков. Распространившиеся буквально повсеместно малокалиберные ПТО оставляли очень мало шансов в бою на выживание танкам с противопульным бронированием. Можно сказать, что эпоха господства лёгких танков подходила к своему логическому концу. Эта мысль была главным лейтмотивом докладной записки, посвящённой обзору мирового танкостроения, руководству РККА, написанной в конце 36 года С. Гинзбургом – руководителем КБ завода №185 им. Кирова.

Во-вторых, абсолютно в том же духе высказывались и возвращающиеся из Испании наши танкисты – ощутившие на себе убийственную эффективность современных средств ПТО.

И в третьих, после кадровых перестановок прошедших на рубеже 36-37 годов, для получивших реальный боевой опыт ветеранов Испании, освободилось очень много вакантных должностей, заняв которые, они могли весьма эффективно двигать строительство БТВ в сторону наиболее насущную.

В частности, танкисты «испанцы» во главе с Павловым, безоговорочно поддержали расформирование прежних мехкорпусов (а их и было-то всего 4) как громоздких, трудноуправляемых, трудноснабжаемых и сильно «перекособоченных» в сторону танков. Новые мехдивизии нравились им своей сбалансированностью гораздо больше (тем более что 170 без малого, танков, да при поддержке многочисленной пехоты и артиллерии, сила по тем временам колоссальная). А вот сами танки были подвергнуты серьёзнейшей критике не только за слабую бронезащиту, но и за совершенно неподходящее вооружение. Малокалиберная пушка не годилась для решения других задач кроме борьбы с танками противника, а единственный пулемёт для борьбы с пехотой, не оправдывал стоимости такой сложной и дорогостоящей машины как БТ.

В результате, танкостроение сделало очень сильный вираж. Все танки БТ-7 получили новую, просторную башню (широкую как корпус) с вооружением в виде 76.2 мм пушки ПС-3 (напомню, что в данной АИ это орудие было благополучно доведено до совершенства и выпускалось серийно с 1935 года) и скорострельного пулемёта ДУ (его Дегтярёву так же удалось поставить на конвейер к началу 36 года). Бронезащита БТ-7 была усилена до 25 мм (вертикальное бронирование) плюс дополнительное экранирование передней проекции корпуса и башни 13 мм бронедеталями. Поскольку танк естественно вышел перетяжелённым, свои колёсные свойства он потерял и заставил конструкторов поработать над усилением подвески и некоторых деталей трансмиссии. Этот модернизированный БТ-7, получил индекс БТ-8.

Особо усилена была бронезащита Т-28. Получивший к тому времени усовершенствованную трансмиссию Т-28А собирался уже «вкруговую» из 30 мм бронеплит, усиленных 13 мм бортовыми и 20 мм лобовыми бронеэкранами. Подвеску заимствовали у снятого с производства Т-35А. Вооружение главной башни, помимо ПС-3, было усилено пулемётом ДК (который можно было переставлять на зенитную турель) и ещё одним ДТ в амбразуре кормовой ниши (так же имеющем вторую «прописку» на зенитной турели).

Но, всё-таки, это были лишь временные мера. В середине 1937 года танкостроители получили заказ на разработку принципиально новых, уже чисто гусеничных танков (и крейсерского, и пехотного) с мощным противоснарядным бронированием (до 45 мм у среднего и до 60 мм у тяжёлого) и основным вооружением в виде пушки на базе дивизионной Ф-22 (для среднего – 30 калибров, для тяжёлого 40 калибров с дульным тормозом). Тяжелый танк предполагалось строить однобашенным, но с возможностью установки в корпусе (подобно новомодному французскому В-1бис) 122 мм гаубицы обр. 9/30 г. Так же рассматривалась возможность создания на шасси этих танков штурмовых САУ: средней с зенитным орудием обр.31 года, и тяжёлой, с морской 102 мм пушкой (поскольку в то время, это было самое мощное орудие в стране, имеющее унитарный патрон). Кроме того, ещё одним требованием был переход с прожорливых и требовательных к качеству топлива авиамоторов, на дизеля.

Далее. Осознав, что в случае крупного конфликта, РККА вполне возможно придётся иметь дело с толстобронными танками противника, было принято решение о разработке 57 мм ПТО. Этот калибр позволял не только успешно бороться с любыми перспективными танками противника, но также поражать старые с больших дистанций и вести борьбу с артиллерийско-пулемётной прислугой и пехотой, используя ОФ и шрапнельные снаряды. Разумеется, ГАБТУ тут же выразило пожелание заполучить и танковое орудие аналогичного калибра, прежде всего для вооружения тяжёлых БА для которых ПС-3 не хватало и их оснащали снимаемыми с вооружения танков убогими КТ-28.

А теперь, вернёмся к главной теме АИ – БА, поскольку «крутой поворот» в танкостроении никоим образом не прошёл мимо них.

Первые выводы от боевого применения наших БА в Испании, куда поставлялись машины только двух видов, БА-2М и БА-3:

БА-2М – в качестве машины связи, дозорной и командирской машины, исключительно хорош. Уверенно «держит» дорогу, легкоуправляем, легкоремонтируем во фронтовых условиях. Скорость и запас хода удовлетворительны. Обзор и у водителя, и у командира хороший. У командира особенно, благодаря открытой сверху башне. Огневая мощь пулемёта ДК отличная (может быть ещё увеличена введением ленточного питания). Возможность вести огонь с большими углами возвышения – чрезвычайно полезна (Надо заметить, что о танках отзывы были зачастую прямо противоположного характера. Поставляемые республиканцам танки БТ-5 были слепы, тесны, при интенсивной стрельбе загазованы и максимальный угол возвышения орудий не позволял вести огонь по верхним этажам зданий).

Недостатки БА-2М: слабо бронирование в 6 мм (с трудом «держит» обычную винтовочную пулю. Винтовочная пуля с бронебойным сердечником броню пробивает легко). Двигатель слабоват – динамики не хватает (в критической ситуации, машина не слишком резво трогается с места и набирает скорость). Нет радиостанции (оборудуются только командирские машины), что для  машины, используемой для разведки/дозора большой недостаток. Радиостанции командирских машин слабы и плохо защищены от помех. Качество радиосвязи плохое.

БА-3 – в качестве машины для дозора/патрулирования, командирской машины – хорош. Легкоуправляем, легкоремонтируем. Скорость и запас хода удовлетворительны. Обзор у водителя удовлетворителен. Из башни – на уровне танка БТ.

Недостатки: Обзор вперёд у стрелка в отделении управления неудовлетворителен. Необходим оптический прицел к пулемёту. Двигатель 73 л. с. слаб и не обеспечивает необходимой маневренности. Проходимость как вне дорог, так по разбитым дорогам желательно иметь лучшую. При использовании БМ в качестве разведчика механизированных частей, или в качестве танка, выявлены проблемы с вооружением. При внезапной встрече с противником, пушка на практике недостаточно скорострельна (полуавтоматика иногда отказывает). Техника противника, располагающая более слабым, но автоматическим оружием, обеспечивающем пробитие брони БА-3, зачастую оказывается в более предпочтительном положении. Кроме того, имелись случаи встречи БА-3 с несколькими танками (БА) противника и если их оружие было способно вывести БА-3 из строя, поразить 2 мишени, БА-3, как правило, не успевал). Тоже самое касается пулемётов. Курсовой имеет ограниченный сектор обстрела, а башенный либо не используется, поскольку огонь ведётся из орудия, либо недостаточно скорострелен и живуч для ведения очень интенсивного огня. Бронирование 9 мм для боя слабо. От пуль крупнокалиберного пулемёта не защищает совершенно. Оказаться в секторе обстрела батареи ПТО – смерти подобно. Остро ощущается отсутствие радиостанций на всех машинах подразделения, а так же отсутствие собственных машин ПВО и артиллерийской поддержки.

Вывод по БА-2М: Ввиду слабости шасси, машину целесообразно использовать исключительно как связную и дозорную. Для повышения динамических возможностей, рассмотреть возможность установки 73-сильного двигателя ЗиС-3.

Вывод по БА-3: Все машины постепенно вывести из боевых в учебные части с заменой в первой линии на БА-3М. Рассмотреть вариант создания новой модификации БА-3М с усовершенствованным вооружением – автоматической пушкой и скорострельным пулемётом.

Общие выводы:

1. Необходимо оснащение всех БА радиостанциями;

2. Бронирование требуется усилить путём цементации и экранирования наиболее жизненно важных участков;

3. Рассмотреть все варианты повышения динамики и проходимости БА (съёмные резино-металлические гусеничные ленты, полный привод, полугусеничная схема, более мощные двигатели);

4. Оружие БА, по возможности, оснастить оптическими прицелами;

5. Увеличить выпуск ЗСУ с поставкой их нашим бронечастям в Испанию;

6. Ускорить все работы по развёртыванию массового производства тяжёлых БКМ и созданию автоСАУ. Желательно полугусеничной конструкции.

7. Начать работы по созданию принципиально новых БА, в полной мере учитывающих опыт войны в Испании.

Уже в третьем квартале 37-го года, на полную мощность развернулся выпуск модернизированных БА-3М2 в конструкции которых был учтён опыт войны в Испании.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Средний бронеавтомобиль БА-3М2 обр. 37г. (серия 37-39 г.г.)

БА получил колёса увеличенной геометрии на гусматиках, башню новой конструкции, полуоткрытого типа из цементованной брони толщиной 13 мм (маска 25 мм). Вооружение усилено кардинально. Вместо 37 мм танковой пушки и пулемёта ДТ, башня БА-3М2 вооружалась автоматической (точнее самозарядной) 37 мм пушкой (упрощённой версией зенитного автомата) и новым (тоже специальная версия) скорострельным пулемётом ДУ или ШКАС. В корме корпуса введён дополнительный эвакуационный люк для экипажа. Каждая машина получила улучшенную радиостанцию.

В 1937 году был достроен и запущен большой цех сборки бронетехники на ЯГАЗе. На нём, начато производство БА-4М2, БТР-4М2 и первого универсального артсамохода УСУ-4М2 – тяжёлых БА, признанных необходимыми для оснащения автобронечастей механизированных дивизий.

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

Многоцелевой бронетранспортёр БТР-4М2 обр. 37 г. (серия 37-38 г.г.)

Машина рассчитана на перевозку отделения полностью экипированных пехотинцев. Имеет (как и базовая модель БА-4М) кормовой пост управления и кормовую огневую точку. Башня штатная – от плавающего танка Т-37А либо малая пулемётная от Т-28. Каждый БТР оснащён радиосвязью. За малочисленностью, машину чаще всего использовали в качестве КШМ.

Тяжёлая универсальная самоходная установка УСУ-4М2 обр. 37 г. (серия 37-39 г.г.)

Альтернативное развитие линейки бронеавтомобилей довоенной РККА. (Часть2)

На платформе с простыми выдвижными упорами-домкратами и невысокими откидными (при необходимости) бронебортами, смонтирована тумбовая установка с зенитной пушкой обр.31 г. защищённая коробчатым щитовым прикрытием. Артсамоход мог применяться как для ПВО, так и для ПТО.

В 1937 году были построены несколько деревянных макетов в натуральную величину тяжёлых БКМ (боевых колёсных машин), под шасси Яг-12. Официальное одобрение получил только макет КШМ (командно-штабной машины) для управлений мотомеханизированных частей и соединений. На следующий год, выдан заказ и выделено финансирование на изготовление опытного образца для последующих испытаний.

По заявке ГАУ, начато проектирование автоСАУ различных классов и первой РУЗО. Касательно последней: на облегченном БТР предполагалось смонтировать пакетную установку направляющих, рассчитанную на запуск 82 или 132 мм реактивных снарядов в количестве, обеспечивающем нормальную (без существенного снижения проходимости) нагрузку на шасси.

Из ворот вышедшего на полную мощность Владимирского тракторного завода во всё больших объёмах шустро выкатывать колёсные универсальные бронетранспортёры-тягачи (БТР-2К) на шасси хорошо себя зарекомендовавших танков КТ-2, которые в связи с последними веяниями, начали «выходить из моды» как малоперспективные в плане усиления бронезащиты. Поскольку танкостроение однозначно встало на путь создания хорошо защищённых гусеничных танков, а механизированные дивизии нуждались в большом количестве арттягачей, заказ на колёсные танки на следующий год был вообще аннулирован в пользу форсированного производства именно арттягачей БТР-2К.

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account