Альтернативная судьба линейного крейсера HMS Tiger

11

Альтернативная судьба линейного крейсера HMS Tiger

Должен признаться, что из всего множества линейных кораблей Первой Мировой Войны, мне больше всего нравится британский HMS «Tiger». Последний из «кошек Фишера», этот громадный корабль был быстр, прекрасно вооружен, адекватно защищен и… просто красив, со своим изящным трехтрубным силуэтом. И это не только моя точка зрения)

Вступивший в состав Королевского Флота в самом начале Первой Мировой Войны, «Тайгер» прошел Доггер-Банку и Ютланд, и благополучно дожил до окончания конфликта. Выведенный в резерв в 1921 году, «Тайгер» оказался в списке тех кораблей, которые британский флот мог сохранить в рамках Вашингтонского Соглашения об ограничении морских вооружений 1922 года. Повторно введенный в состав флота в 1924 году как учебный корабль, он оставался в этой роли до 1929 года — когда, в связи с решением направить на капитальный ремонт линейный крейсер «Худ», «Тайгер» временно занял его место в Эскадре Линейных Крейсеров.

На 1930-ый «Тайгер» был еще в хорошем состоянии и вполне боеспособен. Но дополнительные сокращения флота согласно Первому Лондонскому Соглашению (1930 год) привели к тому, что старый линейный крейсер был списан. В 1932 году его отправили на слом.

И я решил немного поразмыслить на тему «а что если?»

АЛЬТЕРНАТИВА:

* В 1930 году, когда шло обсуждение Первого Лондонского Соглашения, британский флот все больше стал задумываться «а не слишком ли скрупулезно мы его соблюдаем?» Британцы давно уже подозревали, что японцы и итальянцы «хитрят» с реальными размерами своих новых крейсеров, значительно занижая их водоизмещение. Британия, впрочем, старалась не обращать на это внимания — достаточно логично полагая, что поддержание Вашингтонской системы ограничения морских вооружений в целом выгоднее для самой Британии, гарантируя ее превосходство — но среди адмиралов зрело определенное недовольство.

Последней каплей стали тревожные слухи относительно Японии. Японский флот не особенно торопился с предписанной условиями Вашингтонского Договора демилитаризацией линейного крейсера «Хиэй». Ходили упорные слухи, что японцы собираются демилитаризовать «Хиэй» лишь формально, с тем расчетом, чтобы (при необходимости) его можно было быстро вернуть в состав действующего флота.

Прямого подтверждения этим слухам, конечно, не было. Но сам факт их наличия превысил терпение британских адмиралов. Вопрос «если мы знаем, что итальянцы и японцы мухлюют, то почему нам нельзя?» поднимался на закрытых правительственных совещаниях. В конечном итоге, Адмиралтейство решило, что небольшая хитрость со стороны Британии не ухудшит положения.

* В результате при подписании Лондонского Соглашения, британская сторона настояла на том, чтобы оставить в качестве учебного корабля не супердредноут «Айрон Дюк» (РИ), а линейный крейсер «Тайгер». Огромный 28.000-тонный линейный крейсер был в целом значительно более ценным активом. По совокупности характеристик, «Тайгер» практически не уступал более современным линейным крейсерам типа «Ринаун»; уступая им в калибре орудий (343-мм против 381-мм), он превосходил их числом (восемь против шести), а также был лучше бронирован.

* В соответствии с требованиями Лондонского Соглашения, «Тайгер» был демилитаризован. Его центральная башня главного калибра (Q) была снята, главный броневой пояс демонтирован, а из тридцати девяти паровых котлов оставлены только восемь — достаточные для хода в 18 узлов, максимального разрешенного Лондонским Соглашением для учебных кораблей.

Японский линейный крейсер "Хиэй", переоборудованный в учебный корабль — временно

Японский линейный крейсер «Хиэй», переоборудованный в учебный корабль — временно

Все демонтированные компоненты, однако, были не списаны на лом, но тщательно складированы в готовности к немедленной установке обратно. Требования соглашения этого не запрещали. Британское правительство, впрочем, не относилось к этому особо серьезно, рассматривая всю эпопею с «Тайгером» просто как способ успокоить нервничающих адмиралов.

* Вторжение Японии в Манчжурию в 1931 году и последующий выход Японии из Лиги Наций 26 февраля 1932 года всерьез встревожил Великобританию. Вероятность военного конфликта на Дальнем Востоке резко возросла, и британский флот, ограниченный соглашениями и страдающий от бюджетных ограничений, не так чтобы был к этому готов.

Если раньше сохранение «Тайгера» воспринималось в первую очередь как бессмысленное упрямство адмиралов, то теперь отношение к нему переменилось: быстроходный 28.000-тонный линейный крейсер, пусть даже переоборудованный в учебный корабль, воспринимался теперь как ценный резерв флота. Британским адмиралтейством были тайно подготовлены планы экстренной ре-милитаризации корабля «в случае военного кризиса или распада существующей системы ограничений», официально не утвержденные, но тайно одобренные правительством.

* В 1935-1936 году, «Тайгер», под видом поддерживающего ремонта, прошел ограниченную модернизацию. Главным ее аспектом была замена восьми старых водотрубных котлов Бэбкока-Уилкокса на аналогичное количество современных трёхсекционных котлов «Адмиралтейского» типа. Британские адмиралы уцепились за то, что Лондонское Соглашение, требуя уменьшить количество котлов на переоборудованных в учебные кораблях формально не запрещало замену этих котлов на более современные.

Альтернативная судьба линейного крейсера HMS Tiger

Разумеется, это было выкручивание буквы договора в ущерб духу — поскольку по сути-то соглашение требовало ограничить скорость учебных кораблей — но так как в тексте договора речь шла именно о количестве котлов, то британская трактовка прямо ему не противоречила. Тем более что британцы аргументировали установку «некоторого количества» более новых котлов вполне практичным соображением: корабль предназначался для обучения экипажей, и экипажи имело смысл обучать на наиболее современном оборудовании, а не на архаичном. Чтобы сделать «легенду» более правдоподобной, новые котлы «Тайгера» были нескольких разных моделей.

Замена котлов на современные позволила «Тайгеру» восстановить свою максимальную скорость, и даже превзойти ее. По крайней мере на бумаге, поскольку британцы благоразумно не гоняли учебный корабль на скорости, позволяющей уличить их в нарушении соглашения.

* В 1938 году стало окончательно ясно, что Вашингтонская система приказала долго жить. Ни Япония ни Италия не пожелали присоединиться ко Второму Лондонскому Соглашению 1936 года, и явно намеревались развернуть масштабную программу морских вооружений как только истекут сроки ограничений Вашингтонского соглашения. Германия, заключив с Британией отдельное соглашение (англо-германский морской договор 1936 года) строила новый боевой флот, и никто не мог поручиться, что немцы будут скрупулезно придерживаться ограничений. В свою очередь, французы, изрядно раздраженные англо-германским морским договором, в открытую игнорировали теперь уже все ограничения.

* В ответ на ухудшение международной обстановки, британское адмиралтейство запустило срочную программу модернизации наличных сил. Планы ре-милитаризации «Тайгера» были вновь подняты, пересмотрены — и после всестороннего обсуждения, одобрены (ценой отказа от планируемой модернизации тяжелого крейсера «Лондон»). Главным условием была скорость; восстановленный «Тайгер» должен был быть возвращен в состав флота не позднее осени 1940 года.

Отбуксированный на верфь в Чатэме, старый линейный крейсер встал на срочную реконструкцию. В ходе таковой:

— вернули на место башню главного калибра «Q»

— восстановили 229 мм главный броневой пояс

— усилили палубное бронирование установкой дополнительных плит на главной палубе, доведя суммарную толщину бронирования до 127 мм над погребами и 89 мм над машинными и котельными отделениями

— надставили противоторпедные були (что привело к некоторому падению скорости, но большая мощность новых котлов позволила удержать таковую в пределах 27-28 узлов)

— оставили только восемь 152-мм противоминных орудий

— установили набор противовоздушного вооружения, аналогичный линкорам типа «Ривендж»; четыре спаренные 102-мм зенитки QF Mk XVI и два 8-ствольных 40-мм зенитных автомата «Пом-Пом»

— установили катапульту на крыше башни «X» и ангар на два гидросамолета в надстройке позади нее

— установили систему управления огнем, аналогичную линкорам типа «Ривендж»

Визуализация восстановления "Тайгера" от Tzoli. Несколько отличается от приведенной в тексте

Визуализация восстановления «Тайгера» от Tzoli. Несколько отличается от приведенной в тексте

Временные ограничения не позволили модернизировать башни главного калибра «Тайгера» с целью увеличения угла возвышения. Частично это удалось компенсировать введением пороховых «суперзарядов» для стрельбы на большие дистанции. Дальность стрельбы 635-кг бронебойным снарядом на максимальном угле возвышения в 20 градусов при использовании «суперзаряда» достигала 26500 метров. Чего было вполне достаточно, чтобы восстановленный «Тайгер» не оказался «близорук» в бою с современным противником.

По сути дела, модернизация «Тайгера» привела его в состояние, аналогичное линкорам типа «Ривендж» — не современный, но достаточно боеспособный, чтобы решать боевые задачи. Высокая же скорость линейного крейсера делала его намного более ценным вложением средств и ресурсов, чем медлительные супердредноуты.

Восстановленный «Тайгер» вернулся в состав Королевского Флота летом 1940 года. Британский флот как раз отчаянно нуждался в новых быстроходных единицах, и возвращение еще одного тяжелого корабля — способного усилить британские позиции в Гибралтаре и на Средиземном Море — было весьма кстати…

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/362171.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account