Альтернативная Норвегия и её флот.
После окончания Первой мировой войны Норвегия практически перестала уделять внимание развитию ВМС. За период между мировыми войнами флот пополнился всего несколькими современными миноносцами, минными заградителями и тральщиками. Когда 9 апреля
В представленном мною альтернативном мире Норвегия до 1921 года развивается точно так же как в реальной истории. А в 1921 году произошло событие, которое в нашей истории произошло на 50 лет позже – в Норвегии была открыта нефть.
К 1924 году Норвегия смогла отправлять на экспорт, уже, довольно серьёзные объёмы нефти и нефтепродуктов. Основными импортёрами норвежской нефти были Швеция и Германия.
В 1925 году был организован Нефтяной фонд (такой же есть и в нашем мире), который должен был отправлять аккумулировать деньги от продажи нефти.
В 1929-30 годах в мире грянула Великая депрессия. Но она практически не коснулась Норвегии. В стране наоборот был экономический бум, связанный с добычей и переработкой нефти. В страну начала идти эмиграция из Германии и Испании. Что дало возможность Норвегии ещё больше увеличить темпы роста экономики, так как с момента начала добычи нефти в стране постоянно ощущалась нехватка трудовых ресурсов.
С началом 30-х по мере увеличения напряженности в мире норвежское правительство начинает увеличивать финансирование армии, и, прежде всего, флота.
В области авиации, и сухопутных вооружений Норвегии удалось организовать тесное сотрудничество с Британией. Так как Британия посчитало за благо помочь в развитии Норвегии, что бы та не стала лёгкой добычей возрождающегося Третьего Рейха.
Так же, в начале 30-х, в Норвегии были построены новые крупные верфи. На которых было возможно построить корабли практически любого тоннажа. В это же время была принята программа строительства флота Норвегии. Чувствуя заинтересованность в Норвегии со стороны великих держав, и учитывая протяженность береговой линии и зависимость Норвегии от рыболовства и китобойного промысла. Было принято решение что флот Норвегии должен был быть по своей мощи на уровне флотов Франции и Италии.
Благо, нефтяные доходы позволяли такую программу осуществить.
До этого, ещё в 1914 году, Норвегией было в США заказано 2 линкора класса Тор (в нашей реальности Норвегия не имела дредноутов). По своей конструкции корабли напоминали американские линкоры Южная Каролина и Невада. И имели следующие ТТХ
Линкор класса Тор до модернизации
В начале 30-х корабли прошли глубокую модернизацию, которая касалась прежде всего систем управления огня и зенитного вооружения (количество зенитных орудий было доведено до 18).
Линкор класса Тор после модернизации
В 1934 году в Норвегии были заложен флагманский линкор будущего океанского флота Норвегии – Бальдер.
Линкор типа Бальдер.
Линкор получил следующие ТТХ:
Водоизмещение:
48 406 t light; 51 707 t standard; 54 952 t normal; 57 549 t full load
Размерения: Length overall / water x beam x draught
Вооружение:
12 — 16,00" /
Breech loading guns in turrets (on barbettes)
on centreline ends, evenly spread, 4 raised guns — superfiring
12 — 6,00" /
Breech loading guns in turrets (on barbettes)
on side, evenly spread
80 — 1,57" /
Anti-aircraft guns in deck mounts
on side, evenly spread, 5 raised mounts
144 — 0,79" /
Anti-aircraft guns in deck mounts
on side, evenly spread, 36 raised mounts
Weight of broadside
Shells per gun, main battery: 150
Броня:
— Belts: Width (max) Length (avg) Height (avg)
Ends: 6,00" /
Main Belt covers 96 % of normal length
Противоторпедная переборка:
8,00" /
Перед войной в 1939 году на линкоре была сделана глубокая модернизация. Заключавшаяся, прежде всего в установке новых радаров и некотором изменении архитектуры связанным опытом эксплуатации линкора. Именно, в таком виде линкор и встретил войну.
В еначале 1940 года в Германии было принято решение о захвате Норвегии и Дании. Понимая, что при боеспособном флоте Норвегии такая операция является проблематичной Кригсмарине приняло решение провести операцию по выведению из строя самых боеспособных и сильных норвежских кораблей.
В ночь 15 февраля 1940 года германская эскадра в составе Шарнхорста, Адмирала Хиппер, Лютцова, Кельна и нескольких эсминцев встретилась с так называемым черной эскадрой флота Норвегии (такое название получили корабли из-за своей окраски. Они были окрашены в чёрный цвет) в составе двух линкор типа Тор (Тор и Один), двух линкоров типа Бальдер (Бальдер и Рагнарёк) плюс несколько крейсеров и эсминцев. В бою, ни одна из сторон не смогла добиться решающего преимущества. Не смотря на многочисленные повреждения, корабли, обеих эскадр, оставались на плаву и продолжали вести бой. Опасаясь потери своих кораблей, жизненно важных для будущего вторжения, немецкая эскадра вынуждена была отступить. В ходе сражения немецкий флот потерял два легких крейсера и три эсминца. Потери норвежце были меньше. Норвежский флот потерял легкий крейсер и эсминец. Решающим оказалось более высокое мастерство норвежских моряков, особенно в ходе боя в ночное время. Этот успех имел очень большое значение для Норвегии. Не суме вывести из строя основные силы норвежского флота, Германия, вынуждена была, отказаться от вторжения.
В течении всей войны главной задачей германского надводного флота было выведение из строя тяжёлых норвежских кораблей. В 1942 году состоялась встреча между двумя немецкими крейсерами Адмирал Хиппер с Принц Евгений с эсминца сопровождения и новейшего норвежского тяжёлого крейсера Нарвик, вооруженного девятью
Тяжёлый крейсер Нарвик.
ТТХ крейсеров типа Наовие:
Нарвик, Норвегия крейсер laid down 1936
Водоизмещение:
43 914 t light; 45 785 t standard; 50 738 t normal; 54 700 t full load
Размерения:
Length (overall / waterline) x beam x draught (normal/deep)
(
(
Вооружение:
9 — 12,01" /
Breech loading guns in turret on barbette mounts, 1934 Model
4 x 2-gun mounts on centreline ends, evenly spread
2 raised mounts — superfiring
12 — 5,98" /
Breech loading guns in deck and hoist mounts, 1928 Model
6 x 2-gun mounts on side ends, majority aft
12 — 2,99" /
Anti-air guns in deck and hoist mounts, 1933 Model
8 x Twin mounts on side ends, evenly spread
8 raised mounts
52 — 0,79" /
Anti-air guns in deck mounts, 1930 Model
8 x Twin mounts on sides, evenly spread
8 raised mounts
16 — 0,79" /
Anti-air guns in deck mounts, 1930 Model
6 x Twin mounts on sides, evenly spread
6 raised mounts
4 x Twin mounts on centreline, aft deck forward
4 raised mounts
Weight of broadside
Броня:
— Belts: Width (max) Length (avg) Height (avg)
Ends: 5,98" /
Upper: 2,99" /
Main Belt covers 72% of normal length
Main belt does not fully cover magazines and engineering spaces
— Torpedo Bulkhead:
1,77" /
—
0,00" /
Броня орудий: Face (max) Other gunhouse (avg) Barbette/hoist (max)
Main: 12,0" /
2nd: 5,98" /
3rd: 0,79" /
— Armoured deck — multiple decks: 4,84" /
Forecastle: 0,00" /
— Conning towers: Forward 12,01" /
Машины:
Oil fired boilers, steam turbines,
Geared drive, 4 shafts, 310 614 shp / 231 718 Kw = 34,00 узла
Range 10 000nm at 18,00 kts
Bunker at max displacement = 8 914 tons
Caution: Too much power for number of propellor shafts
Complement:
1 689 — 2 197
Стоимость:
£19,148 million / $76,593 million
Так, за всю войну, немцам, и не удалось получить решающего преимущества над норвежцами. Основной задачей Норвежских ВМФ в ходе войны было конвоирование арктических конвоев идущих в Мурманск. В ходе выполнения этой задачи норвежские линкоры неоднократно посещали Советские порты
После окончания войны норвежский флот пополнился очень ценными трофеями. В его состав вошли немецкие, линкор Тирпиц и крейсер Блюхер.
Так же все норвежские корабли кроме линкоров класса Тор, один из которых превратился в плавучий музей а один пошёл на слом, претерпели ряд модернизаций. Например, линкоры типа Бальдер, последнюю модернизацию претерпели аж в 1982 году.
Линкор типа Бальдер после модернизации 1948 года
Линкор типа Бальдер после модернизации 1958 года
Линкор типа Бальдер после модернизации 1964 года
Линкор типа Бальдер после модернизации 1982 года