Альтернативная история Ютландской битвы. Заключительная часть. События происшедшие с 1 по 3 июня
0
Английские корабли разрозненными группами двигались в сторону своих баз. Немецкие корабли их не преследовали, но на сцену выдвигался новый враг — подводные лодки.
Поврежденный Зейдлиц.
От британского флота мало что сохранилось. Из линкоров осталось несколько кораблей: Тендерершедший отдельно и специально не выходящий не радиосвязь,чтобы не быть обнаруженным подводными лодками, Кинг ДорджV в сопровождении линейного крейсера Индомитейбл, единственного оставшегося из 9 линейных крейсеров, — вот и все, что осталось от 2 эскадры линкоров Джеррама. От 4 эскадры Джеллико остались поврежденный Ройял Оук и сопровождавший его Вэнгард. В 1 эскадре линкоров Берни остался целым Эджинкорт и поврежденные Мальборо и Ривендж. Пятая эскадра линкоров Эвана-Томаса была уничтожена, как и все три эскадры линейных крейсеров. Из 8 броненосных крейсеров 1 и 2 эскадр остался только Хемпшир.
Среди эскадр легких крейсеров, так же были большие потери. В 4 эскадре Мезюрье из 5 единиц осталось три крейсера: Констанц, Каролине, Ройялист. В 1 эскадре Александер-Синклера из 4 осталось 2 крейсера: Инконстант и Корделия. 4 крейсера 2 эскадра Гуденафа были потоплены. Только 3 эскадра Непира не потеряла ни одного крейсера. Она всю ночь спокойно находилась на левом фланге флота и в боевых действиях не участвовала. Из 6 крейсеров, приписанных к флоту, осталось 3: Актив, Бланш, Кентербери.
Почти половина эсминцев была выведена из строя. 4 флотилия имела 6 эсминцев из 19. 11 флотилия имела 13 эсминцев, потеряв крейсер Кастор и 1 эсминец. 12 флотилия потеряла 5 эсминцев из 15, а 1 флотилиям имела 1 крейсер и 6 эсминцев, потеряв 1 эсминец и 2 эсминца, которые вернулись в базу до начала сражения. Отдельной группой шли остатки 13, 9 и 10 флотилий. У них из 18 эсминцев осталось всего 5. Отдельно шел эсминец Оак с Джеллико ина борту, но вскоре он пересадил Джеллико на борт линкора Эджинкорт. Отдельно плыл авиотранспорт Энгайден с 2 эсминцами. На их пути находились подводне лодки и минные заграждения.
***
"Лютцову" утром угрожала участь затонуть, однако несчастный корабль оказался довольно таки везучим (хотя правильнее было бы говорить не о везении, а о хорошей выучке его команды).
Ночью крейсер, имевший множество повреждений, принял в корпус две с половиной тысячи тонн воды, что увеличило осадку носом на два с половиной метра и подняло корму на метр, создав крен в два с половиной градуса на правый борт. Ход его уменьшился, но "Лютцов" продолжал идти в окружении сопровождавших его кораблей к Хорнс-Рифу. К восьми часам утра стала сдавать переборка на 114-м шпангоуте, угрожая людям, работавшим по пояс в воде (её откачивали даже вёдрами). В 09.45 подошел лёгкий крейсер "Пиллау" и попытался взять "Лютцов" на буксир, но безуспешно: буксирные концы лопались.
Около 10 ч. 00 м. на траверзе Хорнума "Лютцов" коснулся мели и лишь в 11.25 смог войти в проход у мели Арнум. В 15.30 положение крейсера стало критическим: он держался на воде только благодаря воздушным мешкам, образовавшимся в полузатопленных отсеках, а ветер усилился до восьми баллов. К 17.00 расчётное количество воды, попавшее внутрь корабля, превысило пять тысяч тонн; осадка составляла четырнадцать метров носом и семь с половиной метров кормой при крене восемь градусов. Для выравнивания крена на правый борт затопили цистерны противоположного борта, и крейсер перевалился на левый борт.
И всё-таки утром следущего дня "Лютцов" дошёл до плавучего маяка, выставленного на время войны во внешней части залива Ядэ, и отпустил в базу лёгкий крейсер "Пиллау" и миноносцы. А "Лютцов", погружённый в воду по передние порты казематов, смог вернуться в Вильгельмсхафен, встав на якорь в глубоком бассейне перед входным фарватером внутри бонового заграждения.
Изувеченный корабль не погиб только благодаря высокому качеству его постройки и главное — благодаря умелой борьбе за живучесть. Командир "Лютцов" капитан цур зее Хардер и командир дивизиона живучести сделали всё от них зависящее, чтобы спасти свой крейсер.
Железо без людей само по себе ничего не значит.
(В НР корабль затонул, но в моей АР , поскольку он получил меньше попаданий снарядами, а для ускорения достройки на нем не стали устанавливать торпедные аппараты, и поэтому злосчастного отверстия в носовой переборке не было. В АР он повторил курс, которым плыл Зейдлиц в НР. Зейдлиц получил в АР также меньше снарядов и сумел дойти до Хорнс-рифа вместе с другими немецкими кораблями.)
Действия подводных лодок
На подступах к базам британского флота, включая Скапа, с подводных заградителей бытии выставлены дополнительные минные банки; кроме субмарин, затаившихся в засадах у побережья, поперёк предполагаемого курса Гранд Флита была развёрнута подводная завеса. Лодками завесы командовали лучшие асы германского флота. К ним в последний момент должны были присоединиться лодки резерва. Еще в 22 ч. в Эмсе был получен приказ командующего подводными лодками — «находящимся в готовности лодкам и U-67 (стоявшей у Тершеллинга) немедленно выйти на север. В 6 ч. сообщить свое место». Передать этот приказ на U-67 оказалось невозможным, так как лодка, видимо, лежала на грунте. В 23 ч. 45 м. U-19, U-22, U-46 и U-64 вышли из Эймса.
Днем командир "U-64" ещё раз поднял перископ, чтобы удостовериться в том, что он не ошибся. Нет, ошибки не было — прямо перед ним находился авиатранспорт: цель, до сих пор ему не встречавшаяся. Её гидропланы убивают цеппелины, ослепляя "глаза флота", и уничтожить её значит обезопасить воздушных разведчиков Хохзеефлотте. И лодка начала атаку. Опыта командиру было не занимать. Прозвучала команда ЗАЛП. Поскольку охранявшие его 2 эсминца покинули его, то лодка атаковала без помех.
…Торпеда калибром пятьсот миллиметров легко переламывает хребет кораблю — у бывшего ламаншского грузопассажирского парома, мобилизованного и переоборудованного в гидроавиатранспорт, не было ни единого шанса выдержать её попадание. Вслед за взрывом полетели обломки, рухнула носовая дымовая труба. "Энгадайн" повалился на борт, уходя под воду, и командир U-22 увидел в перископ, как, подняв фонтан брызг, с кормовой палубы авиаматки свалился в море гидроаэроплан, так и не успевший расправить крылья. Экипаж спасали 2 находящихся рядом эсминца.
(В НР Энгайден конвоировал поврежденного Уорриера)
Британский авиатранспорт "Энгадайн"
В 10 ч. 15 м. Нэймюнстерская радиостанция сообщила, что какой-то поврежденный неприятельский линкор находится в 80 милях на SW от Хорнс-Рифа и идет курсом SW. В 11 ч. 50 м. Был отдан приказал выслать подлодки на поиски этого корабля, но уже в 11 ч. 30 м. последний был обнаружен уже известной нам подлодкой U-22, которая выпустила в него 2 торпеды с дистанции 3 тыс. м; одна торпеда попала и линкор сбавил ход.
Это был Мальбро, который накануне получил попадание торпедой и теперь шел в Тайн в сопровождении лишь одного кейсера, имея не более 12 узлов хода.
В скорее к месту боя подошла еще одна подводная лодка, вызванная по радио. Невзирая на все попытки сопровождавшего линкор крейсера, командир U-46 не отказался от попыток совершить новую атаку. Через некоторое время еще одна торпеда попала в Мальбро, и он стал тонуть.
(В НР атака имела место, но безрезультатно)
Подлодки, расставленные у северных английских баз, казалось, имели наибольшие шансы атаковать противника при его возвращении в базы.
Утром 1 июня Ривендж подходил без охранения к Фирт-ов-Форту. Находившаяся в 100 милях на ONO от о. Мэй U-51 в 10 ч. выпустила в линкор 2 торпеды, одна из которых попала в его борт, но видимо не причинила серьезных повреждений. Корабль увеличил ход с 19 до 22 узлов и дал радио в Розайт об атаке. Из-за большого хода линкора и свежей погоды подлодка не смогла повторить атаку и 2 июня повернула в базу.
В 12 ч. 30 м. U-63 в 40 милях к востоку от Фирт-ов-Форта заметила группу кораблей. Приближаясь к ней в погруженном состоянии, она внезапно в 12 ч. 42 м. оказалась менее чем в 100 м перед форштевнем Ривенджа, и всадила в него две торпеды. Этого поврежденному линкору оказалось достаточно. Линкор затонул, а его экипаж был спасен подошедшими из Розайта эсминцами.
(В НР атака имела место, но безрезультатно)
U-46, посланная командующим 3-й полуфлотилии к Флэмборо-Хэд, встретила на пути 4 легких крейсера и 10 миноносцев. Торпеды направленые в крейсера прошли мимо, а одна из них смогла попасть в эсминец Нессус находившийся на противоположной стороне ордера. Эсминец затонул.
(В НР атака не состоялась)
U-19 обнаружила крейсер и зсминец. Были выпущены 2 торпеды. Одна попала в эсминец Офелия из состава 4 флотилии. Корабль переломилсяи затонул.
(В НР атака не состоялась)
Командующий подлодками в течение утра 1 июня неоднократно посылал своим лодкам приказания пробыть еще сутки у английских берегов, поскольку срок боевого патрулирования у них истек, а лодкам U-32 и U-24 идти к устью р. Тайн. Это приказание U-32 получила с опозданием и лишь после 17 ч. вышла по назначению.
Остается упомянуть о фландрских лодках. Все бывшие налицо подлодки вышли к месту боя в ночь на 31 мая. Три заградителя UC должны были поставить заграждение перед входом в Темзу и Гарвич. Шесть UB с 4 ч. 1 июня должны были образовать завесу к востоку от Лоустофта шириной в 18 миль.
В 8 ч. правый фланг завесы должен был отойти к югу и образовать вторую завесу. В 7 ч. 2 июня лодки должны быта сформировать третью завесу шириной в 30 миль между банкой Смис Нолль и устьем р. Маас и, наконец, к 17 ч. держать четвертую завесу между мысом Оксфорд Нэсс и плавучим маяком Маас.
Командир флотилии с двумя UB пошел обследовать район Тершеллинга.
Ни одна из этих лодок не видела неприятеля, и все они вернулись, не подозревая о только что происшедшем бое, раньше чем командование успело передать им приказание пробыть еще сутки в третьей завесе. 3 июня все германские лодки были в своих базах.
Линейный корабль "Эджинкорт"
Самой последней удалось выйти в атаку "U-44". Командир лодки, несшей дежурство перед Скапа-флоу, правильно опознал английские корабли, и он хотел атаковать головной линкор Ройял Оук, однако немного ошибся в оценке его скорости: сблизившись на расстояние надёжного торпедного выстрела. Он понял, что залп из носовых аппаратов по нему чреват промахом. И он решил не жадничать и произвести атаку по следующему за ним кораблю. Он находился на расстоянии каких-то восемьсот ярдов, — и командир "U-44" разрядил в него носовые торпедные аппараты. Обе торпеды попали в цель. Линкор повалился на борт, но наслаждаться этим волнующим зрелищем командир "U-44" не стал: эсминцы охранения кинулись к субмарине со всех сторон, и надо было уносить ноги.
В 17.30 многострадальный линкор перевернулся и затонул. Крейсер "Бланш" спасал его команду, эскадренные миноносцы резали волны в надежде заметить стеклянный глаз подводного убийцы.
Это был Эджинкорт. Заказанный в своё время Бразилией и носивший "девичье" имя "Рио-де-Жанейро", "Эджинкорт" строился для Латинской Америки. Его подводная противоминная защита была облегчённой — попадания двух крупнокалиберных торпед оказались роковыми для бывшего "Султана Османа I". Он опрокинулся и ушёл под воду. Потеряв след лодки-убийцы, британские эскадренные миноносцы занялись спасением людей: вода у Оркнейских островов в любое время года мало подходит для купания.
(В НР атаки не было)
Германская субмарина "U-44"
Командующий Гранд Флитом Джеллико во время атаки был на борту линкора Эджинкорт. После попадания торпед он опустил бинокль и раздражённо почесал переносицу. Офицеры его штаба, стоявшие рядом с ним на мостике "Эджинкорта", молчали — они знали причину адмиральского раздражения. В пределах видимости, ограниченной туманной дымкой до шести-семи миль, находились всего пять кораблей: линкоры "Ройял Оук", "Эджинкорт", Вэнгард, 2 бронепалубных крейсера и миноносец Оак. Шесть боевых единиц — всего шесть — из без малого ста пятидесяти, которыми сэр Джон Джеллико распоряжался ещё вчера.
После торпедирования Эджинкорта нервы у него окончательно сдали.
Первое смутное беспокойство он ощутил еще утром. Эфир безмолвствовал, и это наводило на неприятные размышления. От Адмиралтейства тоже не поступало никаких распоряжений, хотя это было понятно: под снарядами германских дредноутов рухнул незыблемый постулат "Британия правит морями", и лорды Адмиралтейства пребывали в растерянности — в состоянии грогги (подобно боксёру, получившему ошеломляющий удар). Но вскоре из начинающих поступать радиограмм он понял, что его флот разгромлен. Это был несмываемый позор, и он как командующий должен нести за это ответственность. Когда торпедированный линкор стал тонуть, ему со всем штабом предложили перейти на эсминец.
— Я сделал всё, что смог, — тихо произнёс Джеллико. — Господа офицеры, я вас больше не задерживаю. Поторопитесь.
— А как же вы, сэр?
— Я остаюсь здесь.
— Это невозможно, сэр, — решительно возразил начальник штаба кэптен Мэдден. — Вы ещё нужны Англии и флоту, и если понадобится, мы уведём вас силой.
— Силой? — командующий Гранд Флитом приподнял бровь.
Адмирал Джон Рашуорт Джеллико
Офицеры недоуменно обернулись, а сэр Джон Рашуорт Джеллико глубоко вздохнул, быстрым движением достал револьвер, поднёс его к виску и нажал на спусковой крючок.
В АР немецкие подводные лодки смогли потопить 3 линкора: Мальборо, Ривендж и Эджинкорт, 2 эсминца: Нессус и Офелия, 1 авиотранспорт Энгайден.
Хотя и был достигнут значительный успех, но в основном действия подводных лодок надо признать неудовлетворительными.
Воздействия мин на английские корабли
Как известно 2 немецких минзага поставили минные заграждения у английской базы в Розайте, а подводные лодки около Главной базы флота Скапа-флоу.
Имевший торпедное попадание флагман 2 эскадры линкоров Кинг Джордж V в сопровождении линейного крейсера Индомитейбл направлялся в Розайт. До Росайта оставалось ещё часа три хода, причём предстоял проход через минные поля залива Фёрт-оф-Форт по узким протраленным фарватерам. Под корпусом линкора произошел сильный взрыв. "Кинг Джордж V", объятый потоками пены, поднятой мощным подводным взрывом, вдруг вздыбился, словно конь, схваченный под уздцы.
"В днище как будто ударили гигантским железным кулаком, — вспоминал очевидщец. — Погас свет, и стало тихо, как в церкви. А потом в темноте кто-то закричал: "Вода! Вода на решётках машинного отделения!".
На линкоре сочли, что в них попала торпеда с подводной лодки. С мостика даже видели её след, хотя на поверку это оказалось обычной галлюцинацией, которые так часто возникают в боевых условиях. На самом же деле причина взрыва было другая: под покровом ночи быстроходные германские крейсера-заградители "Бруммер" и "Бремзе" нашпиговали минами подступы к одной из важнейших британских баз, и Кинг Джордж V, шедший вторым, наскочила на минную банку, и подорвался на двух минах. Он стал быстро тонуть. Индомитейблу повезло чуть больше. Пытаясь совершить уклонение от мнимой торпедной атаки, он подорвался только на одной мине. Она взорвалась в носу правого борта, образовав пробоину размером 9 на 7 метров, приняв внутрь до 2000 тонн воды. Поняв, что подводных лодок здесь нет, командир застопорил ход и вызвал помощь.
(В НР однотипный линейный крейсер Инфлексибл получил аналогичные повреждения в 1915 году к Дарданелл. Тогда корабль смогли довести до ближайшего острова. В 1914 году от анологичного подрыва погиб однотипный английский линкор Ойдэшес )
Командование срочно направило на помощь 1 эскадру легких крейсеров в составе Инконстанта и Корделии с 7 эсминцами 4 флотилии. Но это было только первое из двух минных заграждений. Второе было поставлено на большей глубине (применены удлиненные троса для минрепов) на которой раньше мины не ставились. И поэтому, идя полным ходом, считая эти воды безопасными, 1 эскадра Александер-Синклера наскочила на мины. Оба крейсера и эсминец Амбускейд подорвались на минах и к ночи были оставлены экипажами, поскольку к вечеру погода стала портиться и стали появляться плавающие мины, то было принято решение эвакуировать экипажи с подорвавшихся кораблей.
(В НР на Средиземном море 19 сентября 1941 года так погибло соединение К английского флота в районе острова Мальта из 2 крейсеров и 1 эсминца)
Считая, что Эджинкорт подорвался на мине корабли у входа в Скапа-флоу были задержаны до проведения дополнительного траления фарватеров. А броненосному крейсеру Хемпшир, ввиду решения отправить его с визитом в Архангельск с лордом Китченером, было приказано идти в базу не восточным, а западным фарватером, где он подорвался на мине и через 15 минут затонул. Эти мины 29 мая поставила "U-75" . Это был последний корабль, погибший на минах в это сражении.
[ В нашей реальности "Хемпшир" 6 июня 1916 года погиб на мине, выставленной немецкой субмариной "U-75" в протраленном фарватере у Оркнейских островов. Вместе с крейсером и почти всем его экипажем погиб фельдмаршал лорд Китченер, направлявшийся в Россию с особой миссией.]
В АР на немецких минах погибли: 1 линкор Кинг Джордж V, 1 линейный крейсер Индомитейбл, 1 броненосный крейсер Хемпшир, 2 крейсера Инконстант и Корделия, 1 эсминец Амбускейд.
События происшедшие после возвращения английского флота в базы
Подводная лодка UB-27 была специально переоборудована для установки новых, более мощных мин. Две торпеды были в носовых аппаратах, и 2 были в запасе.
Лодка поставила мины у Скапа-Флоу после того, когда весь флот вышел в море. Сама лодка осталась ждать возвращения флота, чтобы использовать имеющиеся на борту торпеды.
Удача опять сопутствовала немцам. Ройял Соверин во время выхода в море навстречу возвращающимся кораблям флота подорвался на одной из выставленных мин. Линкор был поражен миной (якорная гальваноударная с тротиловым зарядом весом 115 кг) в районе носового отделения траверзных торпедных аппаратов, вне основного контура конструктивной подводной защиты корабля, иными словами, в наиболее неудачном для него месте. Положение усугубилось ещё и тем, что вследствие взрыва мины взорвались 12 баллонов со сжатым воздухом, предназначенным для пуска торпед, где он находился под давлением 30 атмосфер. В результате помимо торпедного отсека траверзных торпедных аппаратов был затоплен и отсек носового аппарата, общее количество принятой воды превысило 1000 т, и нос линкора от приложения огромного веса на значительном плече от поперечной оси инерции судна начал быстро уходить под воду. Правда, благодаря совершенной системе спрямления дифферента удалось быстро принять воду в кормовые отсеки и винты корабля остались под водой. Поперечная переборка на 117 шпангоуте, отделяющая переднее отделение торпедных аппаратов от погреба боезапаса 15" орудий, выдержала, и затопление корпуса было локализовано. Однако, несмотря на все меры, ослабленные вокруг места взрыва листы обшивки продолжали медленно пропускать воду, критический дифферент линкора на нос сохранялся, и он в итоге осел в воду по самые клюзы. Подорванный линкор самым малым ходом дошел до неглубокого места около берега. Где был окружен выставленными противоторпедными сетями. Здесь, силами команды, наконец, завели пластырь на пробоину и установили надёжные подкрепления переборок для восприятия напора принятой воды. Откачка её из затопленных отсеков долго не приносила успеха, и корабль еще принял около 1000 т воды. Он не мог дать больше 4 уз, и с большим трудом был доведен на один из заводов для ремонта.
(В НР подобные повреждения имел линкор Баден во время Моонзундской десантной операции)
UB-27 не удалось добить поврежденный линкор, поскольку он был окружен сетями и охранялся эсминцами и её командир решил пробраться в саму базу.
После возвращения флота, около полуночи в бухте внезапно раздался мощный взрыв. Это линкор Вэнгард взлетел на воздух. По неизвестной причине произошла детонация кормовых погребов. На нем погибло 804 человека.
( В НР в ходе Первой Мировой войны англичане потеряли от внутренних взрывов два крупных корабля: броненосец "Булворк" (1914 год) и дредноут "Вэнгард" (1917 год).).
UB-27, все еще находившаяся около базы смогла проникнуть в неё, где решила напоследок истратить свои торпеды. Она решила атаковать единственный оставшийся линкор «Ройял Оук». В 0 ч. 58 мин. "UВ-27" выпустила по линкору две торпеды с расстояния 3650 м. Одна из них попала в носовую часть линкора, другая прошла мимо. Взрыв был не сильным, и офицеры "Роял Оука" решили, что он произошел внутри корабля, и вначале никто и не подумал, что линкор торпедирован. Часть носовых отсеков, где находились огнеопасные материалы, затопили, чтобы избежать пожара. Аварийные команды начали осмотр трюма, задраили водонепроницаемые двери, укрепляли переборки. Тем временем командир лодки повернул назад, стремясь поскорее уйти из гавани. Однако, оглянувшись, он увидел, что "Роял Оук" стоит на ровном киле и почти не поврежден.
Тогда, описав циркуляцию, UB-27 снова развернулась в сторону берега. В 1 ч. 22 мин. лодка оказалась в 1500 м от цели. После перезарядки были выпущены еще две последние торпеды, и через 3 минуты сильнейший взрыв прогремел "в средней части линкора. Взрыв прогремел под котельным отделением "В". Было повреждено 11000 квадратных футов двойного дна, затоплены котельные отделения. Корабль медленно и с достоинством скрылся под водой. В 1 ч. 29 мин., т. е. всего через семь минут он опрокинулся и затонул в полумиле от берега. Его команда даже не успела спустить на воду шлюпки, в результате погибли 833 моряка и среди них 24 офицера.
Столь быстрое затопление линкора объясняется тем, что команда корабля, стоявшего в главной базе, чувствовала себя в полной безопасности. Не было своевременно выполнено аварийное задраивание шахт, люков и дверей. Все это можно было сделать почти за полчаса, прошедших между первой и второй атаками, и, если не спасти линкор, то уж во всяком случае избежать больших потерь.
(В НР аналогичный случай поизошел в 1939 году, когда "U-47" потопила в Скапа-флоу торпедами линкор Ройял Оук )
* * *
Командир Тундерера капитан 1 ранга Фергюссон прикрыл глаза и потёр лицо тыльной стороной ладони. Чугунная усталость давила на плечи и прижимала к палубе — хотелось лечь, вытянуться и забыть обо всём. Он не спал уже сутки, вместившие в себя и очень длинный день, наполненный выстрелами и взрывами, и бессонную ночь, расчерченную вдоль и поперёк пенными следами немецких торпед, и обглоданные огнём остовы "Конкерора" и Монарха, что очень мало походило на увеселительную прогулку по Темзе. Но самое главное он почти смог довести свой израненный корабль до Розайта. Если бы не внезапное ухудшение погоды. Линкор с затопленной кормой уже не имел хода и стал заливаться волнами. Буксировка оказалась невозможна, поэтому было принято оставить корабль, а экипаж пересадить на эсминцы. Но корабль так и не утонул. Его выбросило на скалы, где он простоял до конца войны, пока не был разобран на металлолом.
Итоги боев проишедших в период с 1 по 3 июня
В результате действия подводных лодок, и потерь от подрыва на минах английский флот потепрял 7 линкоров: Ривендж, Мальборо и Эджинкорт — торпеды с подводных лодок, Кинг Джордж V — мины, Вэнгард, Ройял Оук — погибли в Скапа-Флоу, Ройял Соверин был поврежден на мине, 1 линейный крейсер Индомитейбл — мины, 1 броненосныйкрейсер Хемпшир — мины, 2 легких крейсера: Корделия и Инконстанс — мины, 3 эсминца: Офелия и Нессус — торпеды подводных лодок, Амбускейд — мины, 1 авиотранспорт Энгайдн — торпеды подводной лодки.
Приблизительная карта ночных и утренних боев
Окончательные итоги сражения
Англия
Из 28 линкоров погибло 28, плюс поврежденный Ройял Соверин
Из 9 линейных кораблей погибло 9.
Из 8 броненосных крейсеров погибло 8.
Из 26 легких крейсеров погибло 14
Из 78 эсминцев погибло 31 , плюс 2 эсминца не учавствующих в самом сражении.
Также погиб 1 авиотранспорт.
Гибель английских кораблей по времени
|
ЛН.
|
ЛН.КР
|
БР.КР
|
КР
|
ЭМ
|
ДР.
|
ВСЕГО.
|
Развертывание
|
—
|
—
|
—
|
2
|
—
|
—
|
2
|
1 дневной
бой
|
—
|
3
|
—
|
—
|
2
|
—
|
5
|
2 дневной
бой
|
3
|
—
|
—
|
2
|
6
|
—
|
11
|
1 вечерний
бой
|
1
|
2
|
3
|
1
|
4
|
—
|
11
|
2 и 3 вечерние
бои
|
2
|
3
|
1
|
2
|
1
|
—
|
9
|
Ночное развертывание
|
—
|
—
|
3
|
3
|
1
|
—
|
7
|
Ночные бои
|
9
|
—
|
—
|
1
|
13
|
—
|
23
|
Утренние бои
|
6
|
—
|
—
|
1
|
3
|
—
|
10
|
П.л, мины и др.
|
7
|
1
|
1
|
2
|
3
|
1
|
16
|
Всего
|
28
|
9
|
8
|
14
|
33
|
1
|
93
|
Англия: 93 корабля
Германия:16 кораблей
. Поврежденные немецкие корабли
Германия
Из 19 линкоров ни один не погиб.
Из 6 линейных крейсеров ни один не погиб.
Из 6 броненосцев погиб 1.
Из 12 крейсеров погибло 4.
Из 73 эсминцев погибло 11 .
Из 2 минзагов ни один не погиб.
Альтернативная Ютландская битва закончилась.
Понимаю, что моя альтернатива смахивает на фантастику. Прошу сильно не ругать. Просто, я задался целью потопить все английские линкоры и у меня это получилось. Правда у меня есть более реалистичный вариант, где англичане теряют только половину своих линкоров, но как говорится — это уже другая история.