Альтернативка. Часть I После Цусимы
Около полутора лет продолжалась работа "нак ошибками" российского императорского флота. Были опрошены тысячи матросов, солдат, офицеров. Специальная комиссия все эти протоколы свела в единый труд. Конечно имела место и очередная "революция" немного задержавшая работу комиссии.
Из разрозненных показаний постепенно вырисовывалась весьма своеобразная, местами очень противоречивая картина. Малый калибр самодвижущихся мин, недостаточная скорость, малый заряд взрывчатки, недостаточная номенклатура снарядов, ненадежные механизмы и еще много чего. И сверху всего этого сидел, говоря современным языком, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР.
Для выработки новых решений требовался совершенно новый опытовый корабль.
"Сослуживец"
11 апреля 1908 г. на Государственной верфи в Киле был спущен на воду броненосный крейсер под индексом "Е".
Спроектированный в 1904-05 гг. и начатый постройкой по программе (бюджетному году) 1906 г. на Государственной верфи в Киле, броненосный крейсер под индексом "Е", по сравнению со своими иностранными соперниками, оказался значительно более крупным. Проектная скорость была достаточно высокой, и выбор артиллерии главного калибра из двенадцати скорострельных морских орудий калибра 210 мм оказался довольно удачным. Как и у англичан было разделение артиллерии на два калибра— главный и противоминный.
Как ни скрывали англичане тактико-технические данные своего первого линейного крейсера "Инвинсибл", кое-какая информация о нем все же просочилась в Германию. Выяснилось, что "Инвинсибл" станет подобием "Дредноута", только вместо 305-мм орудий будет нести такое же количество 234-мм. Недолго раздумывая, немцы решили сделать так же, как англичане. Заложенный броненосный крейсер "Е" был облегченным подобием строящегося в это же время первого германского дредноута "Нассау", но вооруженный не 280-мм, а только 210-мм орудиями.
Увы, просочившаяся из Англии информация наделе оказалась дезинформацией. Выяснилось, что "Е" никоим образом не соответствует реальной концепции "Инвинсибла". Так же, как и в случае с линейным кораблем "Дредноут", британцы абсолютно засекретили данные своих новых линейных крейсеров. Но прежде чем это обнаружилось, он уже был в постройке.
Когда эта очень тщательно оберегаемая Великобританией тайна новой конструкции корабля стала известна в Германии, постройка броненосного крейсера "Е" уже значительно продвинулась вперед. Теперь же прекращать строительство нового крейсера прогрессивного проекта было бы абсурдом. Кроме корпуса корабля, в работе был большой задел по машинной установке, вооружению и бронированию, так что при огромной стоимости этих механизмов их пришлось бы разбирать на металлолом. Это не нашло бы понимания у рейхстага и общественности Германии.
Главное управление военно-морского флота и морской министр Тирпиц оказались перед очень трудным решением. Теоретически стало ясно, что новый немецкий броненосный крейсер водоизмещением 15 842 т значительно уступает новому британскому линейному крейсеру водоизмещением 17 600 т, хотя тот был крупнее всего на 1 800 т, но вооружен орудиями калибра 305 мм. Остановка его постройки и разборка могли оказаться напрасными.
Как об этом досадном промахе узнали в России не берусь даже судить. Во всяком случае в начале 1908 года в город Киль прибыла большая группа военных моряков и гражданских лиц. Только что сформированный экипаж начал принимать свой корабль, и вместе с мастеровыми и инженерами включились в достроечные работы. Такое исключительное явление на германской верфи наблюдалось впервые. Тем более оно было подкреплено внушительной суммой в 9 миллионов рублей. За такую немалю сумму немецкие "хозяева корабля" поставляли корпус с надстройками, полную машинную установку, несколько измененные башенные установки, заменяли барбеты башен, переделывали в некоторых местах внутренние помещения, заделывали подводные аппараты.
Вооружение корабля включало шесть десятидюймовых орудий, десять новых стодвадцаток и восемь семьдесятпяток. Главный калибр располагался в несколько необычном порядке В связи с новыми взглядами все недоброненосцы имели главной задачей навести противника на главные силы. Поэтому сосредоточение большей части главного калибра в кормовой части было обязательным для всех неброненосцев. С равными противниками можно было перестреливаться всем бортом, а мелочь можно давить и носовым огнем. Скорострельная артиллерия среднего калибра, с патронным заряжанием, должна поставить труднопроходимую завесу для миноносцев противника. Контролировать и наводить на цель орудия главного и среднего (противоминного) калибра должны разные посты наводки. Благодаря этому тип "Е" обзавелся четырьмя дальномерными пастами. Благодаря высокой скорости, догнать новый корабль было достаточно трудно. Бронирование было достаточным для противостояния среднекалиберной артиллерии (127 — 152 мм), а от крупного калибра должна была спасти скорость.
Данный корабль послужил опытовым на Балтике, а затем в 1913 году переведен на Черное море.
Пока в Германии достраивался новый корабль Императорского флота, отечественные конструкторы предлагали новые проекты кораблей. Наиболее предпочтительно выглядел проект "А" Балтийского завода.
Мощное вооружение из шести двенадцатидюймовых орудий, краны и аппаратура с лебедками для двух аэростатов у внутренней кормовой башни (на рисунке не показаны). Но малая скорость и паровые машины сделали этот проект проигрышным. И тогда Балтийский завод рискнул. Следующий проект был развитием "Кутузова".