Альтернатива против одного из мифов.
Японские броненосные крейсера (как «Асамы» так и «Гарибальдийцы») приняли самое широкое участие в русско-японской войне. Потопление «Варяга», обстрелы Порт-Артура, операции против Владивостокского отряда крейсеров, участие в сражении в Желтом море, Цусимское сражение…
А вот если бы их количество уменьшить? Причем, что ни есть прямым насильственным путем (а то все не построили, да не построили)
***
22 апреля, в условиях полного бездействия русских кораблей, японцы начали высадку 2-й армии генерала Оку на Ляодунском полуострове. В результате русская крепость вместе с эскадрой была отрезана от русской армии в Манчжурии, а затем окружена и осаждена японской армией. Японские корабли, сменяя друг друга, несли постоянное дежурство в непосредственной близости от крепости, периодически, подвергая её обстрелам с моря. До сих пор, в течение всех трёх месяцев войны, Японии сопутствовала удача: все её военные планы осуществлялись с поразительной лёгкостью. Но 15 мая 1904 года незыблемость японского господства на море была серьёзно поколеблена.
Незадолго до начала войны, Япония смогла приобрести два итальянских броненосных крейсера типа «Гарибальди», вошедших в состав японского флота как «Ниссин» и «Кассуга». Но служба «итальянцев» в японском флоте оказалось короткой.
15 мая 1904 года, находясь в составе 3-го боевого отряда адмирала Дева, крейсер «Кассуга» выходил к Порт-Артуру. На обратном пути ночью, в густом тумане, следуя третьим в строю вслед за бронепалубным крейсером «Иосино», он потерял переднего мателота. Капитан 1 ранга Кума сначала замешкался, затем приказал увеличить ход и повернул вправо: опасаясь в темноте не разглядеть впереди идущего, зато можно было безопасно выйти к нему на параллельных курсах. В это время, крейсер «Иосино» совершил поворот на правый борт. В результате, еще недавнее построение параллельного движения обеих крейсеров, стало перпендикулярным – курс обеих крейсеров должен был пересечься.
В результате этой чудной геометрии, потерявшийся «Кассуга» выскочил перед своим мателотом – несколько секунд бы разницы, и броненосный крейсер врезался бы точно в борт своего собрата, а еще повременив – благополучно прошел бы за его кормой. Но судьба была благосклонна к легкому крейсеру – сокрушительного удара в борт он избежал. Зато броненосному крейсеру повезло меньше. Крики матросов обеих кораблей (как и действия рулевых) ничем не могли ситуации – бронепалубный крейсер «Иосино» врезался точно в борт броненосного крейсера «Кассуга»…
Ситуация усугубилась тем, что машинное отделение на «Иосино» наконец справилось с ситуацией и дало полный назад – в результате вода потоком хлынула в образовавшеюся пробоину.
Из-за повреждений в носовой части не избежал гибели и «Иосино».
Общее число погибших составило 350 человек.
Черный день японского флота начинался…
В этот же день 2-я бригада японских кораблей под флагом контр-адмирала Насибы (броненосцы «Хацусэ», «Сикисима», «Ясима», крейсера «Ниссин», «Касаги» и авизо «Тацута») выдвинулась к Порт-Артуру для несения боевого дежурства. В 9.55, примерно в 11 милях от русской крепости, под кормой, следовавшего привычным курсом, броненосца «Хацусэ» раздался взрыв — русская мина взорвалась по его левому борту в районе задней установки
Последовало несколько минут полной тишины, нарушаемой лишь привычным шумом машин, вместо детонации погребов артиллерии главного калибра, мгновенный взрыв которых ожидался всеми.
Прошло несколько секунд, но корабль даже не начал крениться. Вахтенные начали вызывать наверх людей, находившихся в нижних помещениях, которые, естественно, были легко одеты, и потому раздражены холодом (царившем наверху). Вскоре стало понятным, что, хотя масштабы ущерба ещё не известны, угроза оказаться в холодной воде для них отсутствует.
Шум, вызванный взрывом, был невелик, но за ним последовала сильная звуковая вибрация, сильно напоминавшая знакомый металлический звук, обычно сопровождающий детонацию отдалённого заряда. Столб воды, смешанный с обломками, поднялся на высоту грот-мачты, опрокинув четырёх человек, находившихся в кормовой оконечности, в районе мостика.
Поздняя информация показала, насколько невелики были шансы на спасение корабля. Мина была одной из четырёх проплывавших мимо, и взорвалась в нескольких футах от концевой части глубоко погруженного главного броневого пояса (толщина 9″), возвышавшегося, вследствие осадки броненосца, в пределах двух-трёх дюймов над водой.
Почти вся сила взрыва оказалась направленной вверх, снеся все выступающие на её пути части, прежде всего полка для постановки в док и выстрелы противоминных сетей. Некоторые члены экипажа заявляли, что в месте взрыва на броневой плите образовалась небольшая вмятина, но осмотр противоположной стороны места взрыва не выявил никаких повреждений плиты.
Обшивка ниже броневого пояса оказалась немного вдавленной между шпангоутами, отмечена фильтрация воды между броневым поясом и броневым шельфом. Поступающая вода была обнаружена в треугольном, в плане, помещении, образованном за счёт кривизны броневой палубы, и в нижней части угольной ямы.
Внешний вид чрезмерно ржавой воды вызвал негодование и способствовал появлению инсинуаций. Было высказано мнение, что в равной степени грязную воду можно найти на борту судна во многих, редко посещаемых помещениях.
Под бронированной палубой в этом месте располагался зал динамо-машин, и именно здесь проявления действия взрыва были лучше всего слышны и ощутимы. Никто из персонала не пострадал, лишь труба для слива циркуляционной воды из воздушных компрессоров отделилась от своего клапана. Несколько минут спустя хлынувшая из трубы вода была остановлена деревянной пробкой.
(в РИ такие повреждения получил броненосец «Асахи» при подрыве на мине 26 октября 1904 года, предоставлено коллегой Земляк/Товарищ)
Пострадал левый гребной винт – самое большое повреждение броненосца.
Почти одновременно с первым подрывом «Хацусэ» второй броненосец «Ясима» направился к «Хацусэ» для буксировки (ирония судьбы – «Хацусе» помощь не понадобилась), но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал «Сикисима», и корабли повернули назад. Несмотря на тяжелые повреждения, японцы силами двух экипажей смогли довести поврежденный броненосец до берега.
Казалось бы, неприятности на этом закончились, но русских мин было много, и они жаждали впиться зубами в еще одну жертву. Этой жертвой – третьей среди японских кораблей — стал новейший крейсер «Ниссин». В отличие от больших броненосцев, получивших по одной мине, большой крейсер совершив неудачный маневр натолкнулся на минную банку, в результате чего взорвался и почти мгновенно затонул.
После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки (по свидетельству оставшихся в живых моряков с «Ниссина», крейсер заметил русскую подлодку и пошел на таран).
Разгром японской эскадры мог быть куда больше, если бы русский флот – как большие корабли так и/или миноносцы предприняли бы атаку. Но поздно вышедшие в атаку русские миноносцы успеха не имели, а остальные корабли Первой Тихоокеанской эскадры получили приказание уволить команды на берег. Еще одним плюсом для японского флота, стал подрыв кораблей в недосягаемости огня русской береговой артиллерии.
Выход из строя двух из шести основных (общее число погибших на трех кораблях более 500 человек) боевых кораблей японского флота стало значительным успехом русского оружия и поставило японцев в сложное положение.
***
Не придумал как по раньше топить «Ниссин», поэтому решил топить вместо «Хатцусе».
***
Сражение в Желтом море / бой у мыса Шантунг
Слева показались японские корабли. Все подняли бинокли, стараясь разглядеть приближающегося врага. Матросы спешно заканчивали обед и расходились кто куда отдохнуть перед боем. Большинство поднялось на палубу и с тревогой и любопытством следило за приближающимся врагом. Подошедший к ним артиллерийский офицер лейтенант Киткин стал называть типы видневшихся судов.
– Справа «Якумо», похожий на нашу «Диану», «Касаги», «Читозе», – перечислял он. – Эти не страшны – легкие крейсера. Слева старые суда: броненосец «Чин-Иен», крейсера «Хасидате», «Мацушима», «Итцукушима» – тоже неопасные. Зато вон по носу напересечку нам идут главные силы – «Микаса», «Асахи», «Фуджи», «Ясима», «Шикишима» и «Хацусе». По мощности артиллерийского огня они немного даже превосходят наш броненосный отряд. (Порт-Артур, том 2. Степанов)
Силы стороны были примерно равны: Россия – 6 броненосцев и 1 броненосный крейсер, Япония – 6 броненосцев и 2 броненосных крейсера. Россия 15 305-мм, 8 254-мм, 2 203-мм, Япония 22 305-мм (по техническим причинам носовая башня «Ясимы» вышла из строя) и 8 203-мм орудия.
Сражение закончилось в пользу Японии – русские корабли получили серьезные повреждения и были вынуждены вернуться обратно. Часть русских кораблей все же смогла прорваться, но или была интернирована («Цесаревич», «Диана») или потоплена позднее («Новик»)
***
Специально включил в состав эскадры «Баян» (а ««Паллада» вместо него подрывается на мине), что бы историю пошла по тому же руслу, но не уверен, что история пойдет так же. В этой реальности «Баян» тяжело поврежден: вместо одного снаряда, угодившего в «Аскольд», «Баян» получает 3-4 подобных снаряда, и
— поворачивает в Порт-Артур, где и становится трофеем японцев (а как же «Аскольд» и «Новик» — по идее они должны идти за флагманом)
— прорывается в Шанхай, где и интернируется вместе с «Аскольдом»?
Но, в любом случае, последствия сглаживаются.
***
Бой в Корейском проливе.
Несколько иначе произошел бой крейсеров – Владивостокский отряд русских и эскадра Камимуры – обе стороны потеряли по одному кораблю. Русские – крейсер «Рюрик», японцы – крейсер «Ивате».
РИ.
07.00 в каземате №1 – носовом каземате на верхней палубе по правому борту – произошёл сильный взрыв. Взрыв был вызван детонацией сложенных в каземате и на его крыше боеприпасов. Были «утрачены» 23 бронебойных 152-мм снаряда, 36 зарядов для 152-мм пушек, и 24 76-мм патрона – все ли они взорвались, или только часть, установить невозможно.
Каземат был практически полностью разрушен. Обломки конструкций нанесли обширные повреждения носовой надстройке, трубам, шлюпкам и т.п., некоторые крупные обломки долетели до противоположного борта и кормового мостика
Следует отметить, что, несмотря на масштабные разрушения, «Иватэ» даже временно не выходил из линии…Таким образом, непосредственное влияние этого взрыва на ход боя оказалось не так велико.
В АИ, после подрыва каземата №1 начался пожар и в других казематах, и последующие взрывы.
Гибель крейсера «Асама»
26 октября 1904 г. патрульный отряд японских броненосных крейсеров медленно шёл по привычному маршруту в направлении мыса Шантунг, когда около 10:30 (по японскому времени) по линии судов начали передавать сигнал об обнаружении дрейфующих мин. Во время приёма сигнала на крейсере «Асама» одна из мин взорвалась по его левому борту в районе задней барбетной установки. Столб воды, смешанный с обломками, поднялся на высоту грот-мачты, опрокинув четырёх человек, находившихся в кормовой оконечности, в районе мостика. Если бы русская мина была бы единственной, то крейсер можно было спасти, к японскому несчастью было еще три русских мины….
Плавающие мины благополучно прошли мимо в четырёх футах от борта «Издумо» и следующих за ним крейсеров, но когда дело дошло до «Асамы», чей вахтенный офицер, возможно, не был своевременно предупреждён об опасности, небольшое изменение положения руля, которое могло бы изменить взаимное расположение мины и корабля, сделано не было (или не дало нужный результат).
Этот инцидент относится к разряду чередующихся неблагоприятных факторов на море, постоянно препятствующих эффективной деятельности флота. В любой момент может произойти случайное существенное изменение в соотношении сил на море.
(В РИ повреждения получил броненосец «Асахи»)
Цусимское сражение
***
Возможные альтернативы.
Конечно, есть вероятность, что адмирал Того разделит корабли поровну – себе 5 и Камимуре 5 (усилив крейсера броненосцем «Хутцусе»). Но зачем ослаблять свой 1-й отряд, тем более передавать корабли «невезучему» адмиралу («Ивате» потерял, «Асама» потерял, «Хацусе» не терял)?
Поэтому, ситуация такая 1-й броненосный отряд 6 броненосцев, 2-й броненосный отряд – 4 броненосных крейсера
Что касается России, то по идее состав сил должен быть другим (какой-нибудь черноморский броненосец?). Все-таки 6 японских броненосцев вместо 4-х. Но, учитывая, что формально у русских перевес (8 ЭБР), бой в Желтом море не принес потерь, то состав сил, как и в РИ.
***
Из-за облаков на несколько минут выглянуло солнце, осветив морской простор. Неприятельские корабли приближались. Наши офицеры старались определить их типы. Кто-то, указывая на головного, удивленно воскликнул:
– Смотрите: броненосец «Микаса»!
– Не может быть. «Микаса» давно считается погибшим.
– Значит, воскрес, если он здесь.
Головным действительно оказался «Микаса» под флагом адмирала Того. За ним следовали броненосцы «Асахи», «Фудзи», «Сикисима» и «Хацусе».
Вслед за этими кораблями выступили еще четверо броненосных крейсеров: «Идзумо» под флагом адмирала Камимура, «Якумо», «Адзума» и «Токива».
(Цусима. Том 2. Новиков-Прибой)
Учитывая, что у японцев теперь на 50% больше 305-мм орудий, то русские корабли быстрее теряют свою мощь и живучесть. Фактически, бой решается в первые 25-30 минут (а не 40 реальных). В 14.30 тонет «Ослябя», в 14.40 выходит из строя «Суворов».
«Ослябя» и «Суворов» и если все идет как в РИ, но с небольшим сдвигом, то «Орел» и «Сисой Великий» гибнут в бою 14 мая (не исключена и гибель «Ушакова» — проходя мимо «Александра-3» он получает серьезные повреждения). Учитывая, что огонь русской эскадры слабеет, японцы сближаются и около 18 часов вечера топят «Бородино» и «Орла». После чего могут, заняться и оставшимися русскими кораблями («Наварин», «Нахимов», «Николай-1», «Апраксин», «Сенявин»). Или русским везет – японцы, добившись в светлое время победы прекращают огонь, а русская эскадра во главе с Энквистом, идет в нейтральный порт (по пути потеряв «Наварин» и «Нахимов»).
Другой вариант.
Гибнут «Ослябя», выходит из строя «Суворов», затем тонут «Сисой Великий», «Александр-3». Адмирал Небогатов принимает командование, и под прикрытием тумана пытается прорваться. Но не удачно, появляются японцы и первым гибнет «Николай-1», потом «Бородино», «Наварин» и «Нахимов» получают существенные повреждения, «Ушаков» — возможно тонет.
Что касается японского флота, то раз кораблей всего 10 (а не 12) то они получают больше потерь. Поэтому возможна гибель (выход из сражения) какого-нибудь японского броненосного крейсера. С другой стороны – в японские корабли попадает меньше снарядов.
Последствия.
Цусимское сражение убедительно показывает именно преимущество тяжелой артиллерии.
Удар по броненосцам: английскому «Нельсон», русским «Андрей» и «Павел», австрийским «Радецким». Скорее всего они все получат 305-мм артиллерию.
Что касается японских кораблей, то возможно крейсера «Ики» будут аналогичны реальному броненосцу «Касиме» — 4 305-мм и 4 254-мм орудия. Японцы на многие корабли бы предпочли ставить 305-мм арту – да вот денег нема. А вот «Конго» уже могут проектировать под единые 305-мм орудия (а не 254-305-мм) возможно он с ней и будет построен. Во всяком случае, два первых корабля.
Снижена роль броненосных крейсеров, и линейные крейсера могут и не появиться как класс. Ведь ясно что крупные пушки решают.
Не исключено, что не увидим дилогию «Цусима» Новикова-Прибоя, «На Орле» Костенко, «Расплата» Семенова, зато можем увидеть другие книги…
Примечания
В принципе в Корейском проливе можно было потопить (вместо «Ивате») «Аздумо»
РИ.
В 07.12…07.23(?) снаряд калибром 203-мм пробил левый борт (отсек №3 на средней палубе) примерно на 0,5 м выше средней палубы (пробоина 350х380 мм), пролетел через помещение лазарета, пробил каютную перегородку, ударился о среднюю палубу на расстоянии 4..5 м от борта, срикошетировал (в палубе образовалась трещина длиной 450 мм и шириной до 25 мм) и, пробив по пути вентиляционную шахту котельного отделения, трубу для погрузки угля и перегородку каюты старшего артиллерийского офицера, улетел за борт, так и не взорвавшись. Хотя повреждения от этого снаряда были незначительны, потенциальная угроза таких попаданий была достаточно велика – при другом курсовом угле снаряд мог попасть в тыльную стенку каземата противоположного борта.
АИ – русский снаряд имел другой курсовой угол, пробил тыльную сторону каземата с соответствующими последствиями – пожар, детонация снарядов, пожар и детонация снарядов в соседних казематах… с печальным исходом для «француженки».
***
Цусимское сражение, в РИ японцы израсходовали (по данным «Размышления об эффективности японской среднекалиберной артиллерии в Цусиме» Военное обозрение)
305-мм – 446 шт.;
203-мм – 915 шт.
152-мм –8924 шт (5 748 снарядов с 1-го боевого отряда и 3 716 снарядов с крейсеров 2-го отряда Камимуры, исключая бой с «Адмиралом Ушаковым»).
Если быть точнее, то 203-мм — 1 199 шт. 284 – «Ниссин» и «Касуга», 915 – крейсера Камимуры, исключая бой с «Адмиралом Ушаковым»), плюс еще 50 шт. 254-мм снарядов. Общее количество 152-мм снарядов — 9 464 шт.
АИ
305-мм – 669 шт,
203-мм – 610 шт,
152-мм — 7248 шт (5 720 снарядов с 1-го боевого отряда и 1528 снарядов с крейсеров 2-го отряда Камимуры, исключая бой с «Адмиралом Ушаковым»).
При том же проценте попаданий (10,2% для 305-мм, 2,4% для 203-мм, 0,64% для 152-мм), получаем
305-мм. РИ 45,5 АИ 68,2
203-мм. РИ 22,8 АИ 14,6
152-мм. РИ 66,2 (54,5) АИ 62,4 (50,7)
254-мм. РИ 4,5 (около 9%)
таким образом, РИ 135-139 АИ 133,5-137,3 снаряда.
Конечно, не стоит забывать, что раз русские корабли быстрее теряют огневую мощь, то и японцы раньше сблизятся, и соответственно больше 152-203-мм снарядов попадет в цель.