26

Эта техническая альтернатива посвящается тем кораблям Российского Императорского Флота, которые могли бы стать частью флота советского.

В 1921 году советское правительство России приняло первую послевоенную программу военного судостроения. В число главных пунктов плана развития флота, одобренного ВСНХ, входила достройка линкора «Демократия» с использованием вооружения и механизмов от потопленного линкора «Императрица Мария», разработка плана достройки по усовершенствованному проекту линейных крейсеров «Измаил» и «Кинбурн» и достройка четырех крейсеров типа «Светлана» – двух на Балтике и двух на Черном Море. Последнему пункту уделялось особое внимание. От императорского флота военно-морские силы Советской России располагали тремя исправными дредноутами типа «Гангут» на Балтике и дредноутом «Свободная Россия» (бывшая «Императрица Екатерина II») на Черном Море, чего в ближайшей перспективе хватало для сдерживания флотов ближайших соседей. В достаточном количестве имелись также турбинные эсминцы типа «Новик». Однако большой проблемой представлялось отсутствие в составе флота современных турбинных крейсеров, способных осуществлять разведку для линейных сил и поддерживать развертывание эсминцев.

В 1922 году Советом Труда и Обороны было одобрено решение достроить по усовершенствованному проекту легкие крейсера «Светлана» и «Адмирал Бутаков» на Балтике, и «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Лазарев» – на Черном Море. В 1922–1924, пока на корпусах крейсеров велись восстановительные работы, конструкторские бюро Балтийского Завода и завода имени Марти в Николаеве разработали ряд проектов достройки кораблей с различным размещением артиллерии. Проект достройки крейсеров по исходному проекту, с вооружением из 130-мм казематированных и палубных орудий был отвергнут ввиду «смысловой и инженерно-технической устарелости«. На том же основании был отвергнут проект вооружения крейсеров восемью 152-мм орудиями в щитовых установках и шестью 203-мм орудиями в одноорудийных башнях и несколько проектов с комбинированным вооружением.

В конечном итоге, основную роль в выборе сыграл мировой опыт. В середине 1920-ых сильное впечатление на мировое кораблестроение произвели французские легкие крейсера типа «Дюге-Труэ». Это были первые в мире легкие крейсера с расположением всей артиллерии главного калибра во вращающихся орудийных башнях. Подобное конструктивное решение было сочтено СТО оптимальным, исходя из ограниченных размеров имевшихся корпусов, и было рекомендовано, чтобы достраиваемые турбинные крейсера вооружались восемью шестидюймовыми орудиями в четырех двухорудийных башнях. Окончательный проект был разработан ОКБ Балтийского Завода в 1924 году.

Конструкция:

В качестве основного вооружения достраиваемых крейсеров были выбраны 152-мм 50-калиберные орудия образца 1908 года. Разработанные Обуховским Заводом для вооружения речных мониторов типа «Шквал», эти орудия были переработаны под новые требования и обозначены как 152-мм/50 орудия образца 1928 года. За счет увеличения каморы и принятия на вооружение новых снарядов удалось обеспечить дальность выстрела 45-килограммовым снарядом до 22 000 метров, вполне соответствующую требованиям времени.

Орудия размещались попарно в четырех двухорудийных башнях, расположенных линейно-возвышенно в носу и корме крейсеров. Башенные установки MK-2-152 балтийских крейсеров имели гидравлическое горизонтальное и электрическое вертикальное наведение, башенные установки MK-2-152бис черноморских крейсеров были полностью электрическими. Орудия для двух балтийских крейсеров заимствовали с береговых укреплений, орудия для черноморских были собраны из заказа 1917–1918 года. Наведение орудий осуществлялось с двух КДП, включавших 5-метровые дальномеры на крыше носовой и кормовой надстройки.

Зенитное вооружение крейсеров состояло из четырех 76-мм зенитных орудий Лендера на тумбовых установках в центральной части корпуса и четырех 45-мм полуавтоматических орудий К-21, расположенных на навесной платформе у кормовой трубы. Для управления зенитным огнем, с каждого борта имелось по 4-х метровому дальномеру. Были предусмотрены также подкрепления для установки до 8 счетверенных пулеметов Максима на зенитных станках.

Было также предусмотрено торпедное вооружение из двух счетверенных 533-мм торпедных аппаратов системы Гончарова, под торпеду 53-27. Аппараты размещались в центре корпуса, по одному на борт. Также на корме предусматривались рельсы для минной постановки: имелась возможность принятия на борт до 100 мин.

Ввиду отсутствия опыта в разработке авиационных катапульт, в качестве временного решения крейсера были оснащены более простым авиационным оснащением – наклонной летной палубой-скатом на вращающемся основании. Для подъема самолетов с воды использовался поворотный кран на кормовой мачте. В качестве палубного самолета обычно использовался гидроплан МР-1, служивший для разведки и артиллерийского целеуказания.

Бронирование крейсеров осталось прежним, с 75-мм главным поясом по всей длине корпуса и 25-мм поясом над ним. Длина 25-мм пояса была существенно уменьшена, чтобы выиграть дополнительный запас веса для размещения орудийных башен и для лучшей защиты дымоводов.

Орудийные башни были единственным значимым новым элементом бронирования. Они были защищены 25-мм плитами, с усилением лобовых до 75-мм. Барбеты под башнями имели толщину 25 миллиметров и шли до кромки главного пояса.

В целом, броневая защита кораблей была довольно старомодной: с одной стороны, она избыточно хорошо защищала большую часть борта от огня орудия калибром 100–120 мм (характерных для легких крейсеров Первой Мировой и эсминцев), с другой – не предоставляла адекватной защиты от бронебойных снарядов 150-203-мм орудий крейсеров 1920-ых. Однако радикальные переделки защиты были сочтены неэкономичными.

Силовая установка была пересмотрена из соображений экономии веса и повышения эффективности. Носовое котельное отделение было демонтировано, и общее число котлов сведено к десяти. Чтобы компенсировать нехватку мощности, котлы были полностью переведены на нефтяное питание. Четыре турбины Парсонса развивали мощность до 52 000 л.с., чего хватало для достижения скорости в 29,8–30 узлов. Запаса нефти хватало на 2200 миль экономического 14-узлового хода, что уже считалось недостаточным по меркам времени.

В серии:

Первым вступившим в строй крейсером нового типа был балтийский «Красный Урал» (ранее – «Светлана»). Введенный в строй в 1928 году, он стал флагманом 1-ой разведывательной крейсерской дивизии Морских Сил Балтийского Моря, сменив в этой роли устаревший бронепалубник «Богатырь».

Следующим в строй вступил черноморский «Красный Крым» (ранее – «Адмирал Нахимов») , в 1929 году. За ним последовал черноморский же «Червона Украина» (ранее – «Адмирал Лазарев»). В 1930 году оба этих крейсера участвовали в совместных учениях с дредноутами «Республика» (бывшая «Свободная Россия») и «Демократия», в ходе которых впервые в советском флоте рассматривалось применение палубной авиации для воздушного прикрытия и поддержки флота.

Последний, четвертый крейсер, «Красная Кубань» (ранее – «Адмирал Бутаков») провел у достроечной стенки Балтийского Завода больше времени, так как обсуждалась возможность достройки его по усовершенствованному проекту, с вооружением из 180-мм орудий. В конечном итоге переделка была сочтена слишком дорогой, и кроме того, морякам хотелось иметь дивизию однотипных крейсеров на Балтике. В 1932 «Красная Кубань» вступил в строй, уже будучи морально устаревшей единицей.

Оригинал взят у fonzeppelin в Альтернатива: легкие крейсера типа «Красный Урал»

Подписаться
Уведомить о
guest

26 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account