Алексей Козленко. Флот Римской империи

15

Алексей Козленко. Флот Римской империи

Статья Алексея Козленко с сообщества «Римский орёл»

Содержание:

После битвы при Акции в 31 году до н.э. и последующего покорения Египта Средиземное море на долгие столетия превратилось во внутреннее озеро Рима, mare nostrum — «наше море», как называли его римляне. Для защиты побережья от нападений пиратов, а также для того, чтобы держать под присмотром варваров, живших на другом берегу Рейна и Дуная, императоры создали несколько военных флотилий. Но им пришлось постараться, чтобы сделать морскую службу привлекательной в глазах матросов.

Мизенский и Равеннский флоты

Крупнейшей базой римского военного флота стал Мизен, расположенный в северной части Неаполитанского залива. Находившийся здесь флот должен был контролировать западное побережье Италии и прилегающие острова в жизненно важном для снабжения Рима продовольствием треугольнике между Остией, Карфагеном в Северной Африке и Новым Карфагеном на юго-востоке Испании. Другая крупная база флота находилась в Равенне на северо-восточном побережье Италии. Базировавшаяся здесь эскадра патрулировала иллирийское побережье и поддерживала безопасность в бассейне Адриатического и Ионийского морей. Зоны действия обеих флотилий простирались на всю средиземноморскую территорию. Помимо главных баз на побережье располагались вспомогательные стоянки: Путеолы, Цемтумцеллы, Портус, Аквилея, Салона и другие. Здесь несли постоянную вахту небольшие отряды кораблей. При Флавиях оба флота получили статус преторианских (classes praetoriae). Это должно было подчёркивать ту важную роль, которую они играли в оборонительной системе Италии.

Вид на Мизенский мыс. В дальней части снимка находится внешняя гавань, за которой располагается внутренняя. По периметру гавани стояли крытые ангары для военных кораблей и казармы для матросов

Вид на Мизенский мыс. В дальней части снимка находится внешняя гавань, за которой располагается внутренняя. По периметру гавани стояли крытые ангары для военных кораблей и казармы для матросов

Кроме Мизенского и Равеннского в восточной части Средиземноморья существовали также провинциальные флоты регионального значения. Сирийский флот (classis Syriaca), базировавшийся в Селевкии Пиерии, использовался главным образом для борьбы с пиратами южного берега Малой Азии. Также он патрулировал побережье Сирии-Палестины вплоть до границы с Египтом. Александрийский флот (classis Alexandriae), собранный из кораблей последних Птолемеев, должен был выполнять аналогичные задачи в дельте Нила, а также вдоль побережья Киренаики и Ливии. Оба флота должны были посылать корабли в состав эскадры, которая базировалась в Цезарее Мавретанской (Шершеле) и патрулировала побережье Африки и Нумидии. Во второй половине II века эта эскадра была преобразована в самостоятельный Мавретанский флот (classis Mauretanica). Тогда же появился самостоятельный Ливийский флот (classis Libica). В Красном море плавали корабли Эритрейского флота (classis Erythraica).

Защита атлантического побережья северной Галлии и обеспечение безопасности коммуникаций с Британией возлагалась на британский флот (classis Britannica) с главной гаванью в Гезориаке (Булонь). В самой Британии этот флот также имел многочисленные стоянки. В Чёрном море Понтийский флот (classis Pontica) патрулировал весь южный берег до предгорий Кавказа, имея основные базы в Кизике и Трапезунте. Плаванье вдоль восточного берега моря от Босфора до устья Дуная обеспечивал Фракийский флот (classis Thracica) с базой в Перинфе. Границу по Дунаю в нижнем течении реки охранял Мезийский флот (classis Moesica) со стоянкой в Томах (Констанца). Его корабли также плавали между устьем реки и Крымом. Среднюю часть Дуная патрулировал Паннонский флот (classis Pannonica) с базой в Аквинке (Будапешт). Наконец, Германский флот (classis Germanica) плавал по Рейну вплоть до его устья.

Римские корабельные стоянки на Дунае и прилегающих областях. Примерно 400 год

Римские корабельные стоянки на Дунае и прилегающих областях. Примерно 400 год

Корабли и экипажи

Численность флота эпохи Империи нам неизвестна и поддаётся подсчёту лишь на основе косвенных данных. Хотя поздний автор Иордан, ссылаясь на историка начала III века Кассия Диона, пишет, что Равеннская гавань могла вместить 250 кораблей, приведённая им цифра, без сомнения, сильно завышена. Более реалистичным кажется количество от 50 до 100 кораблей для Мизенского и Равеннского флотов и несколько десятков кораблей — для крупнейших провинциальных флотилий. Иосиф Флавий сообщает, что в правление Нерона Понтийский флот насчитывал 40 кораблей. От этой цифры следует отталкиваться при оценке численности Сирийского или Александрийского флота. Германский флот тогда же, по данным Тацита, состоял из 24 кораблей, в том числе триер и бирем. Численность Мавретанского флота в конце II века не превышала 13 либурн.

Римские военные корабли на Колонне Траяна

Римские военные корабли на Колонне Траяна

Ядро флота составляли сравнительно небольшие корабли. В нашем распоряжении имеются надписи с упоминанием 72 кораблей Мизенского и 46 кораблей Равеннского флотов. В обоих случаях большинство кораблей относятся к классу трирем (50 и 28) и либурн (11 и 5). Квадриремы с четырьмя рядами гребцов (9 и 6) и квинквиремы с пятью (1 и 2) были немногочисленными. Лишь в одной надписи из Мизена упоминается гексера с шестью рядами гребцов, но её сложно датировать. Примечательно, что Плиний Старший, исполнявший обязанности префекта Мизенского флота во время извержения Везувия в 79 году, вышел в море на квадриреме, которая, по-видимому, в это время являлась флагманом его эскадры.

Таков же был состав и провинциальных эскадр, преимущественно состоявших из лёгких кораблей, оптимально приспособленных для выполнения патрульных и посылочных функций. В Майнце были найдены останки четырёх кораблей Германской флотилии, которые дают хорошее представление о том, как могли выглядеть подобные суда. Одно из них было лёгким беспалубным гребным судном (lusoria) менее 20 м длиной. Его экипаж состоял из 20 гребцов, командира и кормчего. Другое судно было больше, имело палубу и использовалось для транспортировки войск и грузов.

Реконструкция римской лузории из Майнца. Музей римского судоходства, Майнц

Реконструкция римской лузории из Майнца. Музей римского судоходства, Майнц

Плиний Старший сообщает, что экипаж квинквиремы насчитывал 400 человек. Численность экипажа триеры можно оценить чуть более чем в 200 человек, из которых 170 были гребцами. Экипаж биремы, возможно, состоял из примерно 130 человек, а либурна имела около 100 человек на борту. Численность Мизенского и Равеннского флотов в ходе гражданской войны 68–69 годов позволила различным претендентам набрать по легиону из его состава. Общая численность личного состава италийских и провинциальных флотов в сумме может быть оценена в 40 000–45 000 человек.

Командование

Каждым флотом командовал префект (praefectus classis). В правление Юлиев-Клавдиев эту должность занимали императорские вольноотпущенники. Веспасиан передал её представителям всаднического сословия и стал привлекать к службе лиц, имевших опыт военного командования. С этих пор должность префекта флота стала означать одну из высших ступеней всаднической карьеры (militia equestris). Получаемое за службу жалование позволяет обнаружить определённую иерархию между командующими различными флотами. Префекты Сирийского и Александрийского флота, а также командующие Паннонской и Мезийской флотилий получали жалование 60 000 сестерциев в год. «Зарплата» префектов Мавретанского и Ливийского флотов была меньше. Префекты Британского, Германского и Понтийского флотов получали 100 000 сестерциев в год. Наиболее высокооплачиваемыми — 200 000 сестерциев — были должности префектов обоих италийских флотов. Неоднократно зафиксированное перемещение с одной должности на другую в карьерном перечне занимавших их лиц доказывает, что при равенстве жалования префект Мизенского флота был старше своего коллеги из Равенны.

Иерархия и организация римского флота

Иерархия и организация римского флота

У каждого из двух италийских префектов был свой заместитель (subpraefectus). Для личных надобностей у префекта были телохранитель (secutor или corporum custos), грум (strator) и слуга (vestiarius). Канцелярию возглавлял корникуларий, выполнявший всю административную работу. За финансы отвечал диспенсатор (dispensator), счетоводом был либрарий (librarius), документы обрабатывал экзактус (exactus), архивом заведовал табуларий (tabularius). Большинство рядового персонала канцелярии составляли бенефициарии (beneficiarii). Тессерарий (tesserarius) ежедневно получал у префекта пароль, который доводил до офицеров, рядовых солдат и матросов. Известна также должность начальника склада (рrаероsitus reliquationi). Все эти и другие обязанности выполняли принципалы (principales) и иммуны (immunes), назначенные из числа рядовых солдат и освобождённые ради выполнения этих обязанностей от обычных для остальных солдат дневных нарядов.

Римские военные корабли на миниатюре Ватиканского Вергилия, V век

Римские военные корабли на миниатюре Ватиканского Вергилия, V век

Организация

Организация флота отчасти напоминала структуру легиона. В армии основной организационной и тактической единицей являлась центурия. Во флоте такой единицей был экипаж корабля. Командовавший им капитан назывался на греческий манер триерархом (trierarchus). Это звание приравнивалось к рангу центурионов вспомогательных войск, а в некоторых надписях триерархи прямо именуются флотскими центурионами (centuriones classiarii). Триерарх получал жалование 14 400 сестерциев в год. Рангом выше стоял наварх (nauarchus), командовавший небольшой эскадрой из нескольких кораблей. Его жалование составляло уже 28 800 сестерциев в год. Наконец, старший из этих офицеров именовался первым навархом (nauarchus princeps). Круг его обязанностей напоминал тот, который выполнял примипил в составе легиона, а жалование составляло 57 600 сестерциев в год.

Реконструкция корабельной стоянки в Фехтио на Нижнем Рейне

Реконструкция корабельной стоянки в Фехтио на Нижнем Рейне

В подчинении триерарха находились военные моряки (classiarii). В надписях моряки, как правило, именовали себя «воинами» (milites), а не «матросами» (nautae). Жалование рядовых солдат и гребцов составляло 1200 сестерциев в год. Как и в армейских частях, на кораблях были технические специалисты, получавшие полуторное или двойное жалование. Помощником и заместителем триерарха был опцион (optio), знамя носил вексилларий (vexillarius), сигналы передавали трубачи (tubicenus, cornicenus и bucinator), оружие выдавал его хранитель (custos armorum). Курс корабля прокладывал штурман (mathematicus trierarchi), рулевыми вёслами управлял кормчий (gubernator), вперёдсмотрящий (proreta) находился в передней части корабля (prora), чтобы вовремя предупредить об отмелях и других опасностях. Надсмотрщики (pausarius и pitulus) задавали темп гребли, в то время как strigilarius или subunctor следил, чтобы гребцы были намазаны маслом для защиты от солнечных ожогов. Матросы (velarii) ставили парус и работали со снастями, плотники (fabri) чинили корпус судна. На корабле также имелся врач, который следил за здоровьем экипажа.

Реконструкция римской лузории из Майнца и её экипажа

Реконструкция римской лузории из Майнца и её экипажа

Статус и происхождение

Срок службы на флоте составлял 26 лет и даже больше. По сравнению со службой в легионах и даже во вспомогательных войсках флотская служба считалась более тяжёлой и менее престижной. Чтобы обеспечить комплектование экипажей, императорам приходилось идти на различные ухищрения. В правление Юлиев-Клавдиев значительная часть моряков состояла из императорских рабов и вольноотпущенников, а также иностранцев-перегринов. При поступлении на военную службу они получали свободу и ограниченное в сравнении с римским право латинского гражданства. Начиная с правления Флавиев, ветераны флота, выйдя в отставку, как и ветераны вспомогательных войск, стали получать римское гражданство, а также право на вступление в законный брак и правовое признание статуса для прижитых к тому времени детей. Свидетельством этих прав являлся вручаемый при отставке запечатанный диплом с перечнем соответствующих привилегий, выгравированных на бронзовой табличке.

Стелла из Афин с изображением Стация Руфина, морского пехотинца Мизенского флота. Начало II века

Стелла из Афин с изображением Стация Руфина, морского пехотинца Мизенского флота. Начало II века

Эти привилегии делали службу во флоте привлекательной в глазах провинциалов, которые надеялись таким образом приобрести римские гражданские права для себя и своих потомков. Анализ эпитафий на надгробиях моряков из Мизена и Равенны свидетельствует о преобладании среди моряков уроженцев провинций. В Мизенском флоте в I–III веках служили в основном выходцы из восточной части империи: египтяне и ливийцы (28%), выходцы из Малой Азии (29,5%), фракийцы (18,5%), иллирийцы (9%). Западные провинции представляли корсиканцы и сарды (10,5%). Большинство моряков Равеннского флота были уроженцами Балканского полуострова: иллирийцами (49%) и фракийцами (9%), а также египтянами (6%) и сирийцами (9%). Среди западных провинций вновь представлены корсиканцы и сарды (6%), а также германцы (4,5%).

Литература

      1. Старр, Ч.Г. Флот Римской империи / Ч.Г. Старр. — М.: Центрполиграф, 2015.
      2. Банников, А.В. История военного флота Рима и Византии (от Юлия Цезаря до завоевания крестоносцами Константинополя) / А.В. Банников, М.А. Морозов. — СПб.: Евразия, 2014.
      3. Ле Боэк, Я. Римская армия эпохи Ранней Империи / Я ле Боэк. — М.: РОССПЭН, 2001.
      4. Hockmann, O. Spatromische Schiffsfunde in Mainz / О. Hockmann // Archaologisches Korrespondenzblatt. — 1982. — Bd. 12. — S. 131–150.
      5. D’Amato, R. Imperial Roman Naval Forces 31 BC — AD 500. (Men at Arms 451) / R. d’Amato. — Osprey, 2009.

источник: https://vk.com/@aqvila_romanorvm-flot-rimskoi-imperii

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account