1

Продолжаю выкладывать статьи из ЖЖ нашего уважаемого коллеги p_d_m

Проект пилотажно-акробатического самолета из Польши под именованием Harnas-3, создан в 1986 году дуэтом опытных авиаконструкторов Andrzej Frydrychewicz и Andrzej Kardymowicz. На счету первого например такие замечательные самолеты как PZL-130 Orlik, Lala-1 (Ан-2 с дополнительным ТРД) или PZL-230 Scorpion. Это была вторая совместная работа двух инженеров, первая прошла в 1969 году и называлась Harnaś, в окончательном варианте 71го года — Harnaś-71. 71ый тоже был легким акробатическим самолетом, он тоже остался на бумаге — для аэроклубов купили партию чешских Zlin'ов (Zlin Z-526). 

Акробат по-польски. Harnaś-3

Harnaś-3 по идее авторов должен был стать первым представителем нового, третьего, поколения самолетов-акробатов, как 71ый по версии поляков мог стать родоначальником второго поколения, отняв пальму первенства у Hirth Acrostar. Совершенно нетрадиционно Harnas-3 задумывался как биплан — бипланная коробка обеспечивала большую жесткость конструкции несущих поверхностей, значит крылья можно сделать легче. Для устранения возможного взаимного влияния потоков обтекающих крылья расстояние между ними было сделано очень большим. Центральный подкос был главным силовым элементом самолета, он единственный выполнялся из металла, остальная конструкция — углепластик. К нему крепилось главное колесо шасси, он также служил топливным баком. Значительная площадь основного и дополнительных подкосов позволяла самолету в теории уверено летать на боку, превращая его при этом в триплан, и выполнять при этом даже элементы пилотажа. 

Экзотическому самолету — экзотический двигатель, первоначально задумывалось что машина будет оснащаться западногерманской дизельной "звездой" Zoche ZO 02A. Легкий и компактный двухрядный восьмицилиндровый авиамотор должен был развивать 300 л.с. 

1. Harnas-3 с P&W PT6

Акробат по-польски. Harnaś-3

В середине 80х проект так и не был реализован — посчитали что машина не будет пользоваться спросом и ее производство будет невыгодно. К теме Harnaś-3 еще раз обращались в 2000ом году, с заменой двигателя на ТВД Allison 250B17C мощностью 420л.с., и в 2003 — с турбовинтовым Pratt & Whitney PT6-A25 в 550л.с. До реализации "в железе" дело и в эти годы так и не дошло.

ТТХ
Zoche ZO 02A/Allison 250B17C/P&W PT6-A25

Размах крыльев, м 8,0
Длина, м 6,6/6,6/6,85
Площадь крыльев, м2 16,0/13,2/15,4
Вес пустого, кг -/400/495
взлетный, кг -/550/625
Скорость максимальная, км/ч -/330/-
минимальная, км/ч -/65/-
Скороподъемность, м/с -/26/-

2. Первый вариант с ZO 02A

Акробат по-польски. Harnaś-3

3. Слева Harnas-3 с Allison (и на первой центральной картинке тоже), справа — с P&W.

Акробат по-польски. Harnaś-3

Источники: www.samolotypolskie.pl, Polska Technika Lotnicza 2007-03

источник: http://p-d-m.livejournal.com/457586.html

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account