«Аэробусы» компании Breguet. Проект пассажирского авиалайнера HBN 100
В то время как компания Breguet столкнулась с критикой своего фюзеляжа с вертикальной перегородкой (двухпалубный фюзеляж), один из ее конкурентов компания Nord, у конструкторов которой возникла идея предложить самолет с фюзеляжем, разделенным горизонтальной перегородкой, обнаружил, что ее проект Nord 600 часто подвергается критике по схожим причинам (особенно трудности с эвакуацией пассажиров). Однако 1 июня 1965 года две компании подписали соглашение о сотрудничестве.
В ноябре к консорциуму для совместной подготовки международного проекта «аэробуса» HBN 100 присоединился третий партнер – компания Hawker-Siddeley Aviation.
Проект самолета имел фюзеляж круглого поперечного сечения, а его крыло и шасси были очень похожи на крыло и шасси проекта Br 124. Система средств механизации, предназначенных для повышения подъемной силы, была упрощена, а управление по крену обеспечивалось обычными элеронами. Чтобы компенсировать уменьшение размаха закрылков размах предкрылков был увеличен до законцовок центроплана крыла (на некоторых рисунках предкрылки показаны удлиненными до фюзеляжа). Хвостовое оперение также было упрощено, но разделенный на две части руль направления был оставлен.
В пассажирском салоне самолета можно было разместить от 226 до 252 кресел из расчета по 9 кресел в одном ряду; в нижней части фюзеляжа вне кессона крыла и ниш основных стоек шасси размещались багажные отсеки общим объемом 75 м³. По мере увеличения мощности двигателей планировалось увеличить длину фюзеляжа.
Больше не было планов относительно четырехмоторной силовой установки, и самолет должен был оснащаться парой мощных двухконтурных двигателей класса тяги 17000-20000 кгс: Rolls Royce RB-178, или Pratt et Whitney JT 9-D. Видимо вариант с «роллс-ройсами» предназначался для британского рынка, тогда как с «континентальными» двигателями для американского.
Разумеется, HBN 100 также как и его предшественники и конкуренты должен был получить самое современное оборудование.
По сравнению с четырехмоторным Breguet 124 приобретение нового самолета было бы несколько более экономичным. Внедрение двигателей нового поколения позволило бы повысить рентабельность (небольшое или нулевое превосходство над Br 124, оснащенного такими же двигателями). С другой стороны, летные характеристики на малых скоростях были хуже, и HBN 100 потребовал бы большей длины взлетно-посадочной полосы.
В конце концов, ни HBN 100 консорциума Hawker-Siddeley/Breguet/Nord, ни его конкурент Galion, разработанный в 1966 году консорциумом Sud/Dassault, не были воплощены в металле. Вместо этого после изменения участников объединений авиапроизводителей консорциумом SNIAS (Société nationale industrielle aérospatiale – национальное объединение авиакосмической промышленности; Aérospatiale) был разработан и изготовлен другой проект, который по самой большой из возможных случайностей удивительным образом напоминал HBN 100 и который получил собственное имя Airbus. После слияния с компанией Dassault конструкторское бюро компании Breguet должно было участвовать в проектировании имевшего гораздо меньшие размеры пассажирского самолета Mercure. Но это уже совсем другая история…
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Hawker-Siddeley/Breguet/Nord HBN 100
Назначение: пассажирский самолет
Статус: проект
Силовая установка:
• два ТРДД Rolls-Royce RB 178-14 A с тягой по 16500-18000 кгс
• два ТРДД Pratt and Whitney JT-9 D1 с тягой по 18500 кгс
Размеры:
размах крыла 39,40 м
длина 44,23 м
высота 15,50 м
площадь крыла 204 м²
Масса:
с полной нагрузкой 101165 кг
максимальная посадочная 92250 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость около М=0,85
длина разбега с набором высоты 10,5 метров (в условиях стандартной атмосферы) 1970 м
дальность полета с грузоподъемностью 27600 кг 2315 км
источник: Jean CUNY et Pierre LEYVASTRE «LES AVIONS BREGUET (1940/1971)», стр.295
перевод впервые опубликован — https://vk.com/@710541705-aerobusy-kompanii-breguet-02