В 1875 году в порту Бремерхафена грянул взрыв. Причина трагедии – человеческая алчность и готовность ради денег идти по трупам.
Недавний взрыв автобуса с футболистами «Боруссии» (Д) обсуждается бурно. Поражает дьявольский расчет – при помощи теракта оказать влияние на курс акций спортивного общества. Детали преступления еще выясняются, но бульварная пресса уже объявила его «не имеющим аналогов в Германии». А вот и неправда! К сожалению, история помнит немало сюжетов, в основе которых – желание обогатиться любым способом, пусть даже ценой человеческих жизней. Вот лишь один из них.
Странный заказ
Часовых дел мастер Иоганн Фукс (Johann Fuchs) из Бернбурга (Bernburg) считался в свое время одним из лучших часовщиков! Производил он не карманные хронометры, а башенные – украшение любого административного здания. Недостатка в заказах у Фукса не было, тем более что он охотно выполнял самые разные пожелания клиентов. Но одна просьба его озадачила: заезжий американец, назвавшийся Вильямом Кингом Томасом, сделал необычный заказ. Часы должны были идти совершенно бесшумно и держать точность хода не менее десяти дней с момента завода. Ах, да, самое важное: ровно через десять дней мощная пружина должна была вытолкнуть на поверхность ударный механизм, бьющий с силой молота весом 12 кг. Американец пояснил, что такое сооружение требуется ему для установки на прядильной фабрике: мол, одним махом установка будет перерезать тысячу шелковых нитей. А еще Томас добавил, что цена его не волнует, он готов заплатить любую. Раззадоренный мастер Фукс (ведь была затронута его профессиональная честь) принял заказ. Позже, осмотрев изготовленный механизм, Томас пришел в такой восторг, что вместо положенных 100 талеров заплатил 125. И тут же заказал еще несколько таких механизмов: у него были большие планы.
Это была преисподняя
«Немецкий пригород Нью-Йорка» – так называли портовый городок Бремерхафен (Bremerhaven) во второй половине XIX века. Именно отсюда отправлялись эмигранты к берегам далекой Америки в поисках счастья.
Утром 11 декабря 1875 года от пристани готовился отчалить пароход «Мозель» (Mosel). На рейс было прождано 576 билетов, среди пассажиров находилось немало детей. Команда «Мозеля» состояла из 107 опытных моряков, сам пароход, построенный по последнему слову техники всего три года назад, уже неоднократно пересекал Атлантический океан.
Многочисленные провожающие, столпившиеся на берегу, наблюдали за идущей к концу погрузкой, как вдруг прогремел страшной силы взрыв – столб дыма и огня взвился в небо! На месте взрыва образовалась воронка глубиной около четырех метров, взрывная волна прокатилась по пристани, сметая толпу и опрокидывая телеги с лошадьми. Досталось основательно и самому пароходу: надстройки бедного «Мозеля» были разворочены взрывом, палуба завалена человеческими телами и обломками. Многие из моряков были убиты на месте. Тело стоявшего у трапа чиновника компании Lloyd, которой принадлежал пароход, смогли позже опознать лишь по обручальному кольцу. Те же, кому суждено было остаться в живых, стонали от боли и кричали от ужаса. «Это была преисподняя!» – так коротко описал случившееся один из очевидцев, нисколько не преувеличив. Даже в домах на соседних улицах не осталось ни одного целого стекла.
Власти Бремерхафена, надо отдать им должное, оказались на высоте: спасательные работы были организованы с максимально возможной оперативностью. Местные врачи превратили набережную в операционную: прямо здесь, на месте, ампутировали конечности и перевязывали раненых. Через пару, часов прибыла подмога из Бремена – еще 20 врачей с медсестрами, и запасом медикаментов. В перевозке трупов были задействованы солдаты воинской части. Полиция сбивалась с ног, пытаясь навести порядок. Но все еще не было ответа на главный вопрос: что же все-таки случилось?
Как шло следствие
Первоначальная версия о взрыве паровых котлов на «Мозеле» не подтвердилась. Вскоре сыщики пришли к выводу, что в грузе, который был доставлен в последнюю минуту, явно имелось какое-то взрывчатое вещество, которое и взорвалось. Что бы это могло быть? Специалисты полиции почти не сомневались: сработала кем-то спрятанная «адская машина» (так тогда называли это дьявольское изобретение). Но кто же ее подложил? Своим поведением обратил на себя внимание один из уцелевших пассажиров первого класса, пытавшийся под шумок покинуть место происшествия. Но местность уже была оцеплена, и полицейские строго приказали ему вернуться в каюту. И все же его пока не заподозрили: добродушный с виду бородатый толстяк меньше всего был похож на того, кто способен совершить такое страшное преступление.
Вечером того же дня внимание полицейских привлекли стоны, доносившиеся из одной каюты. Дверь взломали. Бородатого толстяка обнаружили лежащим на полу с окровавленной головой. Рядом лежал револьвер, неподалеку валялась пустая бутылка виски. Нетрудно было догадаться, что он пытался свести счеты с жизнью. Но с чего бы это стал стреляться человек, которому незадолго до этого повезло выжить в катастрофе? Да и кто он, собственно, такой?
Александр Кейт (таково его настоящее имя) родился в американском штате Пенсильвания в семье владельца пивоварни, имевшего немецкие и шотландские корни. Сам он называл себя Вильямом Кингом Томасом (William King Thomas), под этим вымышленным именем он и вошел в историю, а потому и мы станем называть его так.
В момент происшествия на «Мозеле» Вильяму Томасу было 45 лет, в далекой Америке его ждали молодая жена и четверо детей. Незадолго до этого он отправил семье за океан письмо, в котором радостно сообщал: «Скоро, очень скоро мы будем богаты».
Лежавший на полу каюты самоубийца был еще жив. Его доставили в больницу, прооперировали и при первой же возможности допросили. К тому времени полиция уже знала точно: тяжеленная бочка с «адской машиной» внутри была частью груза Томаса. Но даже смертельно раненный, признаваться американец отнюдь не собирался. Вначале он рассказывал, что пытался совершить самоубийство, оказавшись банкротом, но к взрыву не имеет ни малейшего отношения. Позже, уличенный, он все же признал, что бочка с динамитом принадлежала ему. Угрызений совести этот человек не испытывал совершенно, более того, даже находясь одной ногой в могиле, пытался запутать следствие: назывался разными именами; сообщал, что среди груза на корабле имеются еще несколько точно таких же бочек с динамитом и часовыми механизмами (можно представить, какой переполох вызвало это сообщение); пытался переложить вину на сообщников, которых на самом деле не существовало. Лишь под давлением улик Томас был вынужден признаться, что это именно он наполнил огромную бочку динамитом (650 килограммов!) и приладил внутри часовой механизм, на совесть сработанный ни о чем не подозревавшим мастером Фуксом.
Замысел
Согласно преступному плану, взрыв должен был произойти ровно через десять дней после завода механизма: в то время, когда, по расчетам Томаса, пароход должен был находиться посреди океана. Никто и никогда не смог бы установить причину его гибели, никто из находившихся на борту 682 человек не имел шансов на спасение.
«Стоп! Но ведь на пароходе должно было быть 683 человека!» – наверняка возразит внимательный читатель. Все верно, только сам мистер Томас не собирался погибать вместе со всеми. Дело в том, что перед выходом в океан «Мозелю» предстояло сделать короткую остановку в порту английского Саутгемптона (Southampton), где преступник собирался по-английски, не прощаясь, покинуть борт корабля.
Ему оставалось лишь снять номер в гостинице и, попивая виски, дожидаться радостной (!) для него вести о бесследном исчезновении «Мозеля». Ну а потом получить огромную сумму в виде страховки за отправленный на затонувшем пароходе груз, ценность которого была обманом завышена в десять раз. И, вспомним, мистер Томас успел заказать мастеру Фуксу еще несколько таких механизмов…
Тут вмешался случай
Но его величество случай смешал все карты: тяжеленная бочка (именно та!) сорвалась при погрузке с крана и грохнулась о пирс, вызвав детонацию взрывчатки. Итог: погибли 83 человека, оставив сиротами 135 детей. Около 200 человек получили тяжелые ранения. Погибших похоронили с почестями на бремерхафенском кладбище Вульсдорф. Трагедия вызвала огромную волну сочувствия, пожертвования для сирот и семей погибших собирали по всей Германии.
Преступник скончался в больнице. Похоже, он так и не понял, какое злодеяние совершил. Больше всего досадовал на то, что его план разбогатеть, казавшийся таким надежным, не осуществился. О погибших на «Мозеле» и в порту мистер Томас не спрашивал – что ему было до людей, которых он уже давно мысленно похоронил. Его самого зарыли за оградой кладбища, рассудив, что таким, как он, и после смерти нет места среди людей.
А мастер Фукс после всего случившегося потерял сон. Претензий к нему не имелось, но старику не хотелось, чтобы имя его осталось в памяти лишь в связи с этой жуткой историей. И он решил создать невиданные напольные часы, чтобы передать их в дар родному Бернбургу. Этот чудо-хронометр с 20 циферблатами и по сей день ведет отсчет времени в тамошнем ратхаусе.
источник: Сергей Нечипоренко «Адская машина» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2017