Как Россия могла стать значимой морской державой в начале 20 века. Что если бы адмирал Лихачев И.Ф. получил должность председателя МТК в 1882 г

21

Другие части цикла

Как Россия могла стать значимой морской державой в начале 20 века. Что если бы адмирал Лихачев И.Ф. получил должность председателя МТК в 1882 г

Эта Альтернатива логическое продолжение и дополнение к предыдущей «Альтернативная судостроительная программа 1882 года от адмирала Шестакова» https://alternathistory.ru/alternativnaya-sudostroitelnaya-programma-na-1882-god-ot-admirala-shestakova/

Она начинается даже раньше предыдущей, а именно в марте 1882 г, когда вице-адмирал Лихачев Иван Федорович 1826-1907 годов жизни, на тот момент Морской агент в Англии и Франции соглашается на предложение нового управляющего Морским министерством вице-адмирала Шестакова Ивана Алексеевича 1820-1888 годов жизни занять должность председателя кораблестроительного отдела Морского технического комитета (МТК). Такое предложение ему поступило в это время от Шестакова в нашей реальности, но в ней он от него отказался, мотивировав свой отказ тем, что у председателя МТК нет никаких существенных властных полномочий, он не может ничего решать в Морском министерстве и ни на что не влияет. Отчего Лихачев такую должность занимать не хочет.

Но в Альтернативной реальности Иван Федорович, подумал и понял, что в связи с предстоящей административной реформой Морского ведомства, проведение которой сам государь-император ожидает от Шестакова, он (Лихачев) может повлиять на перераспределение властных полномочий между высшими чинами Морского ведомства, если будет в тот момент находиться в их числе. И получить, в связи с этим, в нём больше власти на должности председателя МТК или на какой-нибудь новой должности, которая возникнет в результате этой реформы. Амбиции Лихачева в тот момент простирались до должности управляющего Морским министерством. И он решил, что должность председателя судостроительного отдела МТК – хороший трамплин, чтобы в дальнейшем претендовать на самый высокий пост в Морском ведомстве. Ведь сам Шестаков на должность управляющего перешел именно с этой должности.

Иван Федорович Лихачев в русских морских кругах в тот момент считался визионером, человеком, ориентированным на будущее, мыслящим прогрессивно, к тому же имеющим компетенции инженера-судостроителя. В этом он был похож на самого Шестакова.

На новой должности председателя МТК весной-летом-осенью 1882 г Лихачев участвовал во всех Особых совещаниях, что созывались управляющим Морским министерством адмиралом Шестаковым, или в которых Шестаков сам участвовал. Проявляя на этих совещаниях активную позицию по всем обсуждаемым вопросам, Лихачев сумел существенно повлиять на конечные решения этих совещаний.

По своей непосредственной должности председателя МТК, отвечая за вопросы проектирования и строительства кораблей, Лихачев смог добиться для 20-ти летней кораблестроительной программы 1881 г  в расходе сверхсметных для Морского министерства в 1882 г 8 миллионов рублей (из которых 5 миллионов Шестакову в нашей реальности так и не выделили) на судостроение следующего:

1.Добился в начале 1883 г заказа машин и котлов для двух новых черноморских броненосцев Синопа и Чесмы в Англии на фирмах «Непир и сыновья» Глазго и «Элдер» Глазго соответственно. Причем вертикальных машин тройного расширения как более прогрессивных, чем двойного. В нашей реальности такие машины были заказаны Непиру в 1885 г только для «Синопа». Для «Чесмы» машины были заказаны в Бельгии и двойного расширения, хотя в самом начале 1884 г Шестаков собирался машины «Чесмы» заказывать тоже Непиру в Англии, но из-за назревавшего уже тогда Афганского кризиса, ему от этих планов пришлось отказаться. В нашей реальности «Чесма» с машинами двойного расширения и перегрузкой водоизмещения сверх проекта в 1000 тонн дала на испытаниях полный ход только в 14,5 уз при проектном значение в 15,5 узлов. В этой реальности «Чесма» — такая же резвая с ходом на испытаниях в 16,5 узлов, как и «Синоп».

Из-за того, что в 1882 г Шестакову разрешили начать строить 2 броненосца типа Екатерина II, их срок постройки был определен в пять лет, а не в шесть. Шестилетний срок их постройки возник в нашей реальности из-за того, что Шестаков в 1883 г добился разрешения строить сразу 3 таких броненосца, но вынужден был пойти на уступку министру финансов в том, что срок строительства этих кораблей увеличивался с 5 лет до 6.

Из-за срока постройки первых двух броненосцев, определенного в 5 лет, считая с 1882 г, следующие два броненосца Черноморского флота должны были начать строиться в 1884 г.

2. Добился, чтобы крейсера Рында и Витязь, начавшие в этой реальности строиться в декабре 1882 г на Галерном островке в Петербурге на открытых стапелях в аренде Франко-Русского завода по проекту крейсера Память Меркурия (тогда еще парохода Ярославль) были с вертикальной паровой машиной, а не горизонтальной, на которой настаивал Шестаков. Лихачев, буквально, со счётами в руках переубедил Шестакова, что вертикальные машины проще и дешевле в производстве и эксплуатации горизонтальных, отчего будет существенная экономия денег при постройке таких «Рынды» и «Витязя».

В подсчетах, что и сколько при строительстве боевых кораблей будет стоить, Лихачев был специалистом. Он получил нужные компетенции, когда занимал должность морского агента в Англии и Франции, потому что все заказы для русского флота в Англии и Франции шли тогда через него.

3. Добился, чтобы новые канонерские лодки для Сибирской флотилии Бобр и Сивуч начали строиться в Петербурге на малых эллингах Балтийского завода в 1882 г и Нового Адмиралтейства в 1883 г соответственно. А не на Крейтоне в Або Финляндия и не в Стокгольме Швеция, как они начали строиться по инициативе Шестакова в нашей реальности. Опять главным аргументом, что привел Лихачев Шестакову, переубедившим последнего, стали деньги. Сметная стоимость этих канонерок при постройке в Петербурге, но машины и котлы заказывались в Стокгольме, была в 1 миллион рублей за два корабля. Это на 400 000 рублей за два корабля ниже (1,43 млн. рублей эти канонерки стоили в нашей реальности на двоих по судовому списку 1904 г), чем хотели шведы и финны, за счет более низких расценок оплаты труда рабочих петербургских заводов.

5. Добился, чтобы заказанный в сентябре 1882 г Невскому заводу броненосный крейсер Александр Невский (его не было в нашей реальности) был построен по проекту «Владимира Мономаха», то есть двухвальным, с 4 203/30 мм и 12 152/28 мм орудиями. А  не по проекту «Дмитрия Донского» – одновальным с двумя машинами, работающими на один вал, и с 2 203/30 мм и 14 152/28 мм орудиями. Главным аргументом для Шестакова опять стали деньги! «Мономах» стоил 4,3 миллиона рублей, а «Донской» 4,8 миллионов рублей. Для стесненного в средствах Шестакова цена будущего корабля была в тот момент решающим аргументом в пользу выбора того или иного вариант его проекта при прочих равных.

6. В течение всего 1883 г Лихачев капал на мозг Шестакову о том, как потратить еще около 1 миллиона рублей денег, образовавшихся от экономии сумм при реализации программы 1882 г. В итоге они были потрачены на  строительство второго деревянного эллинга в Николаевском адмиралтействе. Чтобы в Николаеве можно было начать строить в 1884 г одновременно два броненосца (один деревянный эллинг в Николаеве уже был). А также в конце 1883 г в Петербурге стал строиться опытный бассейн для испытания моделей судов по типу такого бассейна англичанина Фурда. Аргумент, возымевший действие на Шестакова, был опять финансовый. Не надо переплачивать англичанам за исследования в бассейне Фурда моделей русских кораблей, а эти исследования русские в Англии в то время приходилось заказывать. И таких исследований в связи с количеством новых судов, которые собирались строить по 20-ти летней судостроительной программе 1881 г, будет весьма много. Такие постоянные исследования дают существенную экономию денег при строительстве корабля (за счет оптимизации его обводов, размерений и винтов достигается снижение мощности его паровой установки) и гарантируют достижение на испытаниях проектных скоростей полного хода даже с сильной строительной перегрузкой корабля. Ну, а еще опытный бассейн становится школой развития русской кораблестроительной науки.

В нашей реальности Лихачев из Парижа в 1883-1884 гг, публикуясь в журналах «Морской сборник» и «Судостроение», безуспешно призывал руководство Морского министерства внять ему и начать строить в России опытный бассейн как у Фурда.

7. Добился, чтобы у начавших строиться в июле 1884 г на Николаевском адмиралтействе броненосцев Екатерина II и Двенадцать Апостолов (в нашей реальности они начали строиться в 1883 и 1887 годах соответственно, причем «Двенадцать Апостолов» по другому проекту) машины, заказанные Балтийскому заводу, были тройного расширения (а не двойного как этого завода они были у «Екатерины II»  в нашей реальности) по типу машин броненосца Синоп английской фирмы «Непир и сыновья». В нашей реальности немного позже в 1887-1888 годах Балтийский завод данные паровые машины этой британской фирмы использовал в проектах строящихся на нём кораблей.

Усилиями адмиралов Шестакова, Лихаева, Пещурова, Чихачева и других первые корабли 20-ти летней кораблестроительной программы 1881 г, которая в этой реальности начала реализовываться в 1882 г, вступали в строй в 1884-1886 гг. Если быть совсем точным, то самыми первыми кораблями этой программы стали, заказанные зимой 1882-1883 гг в Англии разным фирмам миноносцы: Сухум, Поти, Геленджик и Гагры. Эти миноносцы вступили в строй в сентябре 1883 г («Сухум» №257 и «Поти» №258) и марте 1884 г («Геленджик» №255 и «Гагры» №254), и прошли в Черное море через Дарданеллы и Босфор без вооружения.

Летом 1884 г вступила в строй канонерская лодка Бобр. В октябре 1884 г она ушла на Дальний восток. Также в октябре 1884 на достройку в Кронштадт пришли крейсера II ранга Рында и Витязь. В этой реальности крейсера Память Меркурия, Рында и Витязь были отнесены ко второму рангу. Как и в нашей реальности в этой пароход Ярославль был выкуплен у Добровольного флота в марте 1883 г и переименован в «Память Меркурия». Он был вооружен артиллерией, минными аппаратами и парусным рангоутом. И  к лету 1883 г вступил в строй кораблей Черноморского флота как крейсер 2 ранга.

Летом 1885 г в Кронштадт на испытания пришли броненосные крейсера Адмирал Нахимов и Александр Невский, а также построенный на Новом Адмиралтействе еще по программе 1880 г броненосный крейсер Дмитрий Донской.

Осенью все эти корабли вместе с новой канонерской лодкой Сивуч ушли в заграничное плавание. «Александр Невский», «Рында», «Витязь» и «Сивуч» ушли на Дальний восток, а «Адмирал Нахимов» с «Дмитрием Донским» и клипером Забияка вошли в эскадру Средиземного моря. В 1886 г этот отряд прошёл Дарданеллами и Босфором и целый год до 1887 г находился в Черном море во время Болгарского кризиса 1886 г. Турки их через проливы пропустили под честное слово русских, что корабли через год из Черного моря выйдут и в нём не останутся. А также за снижение суммы контрибуции с Османской империи, которую она платила по итогам Сан-Стефанского мира 1878 г. Это всё наша история. В Альтернативе я только добавил в данную эскадру крейсер Адмирал Нахимов, раз он вошел в строй раньше, чем в нашей реальности. Но в то же время в нашей реальности он в 1888 г заходил из Средиземного моря в Севастополь для срочного ремонт.

Броненосный крейсер Адмирал Корнилов (типа «Нахимов») пришел с Нового Адмиралтейства в Кронштадт летом 1886 г. И осенью 1886 г отправился в заграничное плавание.

Все эти первые корабли 20-ти летней программы 1881 г не вступили еще в строй, когда в первой половине 1884 г стал набирать обороты кризис в отношениях России и Британии из-за Афганистана, который к марту 1885 г достиг своей кульминации, и произошло военное столкновение Русской армией с афганцами на реке Кушка.

Но, имея ввиду, скорое вступление в строй пяти крейсеров (а «Рында» и «Витязь» прямо в Кронштадте в марте 1885 г, еще стоя во льду, стали готовиться уйти в океанское плавание) – уничтожителей торговли и еще одного («Адмирала Корнилова») в 1886 г русское правительство и император Александр III занимало более уверенную позицию в отношении возможной войны с Британией. В январе 1885 г Морское министерство начало развертывание крейсеров в океане по плану крейсерской войны против Британии, разработанному в  1878 году капитаном 1 ранга Л.П. Семечкиным. Первыми в Атлантический океан вышел клипер Стрелок, а вторым в Индийский вышел клипер Пластун.

Как Россия могла стать значимой морской державой в начале 20 века. Что если бы адмирал Лихачев И.Ф. получил должность председателя МТК в 1882 г

Войны с Британией из-за Афганистана в 1885 г и в этой реальности не случилось. Но у Кушки граница с Афганистаном прошла чуть южнее оазиса Пенде (он находится южнее реки Кушка, на территории современного Афганистана), как и хотели русские в самом начале 1885 года, а не по реке Кушка как в нашей реальности. Русские были менее уступчивы и на переговорах после победного для них мартовского 1885 г боя вынудили афганцев и англичан согласиться и оставить оазис Пенде, отойдя от него на юг.

В связи с проводившийся в 1884-1885 гг административной реформой Морского ведомства летом 1885 г в нем возникло новое управление – ГУКиС. Главное управление кораблестроения и снабжения, которому от МТК были переданы все хозяйственные функции, связанные с судостроением и наземным строительством. Первым начальником ГУКиСа был назначен вице-адмирал Иван Федорович Лихачев, по инициативе которого в этой реальности ГУКиС во многом и был создан Шестаковым.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account