2

Ещё совсем недавно (при прежнем министре обороны) неравнодушные к развитию нашего ВМФ люди горячо спорили о том, нужны ли нам хранцузские десантные вертолётоносцы типа «Мистраль». Причём даже те, кто отстаивали правильность решения о покупке кораблей данного типа (за совсем уж редким исключением) не оспаривали того, что корабли эти не совсем удачные… и напирали главным образом на то, что войнушка 08.08.08 самым наглядным образом показала, – нашему флоту просто необходимы корабли данного класса, причём сейчас и немедленно – не дожидаясь, когда же наш судострой до них созреет. Ещё одним веским аргументом «за» была общепринятая в обществе убеждённость в тотальной коррупции, по-простому выражаясь «распиле» чиновниками бюджетных денег, из-за которого корабль того же класса, что и «Мистраль», при постройке собственными силами, обошёлся бы России в несколько раз дороже, строился бы в несколько раз дольше, притом не факт, что в итоге он получился бы лучше.

Абсолютно ненужные вещи

После смены руководства минобороны, «врагов» у «Мистралей» вдруг резко прибавилось. Может быть, тут дело в той волне патриотизма, что была поднята возвращением Крыма и антироссийскими санкциями запада – ведь ТТХ «Мистраля» с того времени не ухудшились, верно? Зато веры в собственные силы у нас резко прибавилось. Если уж то самое, якобы насквозь коррумпированное руководство, о котором многие прежде думали исключительно как о ворах, лелеящих награбленное в западных банках, рискуя тем самым награбленным, решилось на возвращение Крыма и открытую конфронтацию с западом, – значит, не всё в нашем королевстве настолько уж прогнило и кое что мы можем и сами – тем более десантный корабль это даже близко не ПЛАРБ…

Мне же лично, напротив, после всех этих событий «Мистрали» стали вдруг как-то ближе… Не то, чтоб я воспылал восторгом от этих, в самом деле изначально порочных корыт, но согласитесь, коллеги, в нынешней ситуации «Мистрали» нам очень даже нужны хотя бы в качестве крутых армейских паромов на стратегически важной линии Новороссийск–Севастополь (моста пока нет, а альтернативными крупными десантными транспортами ЧФ не располагает), а если нужно, то и на линиях Новороссийск–Мариуполь, Николаев, Одесса… Поти… маршруты зависят, к сожалению, не от России – она лишь адекватно реагирует на угрозы и использует открывающиеся возможности – кому сие неприемлемо, осмелюсь напомнить, как азартно все без исключения «добрые» соседи реализовывали свои возможности за наш счёт во времена всевозможных российских смут. И играть в благородный идиотизм во внешней политике – суицидоидальный нонсенс. Те же американцы это прекрасно понимают, вот только убойного компромата на президента Франции у них пока нет – в отличии от г-жи Меркель, которая, судя по последним новостям, всё больше входит в роль главного лоббиста инициируемых США антироссийских санкций, оттесняя на второй план штатных пустолаек.

Хоть многие и уверены, что отказ Франции от своих контрактных обязательств принесёт России только 3 миллиарда евро неустойки, мне кажется, сейчас не самое лучшее время для такой «сделки».

Это я всё к чему – даже, казалось бы, не слишком нужному и удачному приобретению можно при желании (или при нужде) найти достойное применение.

Ну а теперь, после такого вступления, к главной теме данной АИ.

А она о том, что было бы, если бы в начале 30-х итальянцы согласились продать СССР свой лёгкий крейсер? В РИ они отказались это сделать. И понятно почему. Итальянцы формировали из лёгких крейсеров дивизии (4 крейсера плюс дивизион эсминцев эскорта), и к 1932-му году в составе их флота уже имелась одна дивизия новых лёгких крейсеров, укомплектованная крейсерами типа «Кондотьери-А».

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкие крейсера «Альберико да Барбиано» и «Альберто ди Гуссано» типа «Кондотьери-А»)

Все они вступили в строй в 1931-ом году. Следующую дивизию лёгких крейсеров предполагалось укомплектовать новыми крейсерами уже к 1933-му году и никакие продажи крейсеров иностранцам в эту гонку просто не вписывались.

Но, проект «Кондотьери-А» посчитали неудачным, и в 1930-ом были заложены два корабля по усовершенствованному проекту «Кондотьери-В».

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Армандо Диаз» типа «Кондотьери-В»)

Именно только два, поскольку даже серьёзно усовершенствованный проект так и не удалось избавить от основных недостатков – этому банально мешала малотоннажность крейсера, базирующегося на увеличенном до разумных пределов корпусе эсминца-скаута типа «Навигаторе».

Поэтому, не дожидаясь завершения постройки пары «Кондотьери-В», уже в 1931-ом закладывается крейсер, формально считающийся «Кондотьери-С».

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Раймондо Монтекуколли» типа «Кондотьери-С»)

Но фактически это уже был абсолютно другой корабль, вдогонку за которым на верфях заложили его систершип и два ещё более совершенных крейсера «Кондотьери-D».

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Евгений Савойский» типа «Кондотьери-D»)

Учитывая ТТХ этих крейсеров (водоизмещение от 7400 т плюс наличие приличной бронезащиты), совершенно ясно, что следующую дивизию итальянцам надо формировать из кораблей типов С и D (2+2) – что, кстати, и было сделано в РИ.

Останавливаться на достигнутом потомки Цезаря (лелеящие мечту опять сделать Средиземное море внутренним морем своей новой империи) не собирались и вслед за «Кондотьери-D» закладывают на стапелях пару самых совершенных (не только в Италии, но, возможно, и в мире на тот момент) лёгких крейсеров «Кондотьери-Е».

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Джузеппе Гарибальди» типа «Кондотьери-Е»)

В дальнейшем предполагалась постройка ещё шести крейсеров для полного укомплектования двух дивизий. Но, совершенно внезапно, итальянское командование посчитало свои силы Средиземного моря уже достаточными и вместо шести существенно потяжелевших в процессе эволюции «кондотьер» заказало промышленности сразу аж 12 значительно более лёгких крейсеров типа «Капитани Романи» («римские полководцы»), предназначавшихся для защиты интересов Италии в Красном море и Индийском океане.

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Сципион Африканский» типа «Капитани Романи»)

Несмотря на то, что у них оставалось два крейсера «Кондотьери-В» и были построены два крейсера «Кондотьери-Е», формировать из них смешанную дивизию итальянцы, конечно, не стали – слишком уж корабли были неравноценны. Вместо этого они в 1940-ом году сформировали две «полудивизии» (формально дивизии), состоящие из двух крейсеров и четырёх эсминцев каждая. Причём если минидивизия с «Кондотьери-Е» считалась боевой на все случаи жизни и во время войны привлекалась, наверное, ко всем боевым операциям, включая попытки перехватов британских конвоев, то второе соединение формировалось по принципу "что хуже всего – туда" (в конце концов там оказались два наиболее изношенных крейсера «Кондотьери-А», а чуть более новые «Кондотьери-В» заняли их место в «нормальной» дивизии), и применение для этой ущербной дивизии было одно – конвойные миссии.

Таким образом, уже в 1931-ом году итальянцам стало ясно, что два «Кондотьери-В» с их 5300–5400 т водоизмещения, невысокой скоростью при нормальной (не говоря уже про полную) загрузке и почти без бронезащиты – явно лишние, не вписывающиеся в наступательную доктрину итальянского руководства.

Отсюда канва альтернативы. Осенью 1931-го года (зачем тянуть до 32-го, когда первый «Кондотьери-С» уже заложен?) в ответ на пожелание СССР купить один из строящихся КРЛ типа «Кондотьери-В» (о заказе крейсера типа «Кондотьери-С» «Раймондо Монтекукколи» не могло быть и речи, поскольку этот новейший корабль хоть и заложили в октябре 31-го, строили очень долго, постоянно внося в проект изменения и улучшения, что затянуло постройку аж до 1935-го года – т. е. мы не могли пытаться купить то, чего по большому счёту ещё нет) итальянцы выдвинули встречное контрпредложение: либо СССР приобретает оба «Кондотьери-В» (ТТХ которых итальянский флот уже совершенно не устраивали), либо ничего.

Абсолютно ненужные вещи

(Лёгкий крейсер «Луиджи Кордона» типа «Кондотьери-В»)

За неимением других вариантов, руководство СССР покупку одобрило, поскольку наркомат судостроения остро нуждался в образце современного боевого корабля класса крейсер, а итальянцы, помимо собственно крейсеров, в качестве весьма привлекательных бонусов предлагали массу крайне нужных технологий.

Вот только РККА в то время рассматривала флот сугубо как свой вспомогательный инструмент и отнюдь не горела желанием финансировать строительство эскадр, годных к самостоятельным действиям (которые ещё неизвестно к чему могут привести). При этом РККА была не против усиления своего «вспомогательного инструмента» в нужном исключительно ей направлении. Возможно, именно поэтому венцом отечественного крейсеростроения на тот момент явился крейсер, ну совершенно непригодный для крейсерства (эк загнул!).

Абсолютно ненужные вещи

Это «Красный Кавказ» – крейсер с ничтожной дальностью действия, плохой мореходностью, но зато с новейшими 180-мм пушками, обладающими (по идее их создателя) огромной дальнобойностью (далеко за 40 км!) и фантастической скорострельностью (до 8 выстр/мин). Не зря они имели стволы длиной в 60 клб., выдерживающие огромное давление, угол возвышения 60 гр., клиновый затвор как у скорострельных зениток и противотанковых пушек, механизм заряжания при любом угле возвышения и боекомплект на ствол, вдвое превышающий таковой на иностранных крейсерах.

Абсолютно ненужные вещи

Вот только попадать в корабли противника эти пушки с тех самых превеликих дистанций не могли совершенно. Зато как нельзя лучше подходили для обстрела с безопасного расстояния по площадям крупных береговых объектов. Поддержать прибрежный фланг армии массированным артогнём из скорострельных крупнокалиберных орудий, имеющих вес снарядов, близкий к весу снаряда сухопутной 203 мм-гаубицы – способной расковырять ДОТ с метровой толщиной железобетона – что может быть для наступающей РККА лучше и полезнее?

Живучесть стволов жутко низкая? Преодолимо. Заполучив от итальянцев помимо крейсеров ещё и технологии с оборудованием для изготовления лейнеров, можно, углубив в них нарезку и укоротив ствол с 60 до 58 клб., добиться живучести, достаточной на один рейд, один массированный обстрел, на один боекомплект в 200 снарядов на орудие (в РИ 224), после чего прогоревшие лейнеры просто менять. ЕМНИП в РИ дефорсированная 180-мм пушка Б-1-П имела ресурс более 300 выстрелов (правда, в т. ч. и за счёт увеличения допустимого процента износа с 4 до 10 %, что для стрельбы не по кораблям, а по площадям было относительно допустимо).

Поэтому под основным договором с итальянцами ещё не высохли чернила, как представители РККА навязали итальянской стороне небольшое дополнительное соглашение, по которому итальянцы должны были в процессе постройки адаптировать свои «Кондотьери-В» под башни и пушки «Красного Кавказа». Причём от тех же итальянцев добились согласия помочь нам довести те пушки и башни до ума, чтоб они реально стали тем, что было задумано (тем более, что имея планы по строительству новых крейсеров с теми же 180-мм пушками, но уже в двухорудийных башнях, принимать на вооружение итальянские 152-мм пушки в РККФ в принципе не собирались).

Но выполнить это удалось только отчасти. Отладив механизмы и оптимизировав процесс зарядки (изменив систему подачи и ликвидировав промежуточное перегрузочное звено), добившись полной обтюрации и надёжной работы клинового затвора, орудия пришлось, тем не менее, несколько дефорсировать (уменьшить заряд и укоротить ствол на 2 (в РИ на 3) клб.), дабы достичь «нормальной живучести», соответствующей хотя бы корабельному боекомплекту. Модернизированные пушки получили индекс Б-1-И (в смысле доведённые до ума с итальянской помощью), а башенные установки – соответственно МК-1-180И. Обновлённая башенная установка обзавелась собственным дальномером (на «Кр. Кавказе» нижние башни ими не оборудовались) и могла относительно прицельно стрелять при угле возвышения 50 гр. в темпе 6 выстр/мин на дальность до 210 кбл.

(Когда я писал эту АИ, в голове держал и такой «запасной» вариант, как замена двух 152-мм пушек в башнях итальянских крейсеров на одно итальянское же 190-мм орудие – которыми итальянцы вооружили ТКРы типа «Альмиранте Браун», строящиеся для Аргентины.

Абсолютно ненужные вещи

Однако вариант с доведением до технического совершенства башен и орудий «Красного Кавказа» мне ближе сугубо из патриотических чуйвств, хотя я прекрасно понимаю риск столкнуться с попыткой доведения недоводимого. Так что пусть те читатели, для кого вариант со 190-мм итальянками кажется более реалистичным, подразумевают именно его, с обязательной заменой на эти же итальянские башни с единственной 190-мм пушкой родных башен «Красного Кавказа» – благо, в отличие от суровой РИ, в моих несерьёзных АИ возможно всё).

Продолжу. Ограничиваться лишь артподдержкой от этих крейсеров РККА не собиралась. На них же возлагалась задача защищать транспорты с морскими десантами, действующими в интересах сухопутных войск, что требовало наличия на борту крейсеров мощных средств ПВО, противолодочного оснащения и универсальной артиллерии, способной организовать и дальний рубеж ПВО, и уничтожать разные миноносцы, посягающие на наши транспорты с войсками.

Абсолютно ненужные вещи

(Крейсер «Красный Кавказ» с десантом на борту. Хорошо видны 100 мм спарки дальней ПВО в установках Минизини)

Поскольку гидрофоны и противолодочные бомбомёты и так входили в перечень вооружения «Кондотьери-В» (по пожеланию советской стороны), требовалось выработать комплекс вооружения для решения всех поставленных задач и унифицировать его и для двух итальянских крейсеров, и для «Красного Кавказа», который должен был стать при них флагманом.

После нескольких пертурбаций, к началу войны этот комплекс выглядел так:

По 4 180-мм пушки в одноорудийных башнях на каждом из трёх кораблей. На «Красном Кавказе» 6 (как и в РИ), а на итальянцах по 4 (в РИ по 3) спаренные 100-мм универсальные установки Минизини. На каждом корабле по 8 37-мм зениток 70-К. Количество ТА было сокращено и теперь на кораблях стояло только по два двухтрубных ТА. Также на каждом корабле имелась акустическая станция, пневматический противолодочный бомбомёт и противоминные параваны.

Для того чтоб обеспечить такой комплекс вооружения, со всех трёх кораблей были демонтированы катапульты (хотя сохранена возможность базирования и использования одного гидросамолёта). Поскольку артплатформа в виде итальянских лёгких крейсеров водоизмещением менее 6 тыс. т оказалась недостаточно устойчивой для мощных 180-мм пушек, на корпуса бывших итальянских крейсеров наварили бортовые були, увеличившие не только устойчивость, но и остойчивость и грузоподъёмность, что позволило довести боекомплект ГК до уровня «Красного Кавказа» (200 снарядов на орудие). Так же это считалось полезным для противоторпедной и противоминной защиты кораблей.

Несмотря на то, что к концу 30-х РККФ выбрался из-под крыла РККА и трансформировался в независимую силу, подчиняющуюся собственному наркомату ВМФ, с собственными доктринами и задачами, при таком составе вооружения (и по износу машин и механизмов, а на итальянцах и из-за наличия булей) скорость кораблей уже не превышала 26 узлов и в идеологии их использования никаких изменений не произошло. Это по-прежнему были корабли артподдержки приморских флангов РККА и охраны конвоев – десантных, прежде всего.

Абсолютно ненужные вещи

Вот такие корабли состояли в «спецбригаде содействия РККА»: «Красный Кавказ» – флагман, «Красный Донбасс» и «Красная Кубань» (бывш. «Армандо Диаз» и «Луиджи Кордона»). Думаю, при всей нелепости этаких крейсеров, во время ВОВ им обязательно нашлось бы полезное применение. Их, кстати, можно называть и просто крейсерами, и большими канонерками, и даже по примеру японцев с их армейскими авианосцами – армейскими крейсерами. Забавно, правда?

Что же касается результатов этой покупки применительно к нашему собственному военному судостроению, то на базе проекта «Кондотьери-В» был создан собственный проект опять же устраивающего прежде всего РККА (и бюджет, надо заметить!) миниатюрного тяжёлого крейсера с тремя двухорудийными башнями с дефорсированными, но зато очень скорострельными и достаточно дальнобойными 180-мм пушками, что, кстати, идеально вписывалось в официальную тогдашнюю концепцию, гласящую: «развитие Морских Сил РККА должно быть ограничено лёгкими силами, действующими на минно-артиллерийских позициях под прикрытием дальнобойных орудий не слишком крупных калибров». Вот этими самыми дальнобойными орудиями, не слишком крупных калибров и должны были стать 180-мм пушки наших эрзац ТКРов.

И напоследок. Наверное, все любители истории отечественного ВМФ помнят ту провальную операцию по набегу кораблей ЧФ на румынский портовый город Констанцу – главную базу румынских ВМС и нефтеналивной терминал, 26-го июня 1941 года.

Теперь, представим себе, что операция спланирована в принципе иначе.

63-я авиабригада не занимается 5 дней к ряду (с 22 по 26 июня) тупым самоистреблением, посылая раз за разом группы ДБ-3Ф и СБ без истребительного сопровождения бомбить защищённые истребителями и зенитными батареями город и порт, а чуть позже, только по получении новой матчасти и усиленной тренировки личного состава, силами своей единственной эскадрильи, вооружённой скоростными Пе-2 проводит тщательную разведку боем расположения береговых батарей, после чего ранним утром, скажем 28-го июня, авиабригада всеми наличными силами обрушивается на самую опасную из этих батарей – батарею «Тирпиц» с 280-мм германскими орудиями. При этом те же Пе-2 используются в качестве дальних истребителей сопровождения и фиксируют результаты бомбардировки. Если (только если!) аэрофотосъёмка стопроцентно подтверждает, что с батареей «Тирпиц» покончено, на следующий день в дело вступают три армейских крейсера при поддержке дивизиона эсминцев и одного лидера, в задачу которых входит охранение крейсеров от пары румынских эсминцев и единственной субмарины (а три наши субмарины, находящиеся на позициях возле берегов Румынии, напротив, на время операции отозваны).

Налёт начинается с массированной бомбардировки (опять силами всей 63-й авиабригады) других береговых батарей и аэродрома, где базируются румынская и немецкая эскадрильи истребителей ПВО, чтоб ничто не мешало крейсерам расстреливать основную цель, а бортовым гидропланам и морским дальним разведчикам корректировать их огонь. В качестве истребителей сопровождения используются не только Пе-2, но и И-16, доставленные к румынскому побережью транспортными ТБ-3 (т. н. «Звено Вахмистрова», успешно использовавшееся для подобной задачи в РИ).

Из-за кромки минной банки, прикрывающей порт (о наличии которой румыны заблаговременно оповестили мир ещё до войны) и на которой в РИ подорвался лидер «Москва» (кромка минного поля прим. 170 кбл. от берега), 12 стволов наших крейсеров в течение всего 20 минут выпускают по базе румынских ВМС, портовым нефтехранилищам (ну и просто по городу, когда выгорание лейнеров отразится на точности и дальнобойности) 2400 180-мм снарядов (скорострельность 6 выстр. в мин. на ствол), масса каждого из которых – как у 203-мм гаубицы. (Благо дальнобойность орудий крейсеров ок. 210 кбл.)

Скорее всего, ни от главной базы румынских ВМС, ни от нефтяного терминала, ни от порта через те самые 20 минут ничего не останется. Немало перепадёт и городу. Жестоко по отношению к городу с его мирным населением? Безусловно. Но, разве это не общемировая практика – наносить чувствительные удары по государству, являющемуся врагом – а группа армий «Антонеску», включающая более 325 тыс. румынских солдат и офицеров, начала боевые действия против СССР в первый же день войны.

Отстрелявшись за 20-25 минут, соединение спокойно ложится на курс возвращения на базу.

Даже если большая часть снарядов по какой-то причине ушла «в молоко», с ликвидацией батареи «Тирпиц» ничто не мешает нашим крейсерам повторить рейд – мощь их артиллерии достаточна, чтоб при необходимости подавить любые другие батареи румын, не входя в зону их обстрела. Наличие параванов и невысокая скорость обеспечивают им защиту от мин (напомню, что в РИ шедший головным лидер «Москва» потерял свои параваны из-за недопустимо высокой скорости, которую лидеры развили, чтоб выйти из под обстрела орудий батареи «Тирпиц», что и стало для той же «Москвы» роковым).

Да и против авиаударов наши альт. крейсера имели очень даже не плохую для своего времени ПВО.

Р.S. Уфф! Вот такая альтернатива получилась из банального желания постебаться над никудышными крейсерами и никудышными пушками…

Подписаться
Уведомить о
guest

31 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account