Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней

9

У нас на сайте уже была краткая статья посвящённая американской бронетанковой новинке Abrams X. Представляю вашему вниманию более подробный и обстоятельный разбор творения американских инженеров, появившийся на сайте ТопВар.

Содержание:

Необитаемая башня и особенности компоновки

Сильно отвлекаться от темы не будем, но одно обстоятельство обойти стороной нельзя. Оно заключается в том, что необитаемая башня, о которой особо часто стали говорить после появления Т-14 «Армата», это отнюдь не дань моде. К такой компоновке прибегают исключительно в одном случае, когда конструкция существующих танков теряет все резервы по совершенствованию броневой защиты. А оно, это совершенствование, всегда сопровождается ростом массы боевой машины. Поэтому, чтобы сохранить массу танка в разумных пределах, и приходится сокращать заброневой объём. Максимально сократить его можно только путём использования необитаемой башни — экипажа там нет, меньше габариты, меньше масса. Высвободившиеся резервы, соответственно, уходят на защиту лба и других проекций.

Проблема эта в обозримом будущем проявится и на «Абрамсах». Пока «толстеть» в броне и массе им есть куда, но вариантов модернизации защиты всё меньше и меньше. В General Dynamics это прекрасно понимают, поэтому и представили свой концепт AbramsX, явно намекая на то, что когда-то от классики в компоновке придётся уходить. Но что же конкретно предлагают разработчики?

Да, у новинки действительно необитаемая башня. Мест для экипажа там нет, но доступ к основным агрегатам в ней имеется как снаружи через специальные люки, так и, скорее всего, изнутри. При этом можно заметить, что, как следовало ожидать, размеры этой части танка явно уменьшились как по ширине, так и по высоте. На парадных фото эти изменения практически не видны из-за того, что башня с бортов оснащена большими модулями, но без них результат «похудения» налицо.

 Один из макетов башни для AbramsX в "голом" виде. 


Один из макетов башни для AbramsX в «голом» виде.

Примечательно, что изменять своим традициям в плане размещения боекомплекта американцы не стали. Основная боеукладка, состоящая из 19 унитарных выстрелов, расположена в кормовой нише башни, но, в отличие от обычных «Абрамсов», теперь она механизированная. Заряжание пушки производится с помощью автомата заряжания. О его конструкции пока толком ничего не известно, но, скорее всего, речь идёт о конвейерном типе, когда выстрелы размещены в кассетах на подвижной ленте в два ряда. Заявленная скорострельность — до 12 выстрелов в минуту. Есть ли у танка дополнительный боекомплект, пока информации нет.

 Для примера: конвейерный автомат заряжания танка МВТ-70.


Для примера: конвейерный автомат заряжания танка МВТ-70.

Машина, получившая название AbramsX, имеет необитаемую башню, гибридную силовую установку, расположение экипажа в изолированном модуле и прочие новинки, за которые её уже успели окрестить американской «Арматой». Штуковина получилась интересная, но раздувать новость о её появлении как об угрозе нашим танкам мы не будем. Это всё-таки прототип, хотя более уместным здесь будет термин — демонстратор технологий. Однако рассмотреть его подробнее нам никто не мешает, поэтому поехали.
Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней

Внедрение необитаемой башни естественным образом повлияло на всю компоновку танка — куда-то же танкистов нужно девать. Изобретать тут велосипед не стали и разместили экипаж так же, как и мы в Т-14 — в носовой части корпуса. Там, под лобовой бронёй, оборудованы места для троих: командира, наводчика и механика-водителя. Четвёртый в лице заряжающего по понятным причинам теперь отсутствует, а жаль — ещё одни рабочие руки в обслуживании боевой машины не помешают.

Безусловно, перемещение рабочих мест экипажа в носовую часть корпуса в единое отделение имеет ряд преимуществ. Во-первых, выше их защищённость, хотя мы уже говорили о том, что высвобожденный за счёт необитаемой башни резерв по массе тратится на броню корпуса. Во-вторых, взаимодействие между танкистами облегчается и выходит в буквальном смысле на новый уровень. Что уж говорить, это вам не пинками «мехводом» командовать.

 Расположение экипажа в AbramsX. Слева механик-водитель, посередине наводчик и справа командир танка.


Расположение экипажа в AbramsX. Слева механик-водитель, посередине наводчик и справа командир танка.

Но есть и один жирный минус, который заключается в том, что экипаж становится полностью зависимым от технического зрения. Да, есть камеры и панорамные приборы наблюдения. Но резервных оптических каналов в случае полного обесточивания машины или повреждения прицелов ни у наводчика, ни у командира нет. Как нет и возможности высунуться из люка и оглядеть местность вокруг танка — помешает стоящая позади башня и небольшая высота корпуса машины. Хотя это вопрос ко всем танкам с необитаемой башней без конкретной привязки к моделям.

Вооружение и прицелы

В последнее время западные танкостроители то и дело упоминали новые пушки, хвастаясь калибрами, поэтому при появлении первых новостей об AbramsX возникло ощущение, что сейчас нам покажут танк как минимум с 130-мм орудием, а лучше и вообще с 140-мм «бабахой». Но реальность оказалась более прозаичной.

В качестве основного вооружения AbramsX была использована 120-мм гладкоствольная пушка XM360. Американская система индексов, конечно, порой может запутать, но мы сделаем пояснение. Это аналог штатной 120-мм пушки «Абрамса», который потребляет абсолютно те же снаряды и даже больше, но при этом сильно отличается в конструкционном плане.

 Контакты для программирования боеприпасов в казённой части пушки ХМ360. 


Контакты для программирования боеприпасов в казённой части пушки ХМ360.

ХМ360 первоначально разрабатывалась для перспективного лёгкого танка, поэтому в ней всё сделано для облегчения конструкции и уменьшения силы отдачи: облегчённый казённик, люлька с элементами из титана, симметричные противооткатные устройства, дульный тормоз и ствол из композитных материалов. Кроме этого есть и другие нюансы.

Во-первых, ХМ360 — это модульная система, поэтому позволяет без особых доработок перейти на 140-мм калибр ствола. Во-вторых, пушка позволяет использовать датчики мониторинга собственного состояния и противооткатных устройств, что немаловажно для танка с необитаемой башней, в котором экипаж не имеет прямого доступа к орудию. В-третьих, затвор ХМ360 снабжён электронным контактами для программирования самонаводящихся и управляемых снарядов перед выстрелом.

 Испытания пушки ХМ360 в климатической камере


Испытания пушки ХМ360 в климатической камере

Такие характеристики, разумеется, открывают широкую номенклатуру используемых снарядов для AbramsX. В неё входят уже ставшие классикой оперённые подкалиберные снаряды моделей М829А1..4, кумулятивные М830, бетонобойные М908, а также картечные боеприпасы. Дополняют ассортимент универсальные снаряды с управляемым подрывом М1147 и, в перспективе, управляемые противотанковые типа ХМ1111, если их когда-то пустят в серию.

Боекомплект, скажем прямо, весьма серьёзный, а что там по дополнительному вооружению? Спаренный с пушкой 7.62-мм пулемёт нас мало интересует — штука стандартная и непримечательная. А на крыше башни что? Там дистанционно управляемая установка с 30-мм автоматической пушкой M230LF с цепным приводом.

В отличие от привычных нам автоматов (пушек, а не тех, о которых могли подумать), использующих в своей автоматике энергию пороховых газов, М230LF работает от электропривода. Сама по себе М230 далеко не новейшее и используется, например, на американских вертолётах. Однако, в отличие от стандартной версии, пушка M230LF обеспечивает большую начальную скорость снарядов, но с уменьшенной до 200 выстрелов в минуту скорострельностью.

 Вид на автоматическую пушку ML230LF


Вид на автоматическую пушку ML230LF

Решение установить 30-мм автомат вполне логично, поскольку не все цели на поле боя требуют применения основного орудия. В основном это, конечно же, пехота и легкобронированная и небронированная техника противника. Тут можно в пример привести даже такую банальщину, как расчёт противотанкового ракетного комплекса — на практике уничтожить его из танковой пушки крайне сложно, а вот очередь из автоматической «мелкашки» делает это вполне успешно.

Однако автоматическая пушка M230LF — это не единственный вариант оснащения танка. Сама дистанционно управляемая установка является модульной, поэтому поставить туда что-то другое вполне возможно. Вместо неё можно установить пулемёты калибра 7.62-мм и 12.7-мм, площадку для дронов типа Switchblade, а также автоматический гранатомёт или пусковую установку «Джавелин». Всё, как говорится, по желанию заказчика.

Управление основным вооружением производится с помощью автоматизированной системы, которая может сопрягаться с источниками внешнего целеуказания как от дружественных подразделений, так и по навигационным данным от спутников. В её состав также входит комплект датчиков для подготовки выстрела, которые отслеживают такие параметры как скорость и направление ветра, атмосферное давление, дальность до цели, её скорость и направление, а также пространственное положение собственного танка. Заявляют даже о возможности использования технологий искусственного интеллекта, который будет помогать экипажу выискивать цели, ориентироваться на местности и следить за системами танка.

Это всё понятно. Современной системой управления огнём и «искусственным интеллектом» в рекламных буклетах к разного рода прототипам никого уже не удивить. Интересно здесь ещё и другое.

AbramsX — это, пожалуй, один из немногих (если не единственный) танков, у которого установлены сразу два панорамных прицела: один для командира, а второй для наводчика. Обычно «панорама» является привилегией командира, да и то не на всех танках, а тут и вторая появилась. Такой манёвр конструкторской мысли должен принести свои плоды сразу в нескольких аспектах.

В первую очередь это, конечно, скажется на уменьшении слепых зон вокруг танка, что особо важно, учитывая необитаемую башню. Кроме того, возможности по поиску целей у командира и наводчика практически полностью уравниваются, поскольку последний в серийных танках обычно довольствуется неподвижным прицелом с фиксированным полем зрения. В данном же случае оба члена экипажа становятся полностью независимыми друг от друга.

 Панорамные прицелы наводчика и командира на крыше башни


Панорамные прицелы наводчика и командира на крыше башни

Оба панорамных прицела обладают одинаковым набором каналов — телевизионным и тепловизионным — а также имеют лазерные дальномеры и независимую двухплоскостную стабилизацию. И та, и другая «панорама» адаптирована для ведения огня из пушки, поэтому командир и наводчик могут с одинаковым успехом поражать цели.

В дополнение ко всему AbramsX снабжён видеокамерами кругового обзора, изображение с которых доступно всем членам экипажа.

Защищённость танка

Говорить о защищённости прототипа или даже просто какого-то концепта — дело неблагодарное. Если уж не все данные о стойкости брони серийных танков присутствуют, то что говорить о выставочном образце? Хорошо, что хотя бы масса известна. Она находится на уровне 49 тонн. И вот тут-то становится понятно, что, скорее всего, американцы пошли по пути немецких коллег, представивших этим летом свою «Пантеру». То есть бронированию особое внимание не уделили.

Фактически AbramsX сбросил в весе почти 17 тонн, если сравнивать его с серийными последними модификациями «Абрамса». Да, башня у него необитаемая и в размерах уменьшена, но бронирование судя по всему в ней присутствует. Учитывая тот факт, что рост стойкости к снарядам, особенно подкалиберным, неизменно приводит к росту массы, решение General Dynamics выглядит странным. Здесь бы уместнее смотрелся показатель в 55-60 тонн, чтобы говорить о более мощной броне, чем у существующих танков.

Разумеется, разработчики успели сделать заявление о том, что защита танка обеспечивается самыми современными композитными материалами. Однако доверять таким реляциям пока не стоит. Всё, что можно сейчас сказать — это то, что уровень бронирования AbramsX вряд ли превосходит модификации «Абрамсов» типа M1A2 SEP v.3.

Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней
Дополнением к пассивной защите на AbramsX является модернизированный комплекс активного противодействия «Трофи» израильской разработки. Сказано об этой системе уже немало. Против оперённых подкалиберных снарядов она не работает, но вполне отлично справляется с кумулятивными средствами поражения в лице управляемых ракет и противотанковых гранат, уничтожая их на подлёте осколочным потоком от выстреливаемых навстречу контрбоеприпасов.Также в штат защитных средств входит система предупреждения о лазерном облучении, которая реагирует на лазерные дальномеры и целеуказатели противотанковых средств, информируя об этом экипаж и выстреливая в сторону источника излучения аэрозольных гранат с целью скрыть машину из виду. Помимо этого опционально может устанавливаться динамическая защита, входящая в состав комплекта для городского боя.

Силовая установка

Пожалуй, моторно-трансмиссионное отделение AbramsX подверглось изменениям, которые по масштабу явно не уступают необитаемой башне и расположению экипажа в носу корпуса.

Отказались от газотурбинного двигателя. Того самого, который был неизменным атрибутом всех серийных «Абрамсов». Видимо, вопрос экономии топлива всё-таки был поднят на соответствующий уровень. Хотя некоторые источники утверждают, что замена движка даже стала продолжением политики Пентагона по сохранению окружающей среды.

В общем, теперь у танка гибридная силовая установка, состоящая из дизельного и электрического двигателей. Предположительно, её разработкой занималась международная корпорация Cummins совместно с армейским центром исследований.

Abrams X. Новый американский ОБТ четвёртого поколения с необитаемой башней

Судя по некоторым данным, мощность дизеля составляет 1500 лошадиных сил, а вот по его электрическому собрату толком информации нет. Можно сказать, что силовой блок выполнен по параллельной схеме, в результате чего танк способен двигаться как исключительно за счёт поршневого мотора или электротяги, так и в совмещённом режиме. Этот режим, кстати, обеспечивает скорость движения боевой машины более 60 километров в час и при этом позволяет сильно экономить топливо — его расход примерно на 50% ниже, чем у газотурбинного двигателя «Абрамса».

Нельзя не отметить, что движение за счёт только электромотора маркетологи успели выставить как стелс-технологию, которая снижает звуковую заметность танка и позволяет скрытно атаковать противника, не гремя дизелем. Конечно, эта составляющая в концепте присутствует, но основой её считать нельзя. Всё-таки электротяга — это ещё и способ сэкономить горючее, а также возможность эвакуировать танк при повреждении дизеля или сухих топливных баках. При этом о параметрах аккумуляторов не сообщается.

Выводы

Разработчики AbramsX прямо сказали, что их изделие на звание идеального танка не претендует. Дескать, может вы машину на вооружение и не примете, но она будет своеобразным мостом между прошлым поколением танков и будущим. И с этим трудно не согласиться.

General Dynamics решили выставить свой «концепт-кар» по принципу «дорого-богато», внедрив в него всё самое дорогое, что можно было придумать. Необитаемая башня с продвинутой электроникой, лёгкая пушка с композиционным стволом и модульной конструкцией, гибридная силовая установка. По такому же принципу поступают многие производители бронетанковой техники, но всё зачастую оканчивается одинаково — ничего на вооружение не принимают.

В целом-то танк выглядит весьма интересно и даже мог бы показать высокую эффективность на поле боя. Возможно, к компоновке с необитаемой башней американцы всё-таки придут через N-ое количество лет, когда все резервы классический «Абрамс» окончательно истратит, но без всей этой мишуры, поскольку что композитные модульные пушки, что гибридные движки — это очень дорого. Дорого и с туманными перспективами.

За океаном деньги тоже считать умеют, а их оборонное ведомство по консервативности может дать фору другим государствам. Достаточно вспомнить, как «Джавелин» на вооружение принимали или с лёгким танком определялись. Припрёт — найдут более дешёвую альтернативу. AbramsX же — это просто так, чтоб помечтать, окунуться в будущее.

 

Некоторые технические характеристики:

  • Экипаж: 3 человека
  • Масса: около 49 тонн
  • Длина без пушки: около 7.9 м
  • Ширина: около 3.6 м
  • Высота: около 2.3 м.
  • Основное вооружение: 120-мм гладкоствольная пушка ХМ360
  • Боекомплект к пушке: 19 выстрелов (возможны дополнительные укладки в корпусе)
  • Дополнительное вооружение:
  • 62-мм спаренный пулемёт
  • 30-мм автоматическая пушка ML230LF с возможностью замены на пулемёт, автоматический гранатомёт, площадку для дронов Switchblade или пусковую установку «Джавелин»
  • Силовая установка: гибридная дизельный двигатель + электромотор
  • Максимальная скорость: более 60 км/час
boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account