В так себе книжке "125 Years of Canadian Aeronautics: A Chronology, 1840–1965" увидел эту фотографию. Подпись там была типа: "Lockheed 10E сэра Hubert Wilkins, используемый зимой 37-38 гг. для поисков пропавших русских авиаторов". Ну и дальше пошло-поехало…
"Русские авиаторы" – это пропавший экипаж самолета С.А. Леваневского, вылетевшего 12 августа 1937 из Москвы на Аляску покорять перелетом Северный полюс. Как известно, 13 августа, под вечер, самолет Леваневского пропал, и на его поиски ринулись с обоих берегов Северного Ледовитого. Не нашли до сих пор.
Сэр Вилкинс (1888–1958) – это не какой-то там британский аристократ, а обычный австралийский трудяга – фотограф и авиатор, участвующий во множестве экспедиций и перелетов на обоих полюсах, за что и получил рыцарство в 1928 году. После известия о пропаже экипажа Леваневского, 15 августа, Уилкинс получил просьбу от советского посольства поучаствовать в поисках, он согласился, и уже 19 августа на купленной советским правительством через Амторг PBY-1 Catalina отправился на север Канады искать пропавший экипаж, 22го начались его и его команды первые поисковые вылеты из местечка Coppermine, затем из Aklavik'а. С началом зимы, в конце ноября 37го, Вилкинсу Советский Союз купил Lockheed L-10E Electra, поставленный на лыжи и с переоборудованным салоном, где вместо пассажиров размещались топливные баки. После такой модификации "Электра" могла летать на дальность до 4000 миль. Отдали за этот самолет относительно небольшую сумму – 45 000 долларов.
Работая на СССР, австралиец и его экипаж не волынили – из Аклавика, а позже из Barrow, Аляска, они залетали очень далеко и высоко, почти достигая Северного полюса и преодолевая тысячи километров и часов полета. Причем все это в условиях полярной ночи, низкой облачности, метелей и прочих радостей. До этого так интенсивно полярной ночью еще никто не летал. Понятно что шансы кого-то найти и спасти спустя столько времени были ничтожными, тем не менее советское посольство объявило Вилкинсу об окончании поисков только в середине марта 38го. По словам сэра Хуберта, за время поисков он пролетел и просмотрел 170 тысяч квадратных миль.
1. Lockheed L-10E Electra "USSR" N-214
2.
3. "Каталина" Вилкинса. Тут надпись правильная – URSS.
После завершения поисков "Электру" отправили в СССР, где она получила "кириллическую" регистрацию, превратившись из N-214 в Н214, странная надпись USSR (официальный код Советского Союза – URSS) сменилась на СССР. Передали ее в Главсевморпуть. В том же 38ом ее изучили в ЦАГИ, после чего вернули обратно полярникам. В мае 1939 этот самолет был разбит при посадке на аэродром НИИ ГВФ в Химках, в 1940ом окончательно списан.
4. "Электра" s/n 1065 с первой регистрацией NC16059.
5. Она же, но уже как NR16059 Daily Express, модифицированная для дальних перелетов.
Надо сказать, что борт N-214 имел еще до полетов Хуберта славную историю. Lockheed L-10E Electra с серийным номером "1065" была куплена Harold Stirling Vanderbilt, знаменитым яхтсменом, знаменитым игроком в бридж (ага, карточная игра) и попутно железнодорожным магнатом. Через несколько месяцев машина попала в издательство Hearst Publishing (вроде его тоже купил Вандербильт или кто-то из его клана), ей было присвоено имя Daily Express и в мае 1937 на ней был совершен исторический перелет, получивший даже собственное название – Anglo-American Goodwill Coronation Flight. Это был первый коммерческий трансатлантический рейс в оба конца – из Нью-Йорка в Лондон самолет вез фотографии знаменитого крушения дирижабля "Гинденбург", из Лондона – фотографии коронации Георга VI. Издательство получило хороший профит на обоих концах рейса, первым опубликовав фото этих событий. Пилотом "Электры" был знаменитый американский летчик Henry "Dick" Merrill, получивший за перелет награду Harmon Trophy, этакий "Оскар" для авиаторов. Вторым пилотом – Jack Lambie. По мотивам этого полета был снят фильм Atlantic Flight с обоими летчиками в главных ролях.
Немного позже Меррилл осуществил еще два таких же трансатлантических рейса.
Естественно, машина была предназначена для сверхдальних рейсов и оснащена дополнительными топливными баками в салоне, так что к Вилкинсу попал уже подготовленный самолет.
Знаменитая американская пилотесса Amelia Earhart вылетела в свой последний рейс на "Электре" той же модификации L-10E с s/n 1055. У американцев есть какая то путаная маргинальная криптоистория о подмене бортов 1055 и 1065, подробности которой интересны разве что почитателям подобного жанра.
6. СССР Н214
Довольно яркой была история машины и в СССР. После изучения "Электры" s/n 1065 в ЦАГИ ее получил тоже знаменитый советский летчик Василий Михайлович Махоткин, известный например тем, что вместе с Водопьяновым участвовал в увлекательном авантюрном приключении с официальным названием "Первая советская высокоширотная воздушная экспедиция". На американской машине Махоткин участвовал в экспедиционных полетах над Таймыром. Он же ее и убил, как уже говорилось, в мае 39го. В 1942ом (или 40ом?) Махоткин был арестован и помещен в шарашку к Бартини на 8 (или 10?) лет за антисоветскую деятельность – якобы за фразу о том, что импортные самолеты лучше наших. Если так оно и было, то возможно он вспомнил опыт общения с "Электрой", действительно выдающимся самолетом своего времени.
7. Sir George Hubert Wilkins с женой – австралийской актрисой Suzanne Bennett.
8. Henry "Dick" Merrill. Фото 20х годов.
9. Махоткин Василий Михайлович
10. Канадско-советский и советский этапы жизни s/n 1065