Голландские «карманные адмиралы»

1

 

Будучи долгое время третьей по территории колониальной державой мира, Нидерланды вынужденно содержали два совершенно различных флота — один для охраны метрополии, другой для службы в колониях, главным образом в Голландской Индии. Особенности последнего морского театра, требовали для защиты берегов и коммуникаций мощных и мобильных морских сил, способных противостоять агрессивным устремлениям Японии.

                Голландская колониальная империя возникла в XVII веке в период наибольшего могущества Республики Соединенных Провинций (затем Республика Нидерланды). Уже тогда Голландия являлась великой морской державой, у которой Россия под руководством Петра Великого училась искусству кораблестроения. Ее флот оспаривал первенство на морях у Испании и Англии, нанеся не одно поражение «Владычице морей», и дал истории целую плеяду таких знаменитых адмиралов и капитанов, как Мартен и Корнелис Тромпы, де Рюйтер и Ван Гален, Пит Хейн, Эвертсен и др. В дальнейшем войны с более сильными соперниками подорвали торговое и экономическое могущество Голландии, потерявшей ряд колоний и с середины XVIII века не дерзавшей более спорить со своей грозной соседкой Великобританией. К началу XX века Королевство Нидерланды уже не входило в семерку крупнейших морских держав, а функции голландского флота, считавшегося вторым в мире среди «малых» флотов, сводились прежде всего к обороне побережья. Будучи тогда третьей колониальной державой мира, эта страна содержала два совершенно различных флота. Один предназначался для охраны метрополии и состоял, в основном, из кораблей береговой обороны. Другой должен был действовать в колониях, главным образом, в Голландской Ост- Индии, как тогда называли Индонезию. Особенность этого морского театра заключалась в том, что он представлял собой цепь крупных и мелких островов, охрана которых и защита коммуникаций были не мыслимы без больших океанских кораблей. Маленькая европейская Голландия процветала за счет колониальной торговли и, естественно, ее дальневосточный флот не только не уступал флоту метрополии, но и превосходил его. И это вдвойне закономерно, поскольку население метрополии в 1905 году составляло ок. 5,4 млн. чел., а колоний — 23,9 млн. (Индонезия, Вест-Индия и Суринам).

Голландские "карманные адмиралы"

                Но всякая колониальная империя, ввиду разбросанности своих владений, всегда остро нуждается в крейсерах, служащих главной защитой коммуникаций как в колониях, так и между колониями и метрополией. Голландская Ост- Индия имела свой собственный, довольно многочисленный «крейсерский» флот, построенный и содержимый на средства самой колонии и потому адаптированный специально для местных нужд. В течение 70-80-х гг. XIX века в Голландии были построены для ост-индского флота около трех десятков кораблей разных типов, трудно поддающихся классификации из-за их своеобразия. Примером могут служить Ceram и Flores водоизмещением 550 т., имевшие стальной корпус и днище, обшитое деревом и оббитое медью. Вооружение их состояло из трех 120-мм и одного 75-мм орудия, а наибольшая скорость не превышала 11 узлов. Они значились в списках кораблей голландского флота винтовыми судами, но с таким же успехом могли называться шхунами или крейсерами IV ранга. Тем не менее, они больше подходили для таможенно-пограничной службы и не могли считаться полноценными боевыми кораблями.

                Русско-японская война 1904-1905 годов изменила расклад сил в Азии. Как подозревали голландцы, проснувшийся японский дракон (уже сбросивший личину обезьяны) начнет активно есть до чего сможет дотянуться. Начавшаяся Великая война (Первая Мировая) подтвердила предположения Нидерландов — мудрый японский дракон не спешил к обеденному столу, а хозяйничал в кладовых…. и только после войны вышел к столу.

               Голландские "карманные адмиралы" Голландия не участвовала в войне, но ее положение было не лучшим — коль идет война на кухне, трудно сохранить свою тарелку! Но зато есть возможность разрабатывать свои блюда, а в данному случае —  собственный, весьма специфический тип крейсера. Принимая во внимание, что главным противником их дальневосточного флота будет,  японский флот, голландцы решили уделить больше внимания огневой мощи своих крейсеров, которые должны были превосходить по силе крейсера воюющих держав. Проектом предусматривалось вооружить новые корабли десятью 150-мм орудиями, расположенными возвышенно в диаметральной плоскости и по бортам так, чтобы по носу и корме могли вести огонь одновременно 4-5 орудий, а на каждый борт — 7. Современные им английские (типа Town — 8 орудий калибра 152 мм) и немецкие (типа Stadte — 8×150 мм) крейсера по носу и корме могли вести огонь лишь 2-3, а на борт — 5 орудиями (в обоих случаях большинство орудий устанавливались побортно). Правда, такое усиление огневой мощи потребовало дальнейшего увеличения размеров голландских кораблей и их водоизмещения (6670 т).

                Утверждение проекта состоялось 21(15) июля 1915 г. Было решено, что постройка крейсеров будет производиться в Голландии при содействии фирмы Круппа. Германская фирма обязывалась обеспечить необходимые для строительства материалы, технический надзор и выполнение особо сложных работ. Средства для постройки должны были поровну выделить голландское морское министерство и министерство колоний.

После Великой войны голландско-немецкое сотрудничество не прекратилось, да и  угроза со стороны Японии стала больше. Сначала японский дракон был в союзе с дружественным (для Нидерландов) британским львом, потом — отъевшийся японский дракон выбыл из союза с Великобританией. Но различные трудности (как политического так и финансового характера) не позволяли Голландии дать достойный ответ.

В 1930 году в Нидерландах была создана очередная комиссия, в целом подтвердившая выводы предыдущей комиссии, за исключением вновь пересмотренного количественного состава флота. Комиссия рекомендовала иметь в составе ост-индского флота 3 крейсера, ? эсминцев и 18 субмарин, для чего требовалось построить один крейсер, четыре эсминца и шесть подлодок. Эту кораблестроительную программу парламент принял в том же году, причем необходимость иметь в Ост-Индии 3 крейсера была признана безоговорочно — слишком уж явным было превосходство японской морской мощи.Голландские "карманные адмиралы"

                К 1930 году оба крейсера типа "Java" уже считались устаревшими. вдобавок, третий голландский крейсер (из соображений экономии) должен был быть меньше их водоизмещением. Считалось достаточным вооружить его восемью 150-мм орудиями, хотя крейсера потенциального противника (Японии) типа "Како" и "Aoba" — имели по 6 восьмидюймовых пушек. При этом, Страна Восходящего Солнца стремительно наращивала мощь своих военно-морских сил. В 1927-28 годах были спущены на воду первые настоящие «вашингтонские» крейсера Японии — 4 корабля типа "Муоко", вооруженные десятью 203-мм орудиями каждый, а в 1930-31 годах еще 4 подобных крейсера типа "Atago" ("Такао").

Голландские "карманные адмиралы"

 "Адекватный" ответ Голландии предусматривал постройку  легкого крейсера  в 5250 т. с 6 150-мм орудиями (зато скорость в 32 узла + бронирование) и/или тяжелого крейсера в 8000 т. и 6 203-мм орудиями. Последний проект представлял собой «уменьшенный вашингтонский крейсер»  типа английского крейсера "York". Оба проекта, не смотря на ряд положительных черт, были недостаточны, что бы противостоять японской угрозе. Осознание этой простой истины, привело к тому, что за два года обсуждений, проект нового крейсера постепенно начал набирать вес (а следовательно и боевую устойчивость) — и вскоре должен был быть утвержден.

Но, тут чиновники из Голландии заинтересовались тем, что происходит у соседей, а именно в Германии. Там как раз строился броненосец "Дойчланд"… и не заметить его было сложно. Ведь в военно-морских кругах всего мира протекала бурная реакция обсуждения данного корабля. Необыкновенное сочетание характеристик, не подходивших под международные стандарты, привело к попыткам придумать для немецкого корабля некий новый термин. В этом отношении преуспела британская пресса, которой принадлежит название «карманный линкор». Сами немецкие моряки, не воспринимая всерьёз официальное название корабля, окрестили его Schlachtschiff-Verschnitt — «линкор-обрез». Однако серьёзных военно-морских экспертов гораздо больше занимали предназначение и боевые возможности корабля. На этот счёт высказывались самые разнообразные мнения, но никто не верил в официальное объяснение командования рейхсмарине, утверждавшего, что задачей новых боевых единиц будет сопровождение войсковых конвоев на Балтике.

Голландские "карманные адмиралы"

Предположение что немецкий "Дойчланд" на самом деле не броненосец береговой обороны, а рейдер, т.е. охотник на транспорты внимательным образом заинтересовало голландцев. Но жители страны плотин и тюльпанов подошли к делу творчески, взглянув на ситуацию под другим углом. Если есть волк который охотится на овец, то почему нельзя сделать из этого волка собаку…. что бы она охраняла овец от других волков! Очень быстро в Морское минестерство Голландии ушло сообщение:

Короче говоря, перед нами корабль водоизмещением 10 000 т. Это не линкор и не крейсер, а попросту «бронированный» корабль. Несомненно, пока это наилучшее определение класса. Вооружён он как линкор, обладает скоростью хода как крейсер, но всё же это и не то, и не другое. Вот ответ Германии на Вашингтонские ограничения, и трудно придумать что-то более эффективное. Ни в одной стране мира не заложен корабль с такими характеристиками, как у «Дойчланда»…

Без преувеличений можно сказать, что создание «Дойчланд» и однотипных кораблей полностью меняет привычную стратегию и тактику войны на море, равно как и многие взгляды на кораблестроение.

Что особенно важно — с необходимыми пояснениями насчет волков и овец. Тяжелый крейсер или "мини-линкор" с мощным вооружением представлялся идеальным образцом для защиты колоний. Мощное вооружение гарантировало победу, большая скорость — оказаться в нужном месте и в нужное время. Единственная проблема — деньги. Стоимость, что "Дойчланда", что его "копии" была высокой — куда больше чем проект 5-6 или даже 8-тысячного крейсера. Но, прикинув боевую эффективность, военное министерство смогло убедить чиновников выделить деньги на проект.

Существует правило 2к1: что бы потопить / нейтрализовать корабль противника нужно выставить два корабля аналогичного класса. Конечно может повести и в варианте корабль против корабля, но такое бывает крайне редко. Да и свой корабль после такого боя может быть в таком состоянии — что дешевле его утопить чем чинить.

И один немецкий (но будущий голландский) "Дойчланд" ("Голландия")  равнялся по боевым возможностям тройке японских тяжелых крейсеров. А поскольку тройки крейсеров крайне редки, и японцы захотят победу, то отправят 4 своих крейсера. Учитывая, что Нидерландский КРЛ будет иметь поддержку своих легких крейсеров, то и японцам потребуется увеличить силы. Поскольку Голландия в своих планах по защите колоний не собиралась ограничиваться 1 КРЛ, а планировала иметь 3-4 таких корабля (2 в колонии, 1 в метрополии), то Японии для успеха требовалось 8 крейсеров…. или 1 полноценный линейный крейсер. Здесь уже вступала другая арифметика. Нидерланды считали, что основные силы Японии будут скованы флотами Великобритании и США, и отправлять полноценный линейный крейсер на вспомогательного противника, японцы не станут. Не станут они отправлять и много крейсеров — по той же причине. А если и отправят, то такие японские силы неизбежно привлекут внимание англичан и американцев, которые усилят голландский флот своими кораблями.

Если коротко, то: от слабых отобьемся, сильное не пошлют.

                Уже 1 сентября 1932 года в Нидерландах окончательно был решен вопрос о постройке нового крейсера и определен срок его готовности — 1 января 1936 года. Не имея возможности (сказывалась нехватка опыта) построить "Голландию" (или "Дойчланд" — но нидерландский) самостоятельно, голландцы обратились к непосредственным создателям "карманного линкора" — немцам. В Германии сначала от сотрудничества с Голландией хотели открестится под самыми разными предлогами — ведь голландская копия неизбежно выявит нарушение немцами Версальских ограничений (а за это немцев по головке не погладят), но затем — было решено Нидерландам помочь. Как-никак голландцы строили свои корабли качественно, и посмотреть на некоторые особенности было "гут". Плюс, голландцы не хотели именно "копию" —  у них были свои взгляды на проект, а раз так (если голландский корабль внезапно прибавит в водоизмещении) — то к нам какие претензии? 

                Но как бы не были красноречивы моряки, как бы не были эффективны чиновники, но деньги просто так не появляются. Можно являться мастером манипулирования и запугивания, но если денег у окружающих нет от слова "совсем", то не появятся деньги и у вас (за исключением виртуальных: грабитель не найдя денег у жертвы говорит ей — будешь должен). С деньгами в стране (да и в мире) было не все в порядке, плюс еще и не продуманная политика по наполнению бюджета…. В общем либо строительство обещало быть очень долгим, либо очень не долгим. Неожиданно помог немецкий опыт: при закладке "Дойчланда" в 1928 году то же были проблемы с финансами, а пропагандистская компания шла под лозунгом "еда для детей, а не броненосцы". Имея сходные проблемы, голландцы смогли найти и сходные решения, и голландская копия "Дойчланда", получившая название "Адмирал Де Рейтер" была заложена 14 сентября 1933 года.

Голландские "карманные адмиралы"

По внешнему виду и размерам, оба "карманных линкора" (немецкий "Дойчланд" и голландский "Де Рейтер") отличались не сильно — две башни главного калибра, одна труба, одна мачта (это еще сыграет свою роль). А вот по конструкции….

Начать с того, что голландцы (немцы выдвигали и такое предположение) отказались от дизельной установки. Да крейсеру в дальних водах лучше иметь экономичный двигатель, что бы не иметь проблем с топливом, но что-что, а топлива в этих водах (Голландской Ост-Индии) было достаточно.

Потом, голландцы переработали носовую часть, добавив полубак и сделав его по суше.

Водоизмещение 10000 т, размер 182/20,7/5 м.

Бронирование усилено по сравнению с "Дойчландом".

Скорость 32 узла,

Вооружение ГК 2*3 283/45-мм, вспомогательный калибр — 2*4 120-мм, зенитное вооружение 4*2 40-мм, 6 20-мм. Минно-торпедное вооружение отсутствует.

"Де Рейтер" сохранил традиционную для голландских кораблей авиагруппу. Хотя имея развитую инфраструктуру уж чего-чего, а самолетов голландцам должно было хватать и без палубных самолетов…. Как оказалось в последствии — не хватило.

Голландские "карманные адмиралы"

К моменту спуска "Адмирала Де Рейтер" на воду, международная обстановка несколько изменилась. Теперь голландцы с горечью осознали, что мало было сделано для обороны их заморских территорий, богатых сырьем и поэтому столь желанных для Японии. Поэтому, в январе 1936 года, были заложены сразу 3 тяжелых крейсера по типу "Адмирал Де Рейтер" — "Адмирал Тромп", "Адмирал Гален", "Адмирал Эвертсен". В дополнение к ним, в 1938 году был заложен лидер / сверхлегкий крейсер "Якоб Ван Хеемскерк".

Голландские "карманные адмиралы"

После вторжения в Голландию, немцы захватили почти достроенные "Адмирал Гален" и "Адмирал Эвертсен".

Поврежденный (как англичанами так и голландцами) "Адмирал Эверстен" использовался немцами как плавучая батарея / батарея ПВО. Потоплен в 1945 году.

Крейсер "Адмирал Гален" немцы ввели в строй, но использовали не активно. Потоплен в 1945 году.

 

Немцы очень внимательно следили за работой голландцев. Кое-что придуманное и реализованное нидерландскими инженерами, немецкие инженеры воплотили на своих кораблях. Яркий пример — немцы отказались от двух калибров на КРЛ. Но больше всего, немцы радовались тому, что голландские "адмиралы" внешне напоминают немецкие "дойчланды". Ведь противник охотясь за немецким кораблем, может получить известие о том, что подобный корабль замечен в другом (за сотни миль) месте. А если такое сообщение не одно?! — куда тогда отправлять силы. Расчет был верен, но произошла удивительная ситуация — прибежав на крик "волки, волки", англичане (к удивлению самого пастуха) действительно натолкнулись на "серых".

               С 5 по 10 октября 1939 г. “Шпее” потопил или захватил еще 3 судна, шедшие от мыса Доброй Надежды. 22 октября он пустил ко дну пароход “Треванион”, который послал в эфир сигнал о помощи, принятый судном “Ланстефан Касл” и переданный им во Фритаун. Был организован активный поиск немецкого рейдера, но он оказался безрезультатным, так как, опасаясь обнаружения, “Шпее” поспешно отошел на юго- запад, еще раз пополнил запас топлива с “Альтмарка” и по приказанию Редера направился в Индийский океан.

В это время, англичане получили сведенья, что немецкий рейдер был замечен в Индийском океане. В действительности, были замечены голландские "Адмирал Тромп" (место положение "Адмирала де Рейтера" было англичанам известно); сходный с "Адмиралом Шпее"! Адмирал Редер знал что голландский "Адмирал Рейтер" находится в Индийском океане, и считал, что англичане будут считать сведенья о "Шпее" сообщениями об "Рейтере". Но, адмирал Харвурд командовавший поисковой группой “G”, пришел к убеждению, что немецкий рейдер действительно находиться в Индийском океане, и решил перебросить туда все корабли группы: тяжелый крейсер “Эксетер”, легкие крейсера "Аякс" и "Ахиллес". В последствии, Харвурду приписывали и гениальное прозрение — "Харвурд точно рассчитал что немцы попытаются замаскироваться под голландцев".

 

Встреча противников состоялась около Южной Африки — противники обнаружили друг друга с помощью гидросамолетов. В ходе боя, "Адмирал Шеер" нанес тяжелые повреждения крейсеру "Экстер", но в это время, на помощь англичанам подошел крейсер "Кимберли" с 8 203-мм орудиями. Понимая, что от англичан не оторваться, "Шпее" повторно атаковал "Экстер" потопив его (адмирал Харвурд погиб). Хотя англичане и получили солидное подкрепление (тяжелый крейсер), но загнанный в угол "Шпее" показал себя опасным противником выведя из строя "Аякс". В этот опасный момент для англичан, немецкий КРЛ был атакован самолетами с авианосца "Арк Роял", сорвавшими атаку на "Аякс". Положение немцев было тяжелым, но окончательно их добило известие (оно шло открытым текстом) о подходе линейного крейсера "Ринаун" (в действительности он был еще далеко). Это известие сломило экипаж "Шпее" — его огонь ослабел; с другой стороны к этому моменту, КРЛ накопил достаточно попаданий.

 

Бой был широко разрекламирован всеми сторонами.

Великобритания — что потопила немецкий рейдер.

Германия — чудо немецкой техники, ума и мужества. Ведь КРЛ "Адмирал Шпее" одновременно вел бой с линейным крейсером, авианосцем, двумя тяжелыми и двумя легкими крейсерами, при этом потопив один тяжелый крейсер!

Нидерланды внимательно выслушали обе стороны, и посчитали что сделали правильный выбор строя корабли по типу немецких "Дойчландов". Ведь для того что бы одолеть 1 немецкий КРЛ, англичане отправили очень внушительные силы — которые вряд ли сможет отправить "вероятный противник".

Вот только "вероятный противник" или не слышал о бое, или думал о чем-то своем.

Голландские "карманные адмиралы"

27 февраля 1942 году в Яванском море состоялась встреча "антивашингтонских" крейсеров — японских и голландских.

Япония

4 ТКР тип "Миоко"

14 эсминцев

40 транспортов.

Объединенная голландско-американо-австрало-британская эскадра

3 Тяжелых крейсера — 2 типа "Адмирал де Рейтер"

, и 1 — "Хьюстон"

2 легких крейсера — "Ява" и "Перт"

9 эсминцев.

Преимущество коалиционной эскадре в артиллерии было подавляющим — 12 283-мм против 203-мм орудий. Кроме того, японцы ничего не могли противопоставить скорострельным 152-мм орудиям союзных легких крейсеров. Фактически, по огневой мощи, объединенная эскадра располагалась не тремя тяжелыми крейсерами, а одним тяжелым крейсером и одним линейным крейсером (ЛКР "Гнейзенау" — 9 283-мм орудий) Казалось бы победа предрешена.

Неприятности для союзников начались сразу. Крейсер "Адмирал Тромп" в самом начале сражения (сделал два залпа, но не добился попаданий) получил из-за бомбовых попаданий повреждения и покинул место сражения уйдя в Таджунг-Приок (Батавия). Будь у объединенной эскадры два крейсера с 283-мм орудиями, сражение могло окончиться не в пользу японцев. В течение раннего вечера (с 16.30), мощные пушки "Адмирала де Рейтера" заставляли японцев отступать раз за разом (1 крейсер получил прямое попадание, большие повреждения вызвали и близкие разрывы тяжелых фугасов), но поздним вечером (23.15) японцы, смогли использовать свой козырь — торпеды. После потопления торпедами  "Де Рейтера" и "Явы", союзная эскадра отошла к Таджунг-Приоку.

1 марта в Яванском море состоялось второе сражение "антивашингтонцев" — "Адмирал Тромп" (в сопровождении английского и американского эсминцев) и крейсера типа "Миоко". Второе сражение в Яванском море шло не несколько по другому сценарию. Если в первом сражении, голландский "мини линкор" успешно действовал артиллерией, и был сломлен торпедами, то теперь японским крейсерам удалось одержать вверх в артиллерийской дуэли. Справедливости ради отметим —  в момент получения тяжелых повреждений, "Адмирал Тромп" вел бой уже с 4 ТКР. Тем не менее, окончательно голландский крейсер был добит все же торпедами.

 

Гибель отряда (а так же разгром коалиционной эскадры в 1-м и 2-м яванском сражении и бое в Зондском проливе) ознаменовало окончательную победу японского флота в боях за голландские колонии. После этого, высаженные на японские войска быстро оккупировали все острова.

На этом история голландских "карманных линкоров" (тяжелых крейсеров),  завершилась. Немецкие крейсера типа "Дойчланд", строились как "антивашингтонцы" и "истребители торговли"; голландские "Адмиралы", как "защитники торговли" и "антивашингтонцы". Но немцы не смогли прервать торговлю, а голландцы — защитить свои владения. Может быть, если бы Голландия в качестве защиты своих колоний выбрала бы другого "антивашингтонца" — японский крейсер с мощным торпедным вооружением, все было бы по другому.

 

Использованы.

Голландские крейсера Второй Мировой.

Проект линейного крейсера Проекта 1047. Нидерланды (коллеги Борода).

Подписаться
Уведомить о
guest

12 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account