Я тут обещал продолжение…
Предыдущая часть.
К 1944-му году на ДальнеВосточном ТанкоРемонтном Заводе (ДВТРЗ) достиг вершины своего пика «гусеничный кризис». Имевшийся запас гусениц был израсходован полностью. Разумеется, на заводе освоили изготовление траков, но объемы производства никак не поспевали за потребностями танковых частей, танковой школы, и, главное, нечего было ставить на новые машины. Кроме этого, закончились детали ходовой части для танков Т-26. Если восстановить обрезинку катков ещё удавалось, то дефицит подшипников был жёсткий. Выходом стал перевод машин на ходовую часть и гусеницы от СУ-76М. Но везти в такую даль катки, торсионы, гусеницы было нецелесообразно. Приходилось отправлять в европейскую часть страны машины без ходовой, и выполнять монтаж торсионов и катков в Горьком, или Сталинграде.
Конечно, такая растянутая схема сборки была существенным недостатком, из-за множества сбоев и срывались сроки, падало качество. И в какой-то день пришло решение: из Америки во Владивосток пришел пароход, с парой сотен тонн деталей ходовой от легкого танка М3. Японцы не заподозрили их военное предназначение и вынуждены были пропустить.
Перевод Т-26 на ходовую и гусеницы от американского легкого танка М3 снял ограничение по весу машин с 10-10,5 тон, ходовая выдерживала до 12-13 тонн. Правда, мотор остался прежним, и рост веса теперь лимитировался удельной мощностью. Тем не менее, было решено разработать новую рубку, а в качестве пушки использовать 57 мм ЗИС-4, имеющую меньший откат и вообще более компактная.
Самоходная пушка приобрела свой окончательный вид, и уже без изменений производилась до января 1945-го года. Всего было изготовлено 147 единиц САУ с ходовой частью от М3.
Особых лавров машины не снискали, так как броня не превышала 9мм, а максимальная скорость 25 км/час. Правда, ценилась малая высота и неприхотливость. Самоходки принимали участие в войне с Японией в августе 45-го. После войны появился проект ремоторизации самоходок, но заниматься со старыми шасси уже никто не желал, и история Т-26, как боевой машины, на этом закончилась.