Опытная 100-мм горная гаубица М-39. 1955 г., СССР
В послевоенные годы для «усиления вооружения артиллерийского полка горно-стрелковой дивизии» было решено принять 100-мм гаубицы. Выбор калибра 100 мм был не следствием каких-то фундаментальных расчетов, а исключительно из моды на 100-мм калибр после принятия на вооружение БС-3 и Д-10. Хотя понятно, что горная гаубица не будет иметь общих снарядов с ними, не говоря уж о зарядах и гильзах.
Первоначально кому-то из мудрого начальства пришла идея иметь 100-мм самодвижущуюся гаубицу, и разработка такой системы была поручена заводу № 7 им. М. В. Фрунзе (завод «Арсенал») в г. Ленинграде. 27 декабря 1948 г. ОКБ-7 завода № 7 им. М. В. Фрунзе выслало в ГАУ проект 100-мм самодвижущейся гаубицы ГД2-01, которая должна была стрелять 13-кг снарядом с начальной скоростью 400 м/с на дальность 8 км. В декабре 1949 г. ОКБ-7 закончило технический проект 100-мм самодвижущейся гаубицы, которому был присвоен заводской индекс ЗИФ-100. Было начато изготовление баллистического ствола гаубицы, который собирались испытать на лафете БС-3. Однако на том дело и стало.
Параллельно с ОКБ-7 в Центральном научно-исследовательском институте артиллерийского вооружения – ЦНИИАВ (до 1946 г. Центральное артиллерийское конструкторское бюро – ЦАКБ) под руководством начальника и гл. конструктора В.Г. Грабина в 1948 г. шли работы над 100-мм горным самодвижущимся орудием по теме «0867». Однако тут дело закончилось на стадии проектирования.
В 1953 г. началась разработка «нормальной» 100-мм гаубицы. Работы над ней велись в артиллерийском СКБ-172 завода № 172 им. В. М. Молотова (Мотовилиха, г. Молотов, с 1957 г. – г. Пермь) под руководством главного конструктора М. Ю. Цирульникова. Гаубица получила заводской индекс М-39.
Гаубица М-39 должна была, кроме, разумеется, вьючки, иметь два способа передвижения: на мехтяге (в собранном положении, вес около 1500 кг) и на конной тяге на двух повозках — ствольной весом около 850 кг и лафетной весом около 850 кг.
Гаубица должна была иметь 100-мм выстрелы, не имеющие взаимозаменяемости с другими артсистемами. Разработка снарядов велась в НИИ-24 под руководством А. М. Глебова, зарядов — в НИИ-6 (В. В. Хошев) и гильз — в НИИ-147 (А. Н. Ганичев). Осколочно-фугасный снаряд весом 13 кг должен был иметь начальную скорость 475 м/с и дальность 10,8 км. Кроме того, к гаубице создавались два 100-мм кумулятивных снаряда – вращающийся и невращающийся. Бронепробиваемость кумулятивного снаряда под углом 30 град. от нормали на дистанции 2000 м у вращающегося составляла не менее 120 мм, а у невращающегося – не менее 200 мм.
В июле 1954 г. баллистическая установка 100-мм гаубицы М-39 (ствол с затвором и противооткатные устройства) была отправлена с завода № 172 им. В. М. Молотова на Софринский научно-исследовательский полигон (СНИП). Технический проект гаубицы был закончен и отправлен в Министерство оборонной промышленности (МОП) СССР и в Главное артиллерийское управление (ГАУ) Министерства обороны СССР 7 октября 1954 г., но одобрен проект был лишь 29 января 1955 г. К декабрю 1955 г. на заводе № 172 им. В. М. Молотова производилась доделка двух первых опытных образцов гаубицы М-39. Однако 29 ноября 1955 г. ГАУ отправило на завод указание о полном прекращении работ по теме. Очевидно, что это было связано не с какими-то недостатками гаубицы, а с общим прекращением работ в области артиллерии по указанию Хрущёва.
26 декабря 1955 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на СКБ-172 артиллерийского вооружения (главный конструктор М. Ю. Цирульников) завода № 172 им. В. М. Молотова (с 1957 г. Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина, сейчас ОАО «Мотовилихинские заводы») были возложены работы по созданию образцов ракетной техники. Основное направление работ – ракеты с твердотопливными ракетными двигателями (РДТТ). Ввиду особой секретности предстоящей работы СКБ-172 решено было разместить за пределами предприятия, в здании бывшего Гидротехникума (по легенде, было выбрано для пермских ракетчиков самим С. П. Королёвым).
В марте 1965 г. СКБ-172 было полностью выведено из состава Пермского машиностроительного завода имени В. И. Ленина и подчинено Министерству общего машиностроения (МОМ) СССР. Приказом МОМ СССР № 109 от 5 марта 1966 г. СКБ-172, специализирующееся на твердотопливной ракетной тематике, переименовывается в Конструкторское бюро машиностроения — КБ машиностроения («КБМаш» или предприятие п/я А-1504). С 1966 г. по 1968 г. главным конструктором Пермского КБ машиностроения является М. Ю. Цирульников.
Источник: https://vk.com/page-50957736_47592923