Небольшая и интересная статья из жж Андрея Фирсова.
В последнем журнале "Судостроение" была небольшая статья:
И. Я. Баскаков «Из истории создания катеров типа КМ»
В истории отечественного судостроения бытует мнение, что за основу при разработке проекта катеров типа КМ (КМ-2, КМ-4) был взят проект немецкого патрульного катера, чертежи которого в 1930 г. привез из командировки в Германии начальник верфи Морпогранохраны (ныне ПАО СФ «Алмаз») Д.Л. Блинов.
Так как немецкий катер имел стальной корпус, то конструкторское бюро верфи Морпогранохраны будто бы переработало чертежи для постройки аналогичного катера, но с деревянным корпусом. Эта версия долгое время не подвергалась сомнению и кочевала из одного издания в другое.
Автор настоящей статьи (непосредственно участвовавший в издании двух книг, посвященных истории ПАО СФ «Алмаз») также придерживался сложившейся точки зрения по этому вопросу, пока в 2016 г. не обнаружил в фондах Центрального государственного архива в С.-Петербурге документы, проливающие свет на истоки создания проекта катера типа КМ.
Из них следовало, что руководство Морпогранохраны ОГПУ в 1928 г. разработало первую советскую комплексную программу оснащения морских пограничников моторными катерами. В эту программу вошли три типа катеров: океанские, трансформировавшиеся позднее в «малые охотники», быстроходные морские сторожевые катера (типа ГК) и рейдовые катера. Разработку проекта рейдовых катеров для Морпогранохраны осуществляла группа конструкторов технического бюро Адмиралтейского завода… под руководством инженера Н.Я. Лушева. Он был компаньоном промышленника А.Л. Золотова при создании в 1911 г. первой отечественной верфи моторных судов. Именно эта верфь после национализации в 1930 г. стала составной частью верфи Морпогранохраны, на которой в том же 1930 г. началось строительство катеров типа КМ-2.
Сравнение обнаруженных в фондах ЦГА СПб чертежей моторного рейдового катера Н.Я. Лущева, датируемых 1928 г., и его предполагаемых тактико-технических элементов, чертежей и ТТЭ строившихся в начале 30-х гг. рейдовых катеров типа КМ-2, показывает их практически полную идентичность. Некоторое различие в их силуэтах объясняется размещением в носу катера КМ-2 пулеметной установки за счет смещения рубки в корму.
Найденные архивные материалы позволяют утверждать, что разработанный под руководством Н.Я. Лушева проект рейдового катера и лег в основу создания катеров типа КМ-2. Красивая легенда о немецком патрульном катере, ставшем якобы прототипом катера КМ, не находит ни никаких документальных подтверждений и должна быть исключена из публикаций на эту тему.
Малый катер типа КМ («каэмка»). В ходе операции эти катера благодаря малой осадке часто выступали в роли высадочных средств.
Из книги А.Я. Кузнецова "Большой десант…"