Небольшая, но интересная статья из жж уважаемого Николая Колядко ака midnike.
Для проверки одной идеи потребовалось набросать диаграммки по межвоенному строительству авианосцев в США и Японии. Однозначного подтверждения та идея в результате не получила, но вместо этого стали заметны некоторые закономерности, на которые ранее как-то не обращал внимания:
1. Первым делом в глаза бросается 3,5-летний «разрыв» в американской программе. Обычно его связывают с «Великой депрессией», но, как мы видим, он начинается до начала кризиса в 1929 г., а «Рейнджер» закладывается уже в самый его разгар. В результате, в Японии процесс выглядит более равномерным и, что очень важно, позволявшим при проектировании каждого следующего поколения авианосцев учитывать не только хотелки заказчика и некие умозрительные представления, но и опыт реальной эксплуатации кораблей предыдущего поколения. Что, как мы помним, привело к серьёзной переработке проекта «Сорю» с учётом опыта эксплуатации «Рюдзё». А закончилось тем, что лучшие в мире (по «железу») авианосцы как минимум начального периода Тихоокеанской войны Императорский флот получил ещё до начала конфликта.
2. Также в глаза бросается разница в технологии строительства. Если у американцев корабли проводили на стапеле заметно больше времени, чем у достроечной стенки, то у японцев всё обстоит с точностью до наоборот. А если учесть, что часть периода между спуском на воду и приёмкой приходится на заводские испытания, то разница выглядит ещё более разительной.
3. Как-то раньше не задумывался, в какие стахановские сроки был построен «Хорнет». С одной стороны, это объяснимо – отработанный проект, полностью готовые документация, оснастка и т. д., но скорость всё равно впечатляет.