Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.
Ровно 110 лет назад, 5 марта 1907 года, бельгийский ученый Лео Хендрик Бакеланд впервые получил в изобретенном им химическом реакторе синтетический полимер, который не плавился, а наоборот – затвердевал при повышении температуры. Это вещество, которое он без ложной скромности назвал в свою честь бакелитом, стало важнейшим искусственным материалом эпохи дизельпанка. У нас его также называют карболитом и фенол-формальдегидной смолой, а конструкционные материалы на его основе – текстолитом, гетинаксом и балинитом (он же – дельта-древесина).
Бакелит обладает целым букетом полезных свойств – высокой прочностью, негорючестью, негигроскопичностью, устойчивостью ко многим химическим растворителям, влажности и гниению, а также – практически нулевой электропроводностью. Он выдерживает температуру до 250 градусов, в жидком состоянии легко принимает любую форму, а после затвердевания – сохраняет ее даже при значительных физических нагрузках. В чистом виде бакелит довольно хрупок, но использование различных наполнителей нивелирует этот недостаток.
Благодаря своим качествам бакелит быстро вошел в употребление, в значительной мере вытеснив первый искусственный пластик – целлулоид, отличающийся повышенной пожароопасностью. Он стал, пожалуй, самым распространенным синтетическим полимером первой половины XX века, нашедшим применение во многих отраслях – от производства бижутерии и всяких бытовых мелочей до авиастроения.
Портрет Лео Бакеланда и его реактор для производства бакелита, а внизу – образцы продукции, целиком или частично изготовленной из этой пластмассы.