Russkiye come back или Димакратийа фапаснасте!
Геополитическая драма в одном акте
Эстония. Резиденция президента страны. 18 октября 2017 года*, позднее утро.
Президент лежит в постели и спит. В спальню неожиданно врывается его личный секретарь.
Секретарь. Господин президент, господин президент, тревога! Вставайте немедленно!
Президент поворачивается на другой бок и во сне сладко чмокает губами.
Секретарь (плачущим голосом). Немедленно просыпайтесь! Страна в смертельной опасности! Всему конец!! Это… это просто кошмар какой-то!!!.. (вскакивает на постель, хватает его за плечи и трясёт).
Президент с недоумением и видимой неохотой встаёт. Потягиваясь, зевает и трёт глаза. Одет в ночную рубашку до пола и длинный колпак.
Президент. Что случилось, Яан? Что за спешка? Что за дикие слова с утра пораньше? Имей в виду: если это новая шутка, мне совсем не смешно.
Секретарь (шёпотом.) Катастрофа!(с расширенными глазами выпаливает срывающимся голосом на одном дыхании) Русские пришли!!!
Президент (сидя подпрыгивает от неожиданности). Как?! Оккупац-ция??? (в следующую секунду, опомнившись) Ну Яан!.. Сколько раз тебе нужно повторять: это не смешная шутка, она глупая и слишком старая! Ты так моего предшественника ещё пугал раз десять!
Секретарь (с потерянным видом). Увы, господин президент!.. С сегодняшнего утра моя старая шутка стала страшной правдой. Оккупация Эстонии – свершившийся факт. Всё правительство страны уже собрано на экстренное заседание, но не знает, что теперь можно предпринять.
Президент (стремительно обуваясь в тапочки). Как же так, Яан? Пресвятая Дева, что же это происходит? Что русские, в конце концов, на это осмелились – я поверить готов. После Крыма и Донбасса от них с этим Путиным любой подлости можно было ожидать, все знают. Но послушай, как же мировая общественность, что же Европа? Где же обещанная помощь от НАТО? Что выражают в нашу поддержку из Госдепа и Конгресса США? У тебя есть информация?
Секретарь. Есть, господин президент. Прямо на ходу собирал. Разрешите излагать прямо здесь?
Президент. Ох… Ладно, валяй! Чую, в отличие от тебя, мне к моим министрам торопиться теперь большого смысла нет. Садись, и пока я умываюсь, излагай в подробностях.
Бежит к умывальнику в углу спальни.
Секретарь садится на край постели, открывает папочку и громким дрожащим голосом принимается за доклад.
Секретарь. Значит так, господин президент, начинаю с самой насущной информации. Сегодня в шесть-сорок утра на рейде Таллинна встали три русских корабля Балтийского флота. Всё воздушное пространство страны патрулируется звеном истребителей. В районах Тарту, Пярну и Кохтла-Ярве высажены вертолётные десанты. На подходе три бронетанковые колонны – с направлений Ивангорода, Пскова и Валмиеры.
Президент (выронив мыло, в ужасе рывком оборачивается). Как Валмиеры? Значит Латвия… тоже???
Секретарь. Да, господин президент! Мне невыразимо больно это говорить, но… тоже. Как и Литва. Про ситуацию на Украине нужно говорить или потом?
Президент (наспех вытирает лицо и переодевается трясущимися руками). Потом, потом… Как сказал их любимый Пушкин, «оставим спор славян между собою». Ты мне сейчас про цивилизованный мир давай молоти – какая реакция: протесты, санкции, обвал рублёвых котировок, передача летального оружия повстанцам?
Секретарь. Докладываю по порядку. Вчера, приблизительно в одиннадцать – сорок пять по таллиннскому времени, президентами Путиным и Трампом во время закрытой встречи в Белграде был подписан «Договор о разграничении сфер военного и экономического влияния России и США на территории Европы». Копии договора были незамедлительно переданы приглашённым в коридор послам Эстонии, Латвии и Литвы. Диппочта в Таллинн ещё не прибыла, но у меня есть его читабельная фотокопия со смартфона. Наш посол переслал на всякий случай. Смотреть будете?
Президент (кое-как одевшись, устало садится рядом). К чёрту! Нет, ну в самом деле – какой смысл? Это конец… О!.. (вдруг вспоминает что-то, спохватывается и весело подмигивает секретарю) Ты думаешь, почему я сейчас такой спокойный, как немецкий танк в сорок первом? Да потому что ничего для нас ещё не потеряно – зря ты, Яан, спозаранку распсиховался! Надо просто чуть-чуть подождать. Лучше вот что скажи – как там дела с нашей доблестной армией? Держится?
Секретарь. Подбегая к вашей спальне, я созванивался с министром обороны. По его данным, примерно полсотни защитников отечества под руководством опытных ветеранов СС ушли с оружием в леса, чтобы организовать партизанские отряды и ждать помощи с Запада. Но, я боюсь, против армии России шансов у них нет, тем более, что приближается зима.
Президент. Так. Что остальные?
Секретарь. Остальные после окружения баз и переговоров выбросили белые флаги. В данный момент пребывают в состоянии нейтралитета, но русские, по последним сообщениям, никого не штурмуют и выдвинули предложение всем желающим добровольно переходить на их сторону с сохранением званий, стажа и повышением зарплаты до российской нормы. Это язва, господин президент! Ставлю свой «Мерседес» против потерянной запонки: они не выдержат!
Президент. Мелочи, мелочи… Главное – все живы и техника цела. Эстонская армия ещё успеет сказать своё последнее слово в борьбе с проклятыми красными оккупантами. Ты вот что слушай. Мы не одни в этом мире. Эстония – член НАТО? Значит, за неё всегда есть кому заступиться. По договору нападение на одного члена означает войну со всеми силами ядерного блока! Я уверен – помощь вот-вот подоспеет. А контингент на нашей территории уже наверняка начал скрытные диверсионные операции против русских. Так что сидим тут тихо и ждём. Скоро всё переменится в нашу пользу, а уж остатки-то недовольных мы потом зачистим на славу! А там, глядишь, и на развалинах Петербурга повеселимся… Не горюй!
Секретарь (с протяжным вздохом). Господин президент, вы прервали меня, и я не успел сказать самое главное.
Президент. Ну?
Секретарь. Из НАТО нас исключили! Вместе с Литвой и Латвией. А также Румынией, Болгарией, Польшей, Чехией и Словакией. Венгрия вышла по собственной инициативе. Приёма новых членов больше не будет.
Президент. Как??? Чёрт знает что такое!!! Почему я не в курсе???
Секретарь. Так генсеку НАТО велел господин Трамп. Через минуту после признания Крыма неотъемлемой территорией России, за минуту до подписания с ней договора о создании совместной антитеррористической группировки быстрого реагирования. Без объяснения причины. Но наш посол приватно сообщил мне по Скайпу, что отныне все члены НАТО должны платить за содержание баз на своей территории, а для исключённых стран это не под силу. Он так и слышал, как Трамп пробурчал себе под нос: «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»
Президент. Что с Евросоюзом?
Секретарь. Точно то же самое. Только Евросоюз вообще самораспустился.
Президент. Ещё сюрпризы есть? Дай мне текст договора. Быстро!
Секретарь. Ааа… эээ… Вы же отказались его смотреть – я и стёр…
Президент. Проклятье! Тогда чем сейчас заняты у нас эти америкашки? Ты в курсе?
Секретарь. Боевые подразделения американцев уже погрузились на транспортные самолёты и улетели в направлении Западной Европы. Бронетехника в порту Пярну сейчас перегружается на суда. На территории Эстонии остался только техперсонал, занятый размонтировкой РЛС и прочей крупногабаритной техники под надзором комиссии международных наблюдателей. Таково было требование Путина.
Президент (в раздражении и злобе). То есть я всё правильно понимаю? Наши давние друзья и партнёры, можно сказать, наши старшие братья по демократии, вот так взяли – и просто кинули нас? Вот так наобещали любовь до гроба и небо в алмазах, а потом договорились с заклятыми врагами за нашими спинами – кулуарно и шёпотом, – и просто поставили нас перед свершившимся фактом?? Так???
Секретарь. Выходит – так, господин президент. Что предлагаете делать дальше?
Президент. Один вопрос – и всё. Каковы настроения народа?
Секретарь. Увы, гораздо более позитивные, чем ожидалось. Я не говорю про местных русских, но и эстонцы выступили за присоединение к России тысячами. На Ратушной площади сейчас собирается грандиозный стихийный митинг. Все поют русские песни, несут цветы и выпивку вежливым русским солдатам, которые мужественно защитили ветеранов СС от расправы толпы, а теперь угощают всех гречкой и пельменями, братаются с ними, жгут костры и флаги Евросоюза, вручную тащат статую Бронзового Солдата обратно на Тынисмяги… Мне продолжать? Я вижу, вы плачете?
Президент (рукавом вытирая слёзы). Нет, к чёрту всё, к чёрту! Мы так надеялись стать полноправной частью Мировой Цивилизованной Демократической Системы… А она нами попользовалась, бросила и даже не заплатила, как… ну, понятно. Дальше пути нет (вымученно улыбается). Значит, нам с тобой остаётся один-единственный шанс: как можно скорее примкнуть к сильному!
Секретарь. Вы имеете в виду паковать чемоданы?
Президент. Нет, Яан, сейчас всё гораздо сложнее. Вот тебе моя простыня, быстро неси фломастеры и черенок от швабры – сейчас вместе будем рисовать русский триколор. Пока ты бегаешь, я распечатываю большой портрет Путина. А потом мы вместе пойдём на площадь, под «Катюшу» и «Славься, славься, русский народ» – клясться в верности новой власти. Помнишь, Яан, меня избрали президентом за мой патриотизм. Так вот, я настолько люблю нашу тихую благословенную страну, что не собираюсь с ней расставаться из-за каких-то преходящих политических мелочей. Всё, хватит пустой болтовни. Принимаемся!..
КОНЕЦ
*18 октября 1939 года советские войска вступили на территорию независимой Эстонии.