Часть 2, заклёпочная
Учебные роты получают в свой арсенал примерно на 1/2 курсантов массо-габаритные макеты древо-металические – для отработки строевых прийомов, тренировке штыковому бою, занятий рукопашному бою, тактических занятий. Как правило, это негодные к бою (или приведенные в негодность) трофейные «стволы», НО имеющие крепление «нашего» штыка. Ещё на 1/3 курсантов учебные винтовки. Это обычно «мосинки» (а позже и самозарядки), пригодные только для стрельбы холостыми патронами и отработки прийомов заряжания-розряжания, сборки-разборки, ну и конечно правильному уходу за оружием (чистка-смазка). Кроме того в взводе на одно отделение учебно-тренировочное оружие. В качестве последних используют устаревшие или нестандартное (импорт-трофеи). Про последние нужно сказать особо.
После ПМВ с последующей ГВ, совмещенной временами с иностранными интервенциями, в СССР осталось «не в удел» множество довольно разнокалиберных систем. Наверно, самой многочисленной (по скромным оценкам не менее 200 тыс.!) и весьма интересной «иностранкой» была японская «Арисака» тип 30, тип 38 и карабин на её основе. Для учебно-тренировочной хороша, но имеет довольно высокое давление в стволе даже со штатным патроном. Но патрон уникальный. Фёдоров для своего автомата под тот же калибр изначально планировал «собственный» боеприпас, более мощный с остроконечной пулей.
Для снижения давления в японском стволе и повышения его ресурса применим ослабленный патрон: стандартная , впоследствии стальная гильза «нагана», длиной 38 мм с «Фёдоровской» пулей без сердечника. В патронник такой учебно-тренировочной винтовки необходима вставка. Переделке подлежит затвор, замене прицельная планка по «мосинскому» образцу, отражатель с новым постоянным магазином. Получаем полнофункциональный «тренажёр» для стрельб с уменьшенной дальностью. По малогабаритным мишеням на 50 – 100 м вполне сгодится!
По подобному «рецепту» переделываем часть устаревших «мосинок», но под патрон «маузера», впоследствии ТТ с облегчённой остроконечной пулей – для регулярных тренировок в частях ПБГ.
С пулемётами сложнее, но решаемо: в 27-29 годах Дегтярёв специально изготовит, АИ всё-таки, ДП и ДТ со свободным затвором под ТТ-шный патрон с остроконечной пулей (вспоминается ЛАД), но размерами и весом, в том числе и диски-магазины приближённые к боевому «оригиналу». «Максимы» используем стандартные, но из 2-х на учебную роту (во 2-м взводе) один может быть учебный – для тренировок по сборке-разборке.
Для танкистов специально на заводах изготовленные учебные танки. Основное отличие от боевого – дефорсированный двигатель, меньше толщина брони или местами сьемные листы, по возможности инструкторское место со съёмным дублирующим управлением, меньше калибр пушки – например 37 мм.
Для артиллеристов – специализированные учебные орудия на базе лафетов штатных боевых и качающейся части немодернизированной 3-х дюймовки обр.02 года. Снаряды таких выстрелов, в том числе и переделанные из шрапнелей, можно и нужно снаряжать устаревшими ВВ . Для учебных стрельб «по-гаубичному» наладить выпуск раздельных 3’ выстрелов с возможностью изменять заряд.
Про существовавшие в РИ учебные корабли, думаю, можно не упоминать. Но тему использования самолётов УТ-подобных считаю необходимым развить.
Как известно, для первоначального обучения пилотов использовался «вечный» У-2, технический уровень которого где-то 1910-е года. «Переходной» самолёт для истребителей – УТ, или УТИ под тот же М-11. А вот «бомберы» в РИ в основном остались без «спарки».
В принципе всё логично, НО в строевых частях лётчики как для освоения, обучения тактике и фигурам пилотажа, так для «поддержания формы» использовали боевые самолёты! Со всеми вытекающими: расходом высокооктанового бензина, масел, ресурса боевой техники. Поэтому где-то 1/8-1/9 всех выпускаемых промышленностью «бортов» должна быть тренировочными , вроде УТИ-1. Для экипажей многоместных машин нужна двухмоторная учебно-тренировочная машина, вроде Як-6/8. Технически УТ-1, УТ-2 или подобные не есть хай-тек даже для конца 20-х. Но предлагаю их строить серийно пораньше средины-конца 30-х и с кардинальными отличиями от РИ : полностью (или с более широким применением, чем в РИ) из металла и, главное, базовый двигатель для учебной, учебно-тренировочной и прочей малой авиации – не немощный М-11, который предлагаю вообще перестать выпускать в 30-е, а более мощный (в РИ было 150-220 л.с.) 7-цилиндровый М-48/МГ-21 и его модификации. В РИ построенный НВ-2 и более поздний НВ-2 бис/УТИ-5 с ещё более мощным МГ-31 был весьма неплох!
А к 35-37 годам, в связи с началом работ по разработке нового поколения истребителей с моторами жидкостного охлаждения, Микулин для следующего поколения УТИ (вероятно, что-то вроде деревянного (!!!) Caudron C.714)
разработал и доводит до «серии» рядный шестицилиндровый мотор М-52, представляющий собой, по существу, «половинку» М-34. Номинальная мощность вполне реального М-52 составляла 350 л.с., а взлетная достигала 400 л.с. На недалекую и реальную перспективу 450/500 л.с.
Итого: после начала вооружения в начале 30-х более современной на то время техникой, обязать все КБ разрабатывать и принимать на вооружение учебно-тренировочные варианты одновременно с боевыми.
Часть 3, срочная и сверхсрочнослужащая.
В соответствии с Законом «Про военную службу в рядах РККА и ВМФ» (см. Ч.1) от 27 г. ежегодно проводился частичный призыв на срочную службу для комплектования частей постоянной готовности и постоянного состава других частей.
Сроки службы:
– для рядового состава в стрелковых и кавалерийских частях – 1,5 года;
– для рядового состава технических специальностей (а также артиллерия) и младших командиров (сержантов) – 2,5 года;
– морфлот, речные флотилии и авиация – 3 года;
– для лиц с высшим и средним техническим образованием, независимо от рода и вида войск – 1 год.
Призыв частичный, поскольку общая численность личного состава РККА и РККФ (без учёта войск НКВД, пограничников и вневедомственной охраны) тем же законом ограничена цифрой 600 тыс. Поэтому отбор не только по здоровью, но и другим критериям. Возраст призывников опять же законом ограничен 20-25 лет.
Срок службы, как и позднее в РИ СА, разбиваем на подготовительные (1,5 мес.) и учебные (5 мес.) периоды. Все новобранцы, кроме лиц со средним специальным и высшим образованием, независимо от дальнейшего места службы из военкомата для прохождения курса молодого бойца – 45 дней и принятия присяги прибывают в кадрированные части – как правило батальоны. «Одногодичники» – сразу в специализированные учебные центры.
Кстати, про присягу: изучая архивные личные дела КАДРОВЫХ довоенных командиров, очень был удивлён тем фактом, что до 39-го они служили без присяги в РККА. ВСЕ!!! Даже командир 1898 г.р., вступивший в ряды Красной Гвардии 23.02.1918 г.
Штат по миру (индекс штата 43) такого кадрированного батальона состоит из:
– Командование – комбат и помощник по учебной части + комиссар;
– рота постоянного состава – фактически инструктора (но только на них вся гарнизонная и караульная служба), трёхвзводная, по три отделения по 9 чел., причём второе отделение пулемётное;
– учебная рота переменного состава, трёхвзводная по 3 отделения по 9 чел.; причём в один (или даже два, по необходимости) из взводов сводятся все неграмотные или малограмотные – для них в учебную программу увеличенной длительности (до 130-150 дней) включается ЛИКБЕЗ! – ускоренная и урезанная программа начального школьного обучения для взрослых.
– подразделения обеспечения: хозяйственный взвод, отделение связи, транспортное отделение, медпункт.
По «среднему» индексу «мира» (42) – учебная рота становится 4-хвзводная по 4 отделения, добавляется зампотыл и НШ.
По «старшему» индексу «мира» (41 – как правило в угрожаемый период) вводится вторая учебная рота. Численность отделения в первой роте становится – 11 чел.; взвода вместо отделения связи и транспортного, добавляется караульный взвод .
Вооружение
Для роты постоянного состава – без неожиданностей:
У командиров роты и взводов – наган, позже ТТ; командиры отделений – карабин, бойцы – «мосинка». Для второго, пулемётного взвода – 2 максима и два ДП. Про штатное вооружение учебных рот нужно сказать подробнее.
Учебно-тренировочное оружие применяют для регулярных тренировочных стрельб. Но одна тренировочная и все зачётные стрельбы – из боевого оружия 1-й роты!
По окончании КМБ «молодые» переводятся в части постоянной боеготовности, кои содержат по самому «многочисленному мирному» индексу штата; особо толковых в первые роты или в специализированные учебные центры – в том числе и школы младших командиров. В последние сразу направляют лиц с высшим или средним техническим образованием.
Учебные центры – по штату и по сути то же самое, что кадрированные батальоны, но специализированные согласно роду войск и специальности. Длительность курса обучения –в зависимости от специальности. Но в учебном центре обязательно каждого учить в том числе по сокращённой программе на одну ступень выше: каждого бойца на ком.отделения, а ком.отд. на замкомвзвода. Вооружение и техника как боевое, так и учебное.
В бригадах ПБГ, которые по идее должны быть 4-батальонного/дивизионного состава, вводим в штат 5-й учебный батальон/дивизион. Задача такого подразделения – обеспечение регулярных тренировок л/с боевых подразделений до роты/батареи включительно.
Штат (индекс 31) первых 4-х батальонов/дивизионов без неожиданностей, за исключением того, что в каждое стрелковое отделение численностью 10 чел. входит стрелок-санитар. В роте/батарее – санинструктор, в батальоне/дивизионе – мед.отделение. К слову, поскольку штат «мирный», то ручников в стрелковом взводе (взводов 4 на роту) 2: в 1-м и 2-м отделениях. В арт. батарее малых и средних (до 122 мм гаубичного) калибров по «мирному» штату 6 орудий – на 3 огневых взвода. Дивизионы же 4-хбатарейного состава.
«По войне» бригада «распадается» на два полка 3-хбатальонного состава; по 4 роты, но в отделении уже 12 чел. Батареи по тому же принципу стают 4-хорудийные, дивизионы 3-хбатарейными .
Поскольку с мат.частью «танкеров» в описываемое время «не очень», то максимум для них «по миру» – это батальоны 2-хротного состава по 10 танков + пехотный/танкодесантный и учебный взвода (всего 24-26 машин). Ну а ремонтно-эвакуационный и транспортный взвода по миру – это необходимый минимум.
В каждом авиаполку как на мирное, так и на военное время вводим четвёртую вспомогательную эскадрилью. В неё сводим: связное звено на По-2М (с М-48) или даже Сталь-2/3, звено из 4-х машин на УТ (только «по миру»), звено из 4-х машин УТИ; для бомберов 2 (по войне одно) звена УТБ. Распределение годового налёта 70/30 % в пользу учебно-тренировочных машин.
В частях постоянной боеготовности проводим боевое слаживание подразделений. После чего несение боевого дежурства, бригадные учения.
К слову, кадрированные батальоны организационно входят в полки. А батальоны ПБГ – в бригады.
По окончании каждого учебного периода индивидуальная аттестация каждого военнослужащего. Отличники получают «бонус»: досрочное увольнение в «запас», где они ещё год на 1/2 ставки работают инструкторами в местном ОСОВИАХИМ-е! Альтернатива – льготное поступление в командирские (инженерные) училища, поступление на сверхсрочную службу (в основном на инструкторские должности не менее чем на 3 года) в том числе на должностях младших командиров или перевод в кадрированные части на инструкторские должности.
Для «технарей» кроме увеличенного на год срока службы своя «замануха»: получение гражданских специальностей, по возможности родственных военным (например землемер, водитель, механик и т.д).
Такое положение дел просуществовало до «большой тревоги» – в АИ она ожидалась как повышенная вероятность войны по инициативе европейских стран весной 30-го, в соответствии с ленинским учением: ничто так не отвлекает от всемирного экономического кризиса, как маленькая, но интенсивная и победоносная война. Но «не взошло». И слава… ВКП(б)! Ибо все понимали, что ни тыл (экономика), ни армия более-менее масштабную агрессию отбить бы вряд ли смогли.
Про подготовку, в том числе и в запас, командиров тактического звена управления – незабаром!