Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Проект больших крейсеров для Тихого океана

0

В этом посте  https://alternathistory.ru/sibirskaya-flotiliya-mezhdu-voinami-i-v-voennoe-vremya-chast-ii  я упомянул о крейсерах которые должны были войти в состав Сибирской флотилии вместе с «Сапфиром» и «Топазом», заменив крейсер «адмирал Макаров». Кроме того пока я обдумывал пост появилось сразу несколько публикаций коллеги СЕЖ о башенных «Светланах», «Аскольдах» и прочее что в принципе перекликается с данным постом, но у меня несколько другое прочтение. ТТХ конечно же не окончательные я просто прикинул их, главное сама концепция.

Будем отталкиваться от тех же реалий что и в РИ. С небольшими отличиями.

1. Два крейсера которым предварительно так же назовем «Муравьев Амурский» и «адмирал Невельский» будут строиться не как замена двум легким крейсерам Сибирской флотилии, а как дополнение. Заменив броненосный крейсер.

2. Меняю концепцию применения если в РИ в Германии строили крейсера для:

  • службы учебными кораблями для подготовки машинистов – турбинистов
  • выполнять роль быстроходных заградителей для активных минных постановок

Мы же во главу угла поставим рейдерские операции с возможностью постановки минных заграждений.

Почему именно так?

Во первых по моему мнению держать учебные корабли на Дальнем Востоке не разумно, проще построить что то подобное на Балтике.

Во вторых в реальности действительно как написал один коллега у Сибирской флотилии в случае вооруженного конфликта была только одна задача – достойно погибнуть. Что вообще не идеальный вариант. Наши небольшие силы должны наносить ущерб противнику и желательно максимально возможный постоянно держа силы противника (не важно какого) в соотоянии напряжения.

3. Из-за сдвижения сроков закладки в состав германского флота крейсера не войдут хотя и будут заложены.

4. Это будет не самостоятельный проект, а продолжение заложенных в 1913 году «Светлан». То есть даже не продолжение, а симбиоз обводов и основных технических решений «Светланы» и концепции высоко автономного крейсера некое продолжение «Громобоя», «России» и «Рюрика».

Если смотреть на одноклассников в РИ наиболее близко к нему стоит британский «Hawkins».

И так это было введение теперь сама альтернатива.

.

Первые попытки включить в кораблестроительную программу новые корабли для Сибирской флотилии датируются 1908 годом когда на заседании морского штаба становился вопрос о постройке для Тихого океана двух бронепалубных крейсеров.

В итоге после принятия решения о переводе на Дальний Восток двух новейших на тот момент легких крейсеров эту идею отложили в долгий ящик и до начала 1912 года к ней не возвращались. А вернулись к ней примерно одновременно с подготовкой к замене «Жечуга» на броненосный «Адмирал Макаров». Надо заметить что перевод этого крейсера изначально воспринималось как временное решение, планировали что после 4 лет службы на Дальней Востоке он вернется на Балтике и после ремонта снова войдет в 1-ую бригаду крейсеров Балтийского флота. А вот о том какие корабли заменят адмирала было сломано не мало копий.

Сначала  хотели наряду с легкими и броненосными крейсерами типов «Светлана» и «Измаил» по судостроительной программе 1912 г. построить крейсера так называемого малого типа которые по сути были почти соответствовали типу того же «Жемчугу» и их турбинному развитию, но они так же должны были выполнять решать две главные задачи:

  • в связи с выбором турбин в качестве главных механизмов служить учебными кораблями для подготовки машинистов — турбинистов;
  • выполнять там роль быстроходных заградителей для активных минных постановок.

Первую задачу МГШ считал превалирующей, так как ситуация складывалась весьма неблагоприятно: ряд кораблей с турбинными двигателями уже находились в строю, проекты других или прошли утверждение, или готовились к нему, а вот кораблей для подготовки турбинистов специальных кораблей до сих пор не было. Правда вскоре от этой идеи отказались готовить специалистов на Дальнем Востоке для флота при условии что основные силы находились в европейской части посчитали не самой хорошей идеей

В итоге от идеи сочетания в одном корабле учебного судна и боевого крейсера отказались; предлагалось строить специальные суда для обучения машинной команды по типу «Океана», а для крейсера-заградителя решили максимально увеличить наступательный потенциал.

Стремясь ускорить их постройку, МГШ предложил приобрести уже готовый итальянский проект фирмы «Ансальдо», строившей для своего флота легкие крейсеры типа «Марсала», сделав в нем некоторые изменения.

В конце мая 1912 г. тактико-технические элементы этого корабля препроводили в Главное управление кораблестроения (ГУК) для возможного заказа в Италии. Однако ГУК расценил это как требование МГШ к проектированию малого крейсера и направил ТТЭ ряду отечественных заводов, приступивших на их основании к разработке собственных проектов.

К рассмотрению приняли проекты Невского судостроительного завода, завода «Русское общество для изготовления снарядов и военных припасов» и Путиловского завода все проекты имели водоизмещение около 4000 т и вооружение из 6-8 130 мм орудий, но Путиловский завод кроме проекта малого крейсера, пошел по принципу «мы вам дадим не то что вам хотите, а то что вам нужно», предоставив проект развития проработанного уже крейсера «Светлана» с увеличенной автономностью за счет увеличения водоизмещения.

В итоге благодаря тому, что проект был представлен в вышей степени профессионально со всеми техническими и финансовыми выкладками, был принят проект увеличенной Светланы, но в процессе окончательной проработки как всегда начались изменения, для начала доработали новую концепцию применения Сибирской флотилии.

Активные минные постановки отошли на второй план, а задача крейсеров стала борьба с конвоями противника даже в условиях эскортирования транспортов крейсерами противника, нарушая снабжение,  при том вскоре появилась мысль что необходимы орудия которые позволят поражать противника раньше, чем он сможет ответить из своих орудий. В случае столкновения с более сильным противником крейсера должны были за счет хорошей скорости уйти от преследования.

Поскольку корабли предназначались для действий в океане, главными требованиями к ним были высокая мореходность и дальность плавания.

Таким образом по сути МГШ вернулся к очень удачному опыту применения Владивостоксого отряда крейсеров времен русско-японской войны.

Интересно что доработкой крейсера с октября 1913 занималась совместная группа инженеров Путиловского завода и немецкой фирмы «Шихау» причина была в следующем, во первых заложить оба крейсера в России не представлялось возможным, при том возможность заложить даже один из них было возможно только в мае 1915 года с постройкой нового крытого эллинга. Во вторых строительство головного корабля в Германии, кроме цены в 8,8 млн рублей (что равнялось стоимости балтийской «Светланы» и позволило легче выбить ассигнования у Госдумы ) по утверждению фирма гарантировало также более сжатые сроки постройки, без вооружения крейсера должен был прийти в Крондштадт своим ходом уже к ноябрю 1915.

Вооружение было перепроектированно 15х130 мм орудия было решено заменить на 3 восьмидюмовки за щитами и 8 все тех же 130мм орудий. Но этот вариант продержался только месяц и вскоре колличество восьмидюймок увеличилось до 5 при том все их установили в башнях с 70 мм бронированием. Концевые башни стали двуорудийными (для их проектирования использовали наработки первого варианта вооружения броненосных крейсеров типа «Рюрик-2»), а одноорудийная кормовая башня создавалась под влиянием старого «Баяна». Таким образом основная огневая мощь была сконцентрирована в кормовой части, что позволяло эффективнее использовать ее при отходе. Не забыли и систему управления огнем.

Что касается противоминного калибра то 130 мм орудий осталось 6, по 3 с каждого борта, посчитали что этого будет достаточно не только для борьбы с минными кораблями, но и будет не плохим довеском против легких крейсеров и транспортов. При том наконец то отказались от казематных установок.

Не забыли и минное вооружение с каждого борта появились двухтрубные торпедные аппараты, а мины в количестве 150 штук расположили на закрытой минной палубе рельсовые пути которой огибали барбеты кормовых башен.

Кроме того крейсера стали авианесущими для этого между кормовой и средней трубой устроили площадку для хранения гидросамолета-разведчика.

В результате первоначальный проект с 7200 т полного водоизмещения подрос почти на 2000 т. поменялись и другие характеристики, при этом мощность механизмов изменилась не значительно и то только благодаря установки еще одного котла (при том 4 из них были переведены на нефтяное отопление, а остальные 10 остались на угольном ради упрощения снабжения).

Поскольку крейсер выбивался из общей классификации в документах МГШ корабли именовались несколько несуразно –большие легкие крейсера для Тихого океана.

И когда в феврале 1914 году была закончена полная проработка проекта его ТТХ выглядели следующим образом:

Водоизмещение полное

9150 тонн

Длина

172 м

Ширина

15,8 м

Осадка

6,4 м

Бронирование

Броневая палуба и щиты бортовых 130 мм орудий — 30 мм

Боевая рубка и  пояс— 75 мм

Башни ГК – 70 мм.

Двигатели

4 ПТ, 14 водотрубных котлов Ярроу

Мощность

55000 л. с. 

Движитель

4 винта

Скорость хода

28,5 узла

Дальность плавания

6000 морских миль (на 15 узлах)

Экипаж

650 человек

Вооружение

5х203\50 мм, 6х130\55 мм в палубных установках, 4×63,5-мм зенитных орудия, 2 спаренных 457-мм ТА , 150 морских мин образца 1908 года, гидросамолет.

Сибирская флотилия. Дополнение к части II. Проект больших крейсеров для Тихого океана

Немцы выполнили свое обещание и 15 марта 1914 года был заложен первый (и как оказалось последний) крейсер получивший имя «Муравьев Амурский» такая спешка объясняется очень просто в Госсовете вновь вернулись к вопросу о целесообразности заказа боевого корабля на зарубежной верфи (ранее вопрос поднимался не раз, но все таки он не продвигался дальше обсуждения), тем более запах предстоящей войны витал в воздухе, существовала угроза отзыва авансового платежа по этому немцы торопились поскольку в случае закладки крейсера отозвать деньги без серьёзного штрафа было тяжелее. Но работы продвигались медленно и к 1 августа готовность корпуса составляла только 55% от запланированного на тот период.

После начала войны немецкое командование реквизировало недостроенный корпус и даже начались работы по переработке корабля под требования Кайзерлихмарине с установкой вместо русского вооружения 15х150 мм немецких пушек, но к середине 1915 работы затормозились и в итоге прекратились совсем, практически готовый корпус начали разбирать на металл.

Что касается «Адмирала Невельского» то после начала войны было не до закладки новых крейсеров и работы по нему даже не начинались. В итоге первый крейсер который был близок к концепции больших крейсеров для Тихого океана британский «Hawkins» появился только в 1918 году.

Теперь немного о планах МГШ на усиление Сибирской флотилии в 1914-1918 г.г.

Планировалось что к 1918 флотилия кроме двух новых крейсеров пополниться 4 турбинными ЭМ типа «улучшенный Изяслав», 4 большими ПЛ и 2 подводными минными заградителями. Притом эсминцы должны были действовать и в составе однородного дивизиона, так и как лидеры более старых ЭМ.

Кстати что касается уже имеющихся на Дальнем Востоке ЭМ то они так же не остались без внимания. Старые «Соколы» после переоборудования планировали использовать в качестве сторожевых судов при том два из них планировали перевести с двумя вооруженными пароходами в Петропавловск-Камчатский вернув этому городу статус военно-морской базы где они бы составили отдельный отряд охраны водного района.

Два других вместе с тральщиками Владивостокской постройки должны были составить второй отряд такого же типа. Таким образом к 1918 году состав флотилии должен был выглядеть следующим образом:

КЛ «Манжджур» (штабной корабль). Бригада крейсеров: КРБ «Муравьев-Амурский», «Адмирал Невельский», КРЛ «Топаз», «Рубин», Минная бригада: 4 дивизиона ЭМ (4 типа «Орфей», 2 типа «инженер-механик Зверев», 3 типа «Кит», 1 типа «Грозный», 3 типа «Буйный», 5 типа «Твердый», 2 типа «Форель»), Отряд ПЛ: боевой дивизион (4 типа «Барс», 2 типа «Ерш»), учебный дивизион (4 типа «Касатка»). Отряд МЗ: транспорт «Орел», МЗ «Монгугай», «Уссури», «Шилка». 2 отряда обороны водного района: 4 сторожевых корабля типа «Сокол», 6 ТР типа «Анюй», 2 посыльных судна «Корел» и «Камчадал». Отдельный отряд морской авиации (12 самолетов).

Но этому сбыться оказалось не суждено.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

95 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account