Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год

14

Коллега SoloAD известен у нас на сайте своими невероятно красивыми рисунками альтернативных кораблей и самолётов. Последним его проектом, опублико­ван­ным у нас, является проект истребителя Ha.136.

Как и упомянутый выше истребитель, эта САУ принадлежит альтернативному государству – Народной Республике Германии, которая образовалась в начале 30-х годов, в результате социалистической революции под руководством Эрнста Тельмана.

Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год

История создания

К концу 1942 года в войска Народной Республики Германия (НРГ) на западном фронте начали поступать новые тяжелые и средние танки (Pz.V Panther и Pz.VI Tiger), что обеспечило качественное преимущество над танками союзников. Однако огневая мощь основных немецких истребителей танков StuG III Ausf. F и Marder III, вооруженных 75-мм пушками Stuk 40/L48 и PaK.40/3 L/46, оказалась недостаточной для уверенного поражения новейшей техники противника. Кроме того, начавшие поступать на вооружение войск англо-американской коалиции новейшие противотанковые средства (американская 90-мм пушка M3 и английская QF 17-pounder) уверенно пробивали все типы истребителей танков войск НРГ на любых дистанциях боя. Не добавляли оптимизма и сообщения разведки. За океаном заканчивались испытания тяжелого танка М26 Pershing, лобовая броня которого была практически неуязвима для всех немецких танковых орудий. Учитывая промышленную мощь США, перед командованием НРГ маячила перспектива начать кампанию 1943 года с морально устаревшей техникой. В этих условиях 23 декабря 1942 года фирмам MAN, Porsche и Henschel было выдано задание на разработку истребителей танков, с использованием шасси серийных танков данных фирм. По условию задания было необходимо:

– максимально унифицировать конструкцию истребителя танков с серийными машинами;

– установить более мощное вооружение, чем на существующих танках;

– существенно увеличить защищенность по сравнению с существующими истребителями танков.

Срок представления опытных образцов на испытания был определен не позднее 1 марта 1943 года.

Руководство фирмы Henschel было не в восторге от нового задания. Инженеры фирмы были загружены многочисленными доработками основного тяжелого танка армии НРГ – Тигра. Кроме того, началось проектирование нового тяжелого танка, будущего Panzerkampfwagen VI Ausf. B Königstiger. Поэтому с самого начала был взят курс на упрощенную конструкцию с минимальными изменениями исходного шасси. С одного из серийных Тигров демонтировали башню и крышу корпуса, на место которых была установлена сварная рубка простой формы. Лобовые детали корпуса были усилены аналогичными деталями, установленными на болтах. В отличие от конкурентов из MAN и Porsche, в качестве орудия была выбрана 105-мм пушка K18, снаряды которой обладали существенно большим фугасным воздействием. Это орудие хорошо себя проявило на опытной САУ «DickerMax», сражавшейся на западном фронте. Ввиду небольшого объема переделок, готовый экземпляр истребителя танков, получивший название 10,5 cm K18 Panzerjäger JagdTiger (H) Sd.Kfz.183, выкатили из сборочного цеха уже в начале февраля. К концу месяца был готов прототип Porsche – 8,8 cm PaK 43/2 Sfl L/71 Panzerjäger JagdTiger (P). Прототип фирмы MAN (будущая JagdPanther) задерживался, из-за относительно большого объема доработок линейной Пантеры.

В начале марта на рассмотрение комиссии из Управления Вооружений были представлены оба ЯгдТигра и полноразмерный макет ЯгдПантеры. Комиссия отметила хорошую защищенность и мощное вооружение обоих прототипов, но в качестве основного истребителя танков склонялась к более легкой ЯгдПантере. В условиях военного времени простота, большая технологичность изготовления и легкость обслуживания превалировали над боевыми показателями. Однако ЯгдПантера была еще не готова, а новый истребитель танков нужен был фронту как можно скорее. Контрнаступление союзных войск в феврале под Арденнами было с трудом отбито, танковые части несли большие потери. В качестве временной меры оба ЯгдТигра были приняты на вооружение. Модель Porsche – потому что имелся задел по шасси отвергнутого VK 4501 (P), модель Henschel – потому что объем переделок относительно серийно производимого Тигра был небольшим. Первоначальный заказ включал в себя 90 Фердинандов (так в знак уважения к создателю переименовали JagdTiger (P)) с поставкой к маю 1943 года и 24 ЯгдТигра с поставкой к апрелю. К лету 1943 года ЯгдПантера была запущена в серийное производство, поэтому больше ЯгдТигры целенаправленно не изготовлялись. В течении 1943–1944 годов из Тигров, получивших тяжелые повреждения башен, было изготовлено еще 17 ЯгдТигров, причем 4 в варианте с установкой 150-мм гаубицы sFH 18 для использования в качестве тяжелого штурмового орудия.

Ягдтигры были сведены в две тяжёлые истребительно-противотанковые роты по 12 машин в каждой, которые придавались для усиления различным подразделениям армии НРГ. В начале 1945 года 16 боеспособных машин вместе с уцелевшими Фердинандами были сведены в 653-ий тяжёлый противотанковый батальон. К концу года батальон стал перевооружаться более мощными JagdKönigstiger-ами, порядком изношенные машины переводились в резерв и в учебные подразделения армии.

Описание конструкции

САУ имела компоновку, классическую для большинства разработанных в Германии истребителей танков. В передней части находилось отделение управления, в средней части – боевое отделение, в задней – отделение силовой установки. В отделении управления слева по ходу движения размещался механик-водитель, в центре – трансмиссия, справа – стрелок-радист с шаровой установкой курсового пулемёта. В боевом отделении размещалось орудие, боеукладка и четыре члена экипажа: справа спереди – командир, слева спереди – наводчик, сзади – два заряжающих. Наводчик имел монокулярный перископический прицел SFlZF1a/Rblf.36, стрелок-радист осуществлял наведение курсового пулемета через телескопический прицел KZF 2, командир наблюдал за полем боя из командирской башенки с 7 смотровыми приборами с бронестеклами.

Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год

Бронирование САУ

Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год

Схема бронирования САУ

Нижняя часть корпуса до уровня башни повторяла танк Тигр практически без изменений. В лобовой части бронирование было усилено дополнительными 100-мм листами, которые крепились на болтах с пулестойкой головкой. Сверху на корпус устанавливалась и обваривалась броневая рубка трапециевидной формы. Лобовой лист рубки имел толщину 200 мм, бортовые – 82 мм (под углом 18°), крыша – 30 мм, задний лист – 60 мм. Броневые листы стыковались методом «ласточкин хвост» и обваривались снаружи и изнутри. Соединение лобовой детали рубки с бортовыми усиливалось гужонами. В кормовой части корпуса находилась бронедверь, предназначенная для погрузки боекомплекта, выгрузки стрелянных гильз и аварийного покидания машины.

Вооружение

ЯгдТигры вооружались 105-мм Kanone 18 с длинной ствола 52 калибра. Для уменьшения отдачи на орудие был установлен дульный тормоз. Боекомплект составлял 64 снаряда в боеукладках, расположенных по бортам корпуса. Орудие могло наводиться на 12° в обе стороны по горизонтали, и от -6° до +10° по вертикали. В конце 1944 года была принято решение изготовить 4 ЯгдТигра с тяжёлой 150-мм гаубицей sFH 18. Из-за недостаточной высоты рубки были доработаны противооткатные устройства гаубицы. Боекомплект составлял 38 снарядов.

Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год

ЯгдТигр с установленной тяжёлой 150-мм гаубицей sFH 18

Вооружение дополнял 7,92-мм пулемет MG-34 в шаровой установке, из которого стрелял стрелок-радист. Боекомплект пулемета 1800 патронов в 12 лентах по 150 штук.

На сохранившихся к середине 1944 года истребителях танков установили зенитный пулемёт модели MG-42 на съемной турели типа Fliegerbeschussgerät 42.

Ходовая часть полностью повторяла ходовую часть Тигра. Бóльшая масса САУ и смещение центра масс вперед привело к некоторой перегрузке передних катков, что ухудшило и без того невысокую подвижность.

24 изготовленных ЯгдТигра имели двигатель Maybach HL 210 мощностью 650 л.с., переделанные – HL 210 (650 л.с.) или HL 230 (700 л.с.) в зависимости от того, что было установлено на танке-доноре.

Зверобой Тельмана. JagdTiger Sd.Kfz.183. Народная Республика Германия. 1943 год


Источник

Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account