В тени великих держав. Авиационный пулемет Furrer Flab-MG 29
Авиационное вооружение Швейцарии
Оружие Адольфа Фуррера.
Пулемет Furrer Flab-MG 29
Традиционно швейцарская авиация не упоминается в контексте боев 2-й Мировой войны по вполне понятным причинам. Что до авиационного вооружения, даже специалисты от авиации вряд ли вспомнят что-то еще, кроме широкоизвестного бестселлера «Эрликон». А между тем, швейцарским оружейникам есть чем похвастаться в части передовых разработок.
Одним из гениев швейцарской оружейной школы являлся директор и главный конструктор Государственной оружейной фабрики в Берне полковник швейцарской армии Адольф Фуррер (Johann Adolf Furrer-Kägi).
Будущий конструктор-оружейник закончил военную академию весной 1894 года по специальности крепостная артиллерия. С середины 10-х годов 20-го века в его активе было уже несколько разработанных образцов современного стрелкового оружия, среди которых наиболее заметным был пистолет-пулемет MP1919, впрочем, так и не принятый на вооружение.
12 апреля 1921 года отставной полковник швейцарской армии возглавил Государственную оружейную фабрику в Берне — Waffenfabrik Bern (W+F), во главе которой оставался до 1940 года.
Одной из знаковых разработок Адольфа Фуррера стал легкий ручной пулемет Furrer Lmg-25 (Leichtes Maschinengewehr Modell 1925), разработанный в первой половине 1920х годов под стандартный швейцарский винтовочный патрон 7.5×55 GP11.
В 1925 году этот ручной пулемет был принят на вооружение Швейцарской армии, где использовался вплоть до конца 1950х — начала 1960х годов, когда на вооружение швейцарцев стали поступать автоматические винтовки Stgw.57 под тот же патрон и имевшие близкие к ручному пулемету характеристики. На экспорт этот пулемет практически не поставлялся. Подобно многим другим системам Швейцарской разработки и производства, ручной пулемет Furrer Lmg-25 отличало высочайшее качество изготовления и весьма высокая цена, а также отличные надежность, живучесть и точность стрельбы. Достаточно сказать, что пулемет мог произвести 18 тыс выстрелов без заметного снижения точности — рекордный параметр среди одноклассников того времени. А надо сказать, что в рекламных буклетах на этот пулемет значилась вообще фантастическая цифра 25 тыс выстрелов!
Ручной пулемет Furrer Lmg-25 имел автоматику, использующую энергию отдачи с коротким ходом ствола. Запирание затвора осуществлялось коленчатой парой рычагов, расположенных в горизонтальной плоскости, при этом в отличие от систем Максима или Люгера в конструкции присутствовала дополнительная третья тяга, связывавшая задний рычаг запирающего узла с неподвижной ствольной коробкой. Тем самым обеспечивалась постоянная кинематическая связь затвора с подвижным стволом, при обеспечении большей скорости отката и наката затвора по отношению к стволу. Такая схема теоретически повышала надежность работы автоматики за счет использования массы ствола на всем цикле движения затвора, однако она также сильно усложняла конструкцию и предъявляла высокие требования к точности пригонки частей механизма. Питание патронами осуществлялось из примыкаемых справа коробчатых магазинов, выброс гильз горизонтально влево. Вырез в левой стенке ствольной коробки, в котором двигались запирающие рычаги, в походном положении закрывался специальной пылезащитной крышкой. Ствол пулемета имел воздушное охлаждение и допускал быструю замену, однако при смене ствола также заменялся и весь затворный блок, связанный со стволом запирающими рычагами. Стрельба велась с открытого затвора, при этом спуск ударника происходил при выкате подвижных частей, что обеспечивало снижение пиковой отдачи оружия. Пулемет допускал ведения огня одиночными выстрелами и очередями. Пулемет штатно комплектовался деревянными прикладом, пистолетной рукояткой и двуногой складной сошкой. Дополнительно могли использоваться задняя опора (крепившаяся под цевье либо приклад) либо специальный пехотный станок-тренога.
Ручной пулемет Furrer Lmg-25
Общий объем выпуска пулеметов Фуррера 1925 года составил около 17 тыс экземпляров.
Удачная конструкция позволила разработать на базе Lmg-25 ряд других пулеметов. Естественно одним из направлений развития стала авиационная версия пулемета. Авиационная версия — Flieger-MG 29 или сокращенно Flab-MG 29, как понятно из обозначения, была принята на вооружение в 1929 году. В общих чертах конструктивно авиационный пулемет был идентичен ручному Lmg-25, но имел и несколько заметных отличий. В частности, питание осуществлялось из металлической рассыпной ленты емкостью 200 патронов. Подача могла осуществляться с обеих сторон. Стрельба велась с закрытого затвора в отличие от Lmg-25, стреляющего с открытого затвора. Темп стрельбы был увеличен до 1100 — 1300 выстр/мин.
Одновременно выпускались две версии оружия — одинарная и спаренная — "Doppel-MG". В последней версии пулеметы имели независимую конструкцию, жестко скрепленных между собой двух пулеметов с «максимовскими» рукоятками общей спусковой скобой.
Одновременно выпускалась версия MG 29 для неподвижной установки в качестве наступательно вооружения, как в крыльевом, так и синхронном исполнении.
Эти пулеметы с начала 30-х годов стали штатным вооружением швейцарской авиации. Ввиду немногочисленности самолетного парка нейтральной страны, выпуск авиационных пулеметов Flab-MG 29, был небольшим. Общее количество выпущенных пулеметов этого типа оценивается в 5700 штук. Из них лишь 1614 были установлены на самолеты. Так, два неподвижных пулемета устанавливались в крыле разведчика-бомбардировщика EKW С-35 в дополнении к одному-двум турельным Flab-MG 29 в задней кабине. Закупленные в Германии истребители Bf-109D также несли пару синхронных и два крыльевых пулемета Flab-MG 29.
Разведчик-бомбардировщик EKW С-35 с пулеметом Flab-MG 29 на задней турели
К концу 30-х годов пулеметы винтовочного калибра перестали быть актуальны в качестве авиационного вооружения. Большая часть выпущенных Flab-MG 29 была модифицирована для использования в качестве зенитных и получила обозначение Flab-MG 29/38. В дополнение к ним в 1940-45 гг было выпущено еще 756 чисто зенитных версий Flab D Mg 38, аналогичных конструктивно авиационным, но оснащенных массивным кожухом водяного охлаждения.
Зенитный Flab D Mg 38 с водяным охлаждением