Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1

1

Нидерландский гидросамолет с весьма посредственными характеристиками, который прославился тем, что в годы Второй Мировой войны сражался как на стороне добра, так и на стороне зла…

Голландский гидросамолет Fokker T-VIII достоин упоминания уже одним только фактом своего участия в боевых действиях в составе флота Нидерландов, Берегового командования Королевских ВВС и люфтваффе. Однако помимо этого факта в карьере гидросамолета Fokker T-VIII был ряд других не менее интересных моментов: это был первый самолет-торпедоносец, созданный в Нидерландах; 10 мая 1940 года гидросамолет Fokker T-VIII перевез в Великобританию двух голландских министров, уполномоченных просить помощи против немецкого вторжения и, наконец, это был один из голландских самолетов, который смог избежать захвата немцами.

Разработка торпедоносца Fokker T-VIII W

В 1938 году стало очевидным, что война в Европе становится все более и более вероятной. И хотя Нидерланды как и в годы Первой Мировой войны надеялись остаться нейтральными, руководство страны начало укрепление вооруженных сил.

В 1937 году морская авиационная служба (Marine Luchtvaart Dienst – MLD) была ответственна за береговую оборону Нидерландов. Для этого она нуждалась в новых самолетах и на вооружение планировалось принять бомбардировщики и торпедоносцы. Испытания по выполнению самолетами торпедных атак были проведены на устаревших бомбардировщиках Fokker T-IV и на одномоторных гидросамолетах Fokker C-VIIIW.

В 1938 году в Соединенные Штаты была отправлена комиссия с целью закупки современных самолетов. Было нелегко найти все необходимое, но, тем не менее, с компанией Douglas был заключен договор на поставку 22 самолетов-торпедоносцев TBD-1. Первый самолет должен был быть поставлен через пять месяцев, после чего TBD-1 должны были поступать с интервалом две машины в неделю. К сожалению, когда комиссия вернулась в Нидерланды, она обнаружила, что командование решило не принимать на вооружение одномоторные самолеты-торпедоносцы с колесным шасси, сделав ставку на двухмоторные поплавковые гидросамолеты. Следствием этого решения стала отмена американского заказа.

Выбор голландских военных остановился на Fokker T-VIII W. 20 сентября 1938 года был подписан первый заказ на пять машин. Год спустя за счет дополнительных средств бюджета 1939 года был сделан новый заказ на 19 гидросамолетов. Война становилась неизбежной и в парламенте было запрошено финансирование на дополнительную партию из 22 машин. Однако было уже поздно: к 11 мая 1940 года MLD получила всего лишь 11 гидросамолетов Fokker T-VIII W.

Командованием MLD было принято решение о необходимости построить специальную версию для Нидерландской Ост-Индии (Индонезии) – 12 цельнометаллических самолетов, способных лучше выдерживать воздействие влажного климата. Шесть из них должны были базироваться в восточной части архипелага и взаимодействовать со строившимися в колониях торпедными катерами (MTB). Другие шесть машин должны были следить за рыболовецкими судами и в первую очередь за крупными японскими траулерами, которые голландцами справедливо считались кораблями-шпионами. Однако случилось так, что ни один T-VIII W не был отправлен в Нидерландскую Ост-Индию.

22 февраля 1939 года первый T-VIII W, получивший бортовой номер R-1, под управлением летчика Т. Х. Леехстра (T.H. Leegstra) поднялся в небо над расположенной неподалеку от Амстердама деревней Схелингвауде (Schellingwoude). В спецификации MLD каждому типу самолета соответствовала определенная литера; T-VIII W была присвоена буква R, Domier Do-24K – X и т.д..

Испытания на плавучесть были проведены в Марсдипе (Marsdiep), расположенном между Ден-Хелдером (Den Helder) – главной базой флота Нидерландов – и островом Тексель, где находилась база авиации флота Де-Мок (De Mok). Эти испытания были проведены 4 апреля летчиками компании Fokker Т. Х. Леехстра и Гербеном Сондерманом (Gerben Sonderman) и конструктором самолета инженером Беелингом (Beeling). Результаты этих испытаний были удовлетворительными, но требования к машине были скромными. Гидросамолет мог взлетать и садиться на воду при скорости ветра 10 м/с и при высоте волн до одного метра. В конце июля были поставлены пять машин первого заказа.

Поставка следующих машин была задержана началом войны, и R-6 покинул стены завода лишь в феврале 1940 года. В общей сложности MLD получила 11 гидросамолетов класса «R».

T-VIII W был монопланом с двумя радиальными 450-сильными двигателями Wright Whirlwind R-975-E3. По соображениям стандартизации моторы Whirlwind были более предпочтительными, нежели 350-сильные Armstrong Sidddeley Cheetah. Самолеты, предназначенные для действий в Европе имели смешанную конструкцию и обозначались T-VIII W/G (G [gemengd] – смешанный). Их крылья изготавливались из дерева и фанеры. Фюзеляж гидросамолета T-VIII W/G состоял из трех секций: дюралюминиевой передней, деревянной центральной и задней части, представлявшей собой ферму из хромомолибденовых труб с полотняной обшивкой. На самолетах второго заказа задняя часть фюзеляжа была дюралюминиевой. Впервые в деревянных крыльях соединения производились при помощи горячего, а не холодного, как было раньше, клея. Поплавки крепились к моторным рамам. По требованию MLD в цельнометаллической версии использовались заклепки с потайной головкой, придававшие поверхностям машины элегантный вид.

Помимо поставок для флота Нидерландов компания Fokker разработала модификацию для поставок на экспорт. Этот самолет отличали увеличенные на 1,96 метра и на 1,80 метра размах крыла и длина, а также возможность установки в зависимости от варианта одного из трех двигателей. Вариант T-VIII W/A должен был оснащаться двигателями Bristol Mercury VI, вариант T-VIII W/B с моторами Bristol Pegasus XXIV и вариант T-VIII W/C с 890-сильными двигателями Bristol Mercury XI. Последний вариант был заказан Финляндией в варианте бомбардировщика наземного базирования, который мог оснащаться колесным шасси и лыжами. Эта машина получила обозначение T-VIII L (L [Land] – земля, в отличие от W [Water] – вода).

Финский заказ был подписан 11 января 1939 года – до первого полета первого прототипа T-VIII W. Планировалось приобретение двух T-VIII W/C и, как и в случае с истребителем Fokker D-XXI, лицензии на их производство. За этими самолетами, имевшими заводские серийные номера 5636 и 5637, были зарезервированы военные номера FW-160 и FW-161. После сентября 1939 года голландские власти дали этим самолетам свои псевдо-военные номера R-37 и R-38 (вполне вероятно, что они не были нанесены на борта машин). 30 апреля 1940 года состоялся телефонный разговор между Энтони Фоккером и финским полковником Риссаненом (Rissanen) относительно возможности прибытия финского летчика. Но 10 мая стало уже не до полетов.

19 августа 1940 года R-37/FW-160 совершил свой первый полет. Оснащенные колесными шасси FW-160 и FW-161 выполняли испытательные полеты, неся на себе немецкие военные номера KD + GG и KD + GH. Переданные в ведение имперского министерства авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) эти самолеты 14 апреля и 14 июля эти машины были доставлены в Германию, где их следы теряются.

Другие страны, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Португалия и Швеция, проявили интерес к Т-VIII W, но заказов на эти гидросамолеты не последовало.

В сентябре 1939 года – сразу после начала войны – на вооружении MLD находились пять T-VIII W (военные номера R1 – R5, серийные – с 5609 по 5613), поставленные с 25 апреля по 28 июля 1939 года. Первоначально их планировалось использовать для обучения экипажей и для тренировок в торпедометании, в то время как остальные 19 должны были пойти на формирование боевых групп. Однако отсутствие других самолетов внесло свои коррективы, возложив на R1 – R5 еще обязанность вести патрулирование. Тренировки в торпедометании, во время которых было произведено 11 пусков полноразмерных макетов торпеды VI45 Weymouth, проходили в период с 3 ноября и 7 декабря 1939 года.

Испытания с полноразмерным макетом, разработанным торпедной службой (Torpedodienst) Королевского флота Нидерландов, проводились и с другими самолетами-торпедоносцами: Fokker C-VIII W и T-IV, у которых макет торпеды подвешивался под фюзеляжем, в то время как у T-VIII W он находился в фюзеляжном отсеке. Таким образом, при отцеплении от самолета макет вел себя по-разному. Результаты испытаний были удовлетворительными, и расположенной в Воорбурге (Voorburg) компании Enkes было заказано производство системы сброса. Однако до начала немецкого вторжения ни торпеды, ни системы сброса поставлены не были. Были предприняты попытки приобрести другие торпеды – того же класса, что VI45, но они были безуспешными.

28 августа 1939 года правительство Нидерландов приняло решение начать с 29 августа всеобщую мобилизацию. Нидерланды все еще надеялись остаться в стороне от конфликта и вооруженные силы в первую очередь должны были сохранять нейтралитет страны. Основной задачей MLD была защита судоходства в территориальных водах Нидерландов. Вспомогательными задачами были разведка, противодействие высадке десантов, защита каналов (в первую очередь Шельды), и, наконец, защита от вражеского нападения. На вооружении MLD стояли одномоторные поплавковые бипланы Fokker C-XIW, C-VIII и C-XIV и более тяжелые самолеты – двухмоторные поплавковые гидросамолеты T-VIII W. В конце августа 1939 года четыре T-VIII W базировались на берегу озера Браассемермеер (Braassemermeer), расположенного к северо-востоку от Лейдена (Leyde), в то время как пятый находился в Де-Моле (De Mole), где проходили испытания по отработке техники торпедных атак. База военно-морской авиации Де-Мок была слишком уязвима и потому была оставлена.

Война торпедоносца Fokker T-VIII W

В основном T-VIII W находились в «стратегическом резерве», но, тем не менее, привлекались к ежедневным патрульным полетам вдоль побережья Нидерландов. Во время зимы, которая в том году выдалась ранней и суровой, было обнаружено, что использование пресноводного озера в качестве базы гидросамолетов имеет серьезный недостаток – за 48 часов оно могло полностью замерзнуть. Поэтому 17 декабря гидросамолеты T-VIII W покинули озеро Браассемермеер и вернулись на базу Де-Мок. Однако до марта погода была настолько холодной, что даже Де-Мок был покрыт льдом, и как следствие к выполнению учебных полетов привлекались бипланы Koolhoven FK-51 с расположенной рядом с Ден-Хелдером (Den Helder) базы Де-Коой (De Kooy).

13 сентября 1939 года T-VIII W R-5 по ошибке был сбит немцами. Схожие случаи имели место и с противоположной стороной: во время выдворения британского эсминца из голландских территориальных вод T-VIII W открыл створки бомбового отсека, после чего был перехвачен.

Ко дню начала немецкого наступления на Западе на вооружении MLD находились восемь T-VIII W и помимо них ожидалась поставка еще нескольких машин данного типа (бортовые номера R-6 и R-36 были зарезервированы за машинами с серийными номерами 5638 и 5668). База на озере Браассемермеер возобновила свою работу весной, и гидросамолеты с бортовыми номерами с R-1 по R-3 были сведены в сформированную авиагруппу 2 (Groep Vliegtuigen – GVT-2). Резервный самолет с номером R-4 находился в Де-Моке. Прибывшие с завода машины были направлены на формирование GVT-4, которая базировалась на берегу озера Вестиендерплас (Westeinderplas) – недалеко от деревни Куделстаарт (Kudelstaart) к юго-западу от Амстердама. В состав GVT-4 входили T-VIII W с бортовыми номерами R-6, R-7 и R-9. 12 мая – спустя два дня после начала немецкого наступления – MLD получила два гидросамолета с бортовыми номерами R-8 и R-10. Новенькие машины, еще пахшие краской, были только что с завода. T-VIII W R-11 находился на базе Схелингвауде, куда поставлялись новые самолеты.

Общая тревога была объявлена в ночь с 9 на 10 мая. В 0:10 был отдан приказ собрать у доков гидросамолеты, разбросанные по всему берегу озера Браассемермеер. Через несколько часов большое количество самолетов пролетело над Нидерландами, четко показав, что ситуация была очень серьезной.

На рассвете командир GVT-2 решил отправить R-2 в разведку вдоль побережья от Эймёйдена (IJmuiden) до Хук-ван-Холланда (Hoek van Holland). Несмотря на контакты с противником R-2 смог вернуться на базу. В это утро командованием была поручена GVT-2 необычная задача. Совет министров принял решение направить министра иностранных дел Ван Клеффенса (Van Kleffens) и министра колоний Вельтера (Welter) на самолете в Лондон чтобы обратиться за помощью. После нападения Германии и атак голландских аэродромов казалось неразумным добираться в Англию с одной из авиабаз, что были сосредоточены вокруг Гааги. Военная миссия вооруженных сил Нидерландов также должна была отправиться в Великобританию, но бои под Лейденом вынудили ее прекратить движение. Ван Клеффенс попросил командующего флотом вице-адмирала Фюрстнера (Furstner) отправить гидросамолеты в Схевенинген – пляж на побережье Северного моря в пригороде Гааги. Это представляло опасность для самолетов, но R-1, R-3, R-4 и G-8 (машина класса C-VIII W) вылетели из Де-Мока. Ускользнув от немецких истребителей, R-1 и R-3 приземлились первыми. Бак R-1 был пробит, и машина не смогла бы добраться до Англии. Поплавок R-3 был поврежден, но его пилот Й. Х. Й. ванн Лоон (J. H. J. van Loon) сказал

«когда мы наберем скорость, поплавок опорожнится, и мы взлетим».

Оба министра и госпожа Ван Клеффенс на борту R-3 были размещены позади пилота и стрелка-сержанта.

В момент отрыва гидросамолета от воды появился немецкий истребитель. Вокруг R-3 свистели пули, но вдруг немец отвернул, обстрелял R-1 и исчез. Пассажирам R-3 очень сильно повезло… однако на этом их приключения не закончились. Пилот не имел нужных карт, а небо было ясным – не было никаких облаков, которые смогли бы хоть как-то укрыть самолет от немецких истребителей. Пролетев до Булони, гидросамолет развернулся и взял курс на расположенную в Калшоте британскую базу морской авиации, но нехватка топлива вынудила изменить планы. Ван Клеффенс знал, что поезд на Лондон идет из Брайтона каждый час, и они решили приземлиться рядом с этим курортом. Самолет сел на мель на пляже, и, чтобы избежать стрельбы британцев, сержант стал махать белым платком.

Было около 11 часов утра, сам полет длился около двух часов. Полицейский подошел к министрам, заметив

«господа, вы довольно необычным способом прибыли к нам в Англию!»

В Лондоне голландские послы встретились с лордом Галифаксом и с Уинстоном Черчиллем, который тогда был еще первым лордом Адмиралтейства. Как приказал Ван Клеффен, R-3 остался в Брайтоне. Но никто не предполагал, что немцам на разгром голландской армии и оккупацию Нидерландов потребуется всего пять дней!

Между тем предназначенные для эвакуации правительства R-4, G-8 и R-2 также направились в Гаагу и у пляжа Схевенинген были атакованы самолетами противника. Первым двум машинам не повезло: они были обстреляны истребителем Messerschmitt Bf 109 и загорелись. Два члена экипажа R-4 были убиты.

R-2 было приказано вернуться к озеру Браассемермеер. Эвакуировать по воздуху правительство было сочтено слишком рискованным и оно было доставлено в Англию на эсминце «Виндзор» (HSM Windsor). В 10:15 гидросамолет R-2 взлетел и взял курс на юг, так как лететь на север было слишком опасно. По дороге в Гаагу экипаж с трудом отразил атаку немецких истребителей, а затем в районе Ньиве-Ватервег (Nieuwe Waterwerg) столкнулся с двадцатью Junkers Ju-52, которых сопровождали бомбардировщики Heinkel He-111! Хотя стрелок вел огонь без остановки, самолеты противника смогли нанести R-2 повреждения. С поврежденным левым двигателем и при попутном ветре гидросамолет коснулся воды у Ньиве-Ватервега и, не выдержав скоростной режим, сел на мель на пляже у острова Розенбург (Rozenburg). Самолет привлек к себе слишком большое внимание немцев, и экипаж покинул его. В 11:00 два Ju-52 приземлились в 500 метрах от R-2, причем один из «юнкерсов» во время посадки повредил шасси. Второй высадил двадцать пехотинцев и взлетел. Несмотря на огонь противника экипаж смог поджечь свой R-2, после чего голландцы убежали на пирс Ньиве-Ватервега и пересекли реку на лодке добровольческой службы флота (Service Naval Volontaire). Они продолжили воевать в качестве морских пехотинцев. Повреждения не позволили R-1 вернуться на озеро Браассемермеер; машина осталась у деревни Схелингвауде, где можно было выполнить ремонт.

13 мая активность базировавшейся в Кудельстаарте (Kudelstaart) группы GVT-4 была ограничена разведкой до Эйсселмера (Ijsselmeer). Хотя самолеты могли нести бомбы, они не были использованы для уничтожения моста в районе Моердийка (Moerdijk): эта задача была поставлена бомбардировщику ВВС Fokker T-V – последней пригодной к полетам машине данного типа. Уничтожение моста должно было остановить немецкое наступление, дезорганизовавшее тылы голландской армии.

Несколько самолетов MLD приняли участие в боевых действиях мая 1940 года; машины были оборудованы для противодействия атакам противника с моря, но немцы напали с суши.

14 мая перед принятием неминуемой капитуляции все имевшиеся в наличии T-VIII W (в том числе ремонтировавшийся R-1 и достраивавшийся R-11) были отправлены во Францию. Летя R-1, R-6 и R-11 вдоль побережья добрались до Булонь-сюр-Мера и Шербура. T-VIII W остались в Шербуре, в то время как одиннадцать C-XIV W, пять C-VIII W и C-XI W отправились в Брест. В Шербуре T-VIII W совместно с самолетами французской морской авиации выполнили несколько противолодочных патрульных полетов. В Шербуре голландские экипажи были удостоены визита Его Королевского Высочества принца Бернхарда.

Хотя T-VIII W были очень уязвимы, французское командование планировало использовать эти гидросамолеты против французских портов в Ла-Манше, которые были уже оккупированы немцами. Французские бомбы были уже загружены в бомбоотсеки, но принц Бернхард приказал перевести самолеты в Калшот, куда машины прибыли 22 мая.

Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1


схемы гидросамолета Fokker T-VIII W
Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1

Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1 
Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1
первый гидросамолет типа Fokker T-VIIIW имел нанесенный на борт военный номер R-1, второй имел R-2 и т.д.. Самолет был довольно большой, но, тем не менее, легкий. Обратите внимание на нанесенный на R-2 новый опознавательный знак – оранжевый треугольник с черной окантовкой (руль направления был окрашен таким же образом), который частично закрывает красно-сине-белую кокарду
Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1
Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1
гидросамолет R-6 (шестой Fokker T-VIII W) взлетает со спокойных защищённых от волнения вод гавани Амстердама
Поплавковый бомбардировщик-торпедоносец Fokker T-VIII W. Нидерланды Часть 1
слева: пятый и, возможно, шестой Fokker T-VIII W во время постройки в Нидерландах. Справа: снимок показывает Fokker T-VIII W во время постройки. Створки бомбоотсека открыты. Экипаж занимал свои места, поднимаясь по профилированным опорам с подножками, установленным в задних частях поплавков, на крыло, а оттуда попадал внутрь фюзеляжа. Два трапа, расположенные у задних кромок консолей крыла, были неудобными, но легкими и тонкими и вместе с двумя профилированными опорами соединяли фюзеляж с поплавками

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

T-VIII W R-5, сбитый по ошибке в 1939 году

В среду 13 сентября 1939 года T-VIII W (военный номер R-5) был утерян после боя с немцами. Пилотируемый младшим лейтенантом Ван Рийном (Enseigne de Vaisseau Van Rijn) самолет выполнял патрулирование в море недалеко от острова Амеланд (Ameland) и следил за немецким гидросамолетом Heinkel He-115 (военный номер M2 + LH). Ван Рийн сблизился с немецкой машиной, чтобы идентифицировать ее (несколько ранее он сталкивался с другими немецкими гидросамолетами – старыми He-59 и Dornier Wal, которые внешне сильно отличались друг от друга. На этот раз немцы открыли огонь. Пули попали в левый поплавок и кабину R-5. Приборная панель была разрушена. Второй пилот сержант Байнин (Sergent Buyning) был ранен в ногу. Осколки остекления кабины ранили других членов экипажа. R-5 был вынужден был совершить посадку на неспокойную водную поверхность и скапотировал, однако экипажу удалось закрепиться на обломках машины. He-115 приводнился и захватил их… Немцы с оружием в руках кричали:

«Sind sie Englànder ?» («Вы англичане?»)

и обнаружили свою ошибку.

Однако He-115 не мог взлететь. По радио сигнал бедствия на базу на острове Нордернай (Norderney). Сообщение было принято с помехами и вылетевшие на поиск три немецкие машины (Do-18 и два He-59) взяли неверный курс. Наконец, еще один Do-18 (военный номер M2 + LK), возвращаясь на базу с неисправной радиостанцией, обнаружил He-115 и приземлился около него. К сожалению для немцев, корпус лодки был пробит, и Do-18 стал дрейфовать к голландскому берегу. Наконец, после прибытия на место He-59, He-115 удалось взлететь и вернуться на остров Нордернай с экипажем R-5 на борту.

Do-18 было запрещено покидать голландские воды и к месту его посадки прибыли три истребителя Fokker D-XXI. Do-18 так плотно сел на мель, что его не могли извлечь… Его обломки можно было увидеть на месте посадки еще в 1984 году!

Данный инцидент был результатом череды ошибок. Голландцы вышли за пределы своего воздушного пространства как минимум на пять миль. Однако и на данном этапе войны немцы решили проявить благородство и сочли себя виноватыми (если, конечно, они не скрывали своих намерений) и 14 сентября представили свои извинения, предложив Нидерландам компенсацию. На следующий день экипаж был возвращен домой.

Немцы утверждали, что спутали голландские красно-бело-синие опознавательные знаки с имевшими такую же округлую форму французскими и британскими кокардами. 15 сентября в Нидерландах решили заменить опознавательные знаки с кокард на оранжевые треугольники с черной окантовкой. Позднее в Индонезии треугольники, сильно напоминавшие японские хиномару, были заменены на флаги Нидерландов.

источник: HARM J. HAZEWINKEL «Le Fokker T-VIII W» «Le Fana de l’Aviation» 1993-08 (285)

Часть 2

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account