Финляндия
В 1940 году, в период Зимней войны, финнам удалось захватить И-16 тип 18 (по данным [1], это мог быть тип 27 с «неродным» вооружением), оснащённый лыжным шасси. Советский истребитель совершил вынужденную посадку на вражеской территории. Самолёт был отремонтирован и получил опознавательные знаки финских ВВС (код VH-201, позже измененный на VH-21). Этот И-16 облётывался многими финскими летчиками; один из них, лейтенант Висапаа, совершил 10 апреля 1940 года вынужденную посадку из-за отказа двигателя. Обычно в финских ВВС использовались практически все самолеты, которые можно было достать, в том числе и трофейные. Однако И-16 финнам не приглянулся, прежде всего из-за сложности пилотирования и требовательности к длине взлетно-посадочных полос. Налет VH-201 составил всего 6 ч. 20 мин. 15 апреля 1941 года самолет был передан на хранение, а затем отправлен в Германию.
В 1941–1943 годах финнам досталось еще пять И-16. Самолеты получили коды от IR-101 до IR-105. Эти самолеты состояли на вооружении подразделений LLv 24 (1941 год), LeLv 6 (1942 год) и LeLv 30 (1942–1943 гг.).
И-16 тип 18, захваченный финнами в 1940 году, до и после перекраски. Художник – Йоуни Рёнккё (Jouni Rönkkö).
И-16 тип 6 IR-101
И-16 тип 24, захваченный финнами на Карельском перешейке в 1941 году
Будущий IR-104. Этот И-16 тип 5 позднего выпуска (или тип 6) был захвачен финнами в конце 1941 года.
И-16 тип 24 был сбит финнами в районе Перешейка Мааселка в январе 1943 года. Машину должны были отремонтировать, и она бы получила бортовой код IR-105. Однако попытки привести самолет в лётное состояние провалились.
УТИ-4 из состава Т-LLv 35 Ilmavoimat. Автор второго рисунка – Сергей Ершов.
Первый из этой пятерки, он же единственный восстановленный до летного состояния, И-16 тип 6 с бортовым номером 15, был захвачен в районе Суурсаари 28 марта 1942 года. Самолёт был оснащен лыжным шасси, под крылом еще оставались три невыпущенных реактивных снаряда РС-82. Отличительной особенностью самолета являлись опознавательные знаки разного размера: звезда на нижней поверхности левой плоскости крыла была больше, чем на правой. К 29 апреля финны восстановили самолет до пригодного к полетам состояния. Истребитель получил идентификационный код IR-101. 1 августа машину передали в 3/LeLv 6, a 16 ноября – в 2/LeLv 30. Как и И-16 VH-21, истребитель IR-101 налетал в финских ВВС немного – 6 ч 35 мин. Последний полет на нём выполнили 22 июня 1943 года, а 2 ноября 1943 года И-16 окончательно был переведен в резерв.
VH-201 на государственном авиазаводе в Тампере в 1940 году. После нанесения камуфляжа самолёт получил код VH-21.
VH-21 в составе LLv 24, весна 1941 года.
Самолёт с кодом IR-101, г. Котка, 1942 год.
Ещё одна фотография IR-101
УТИ-4 с кодом UT-1
8 сентября 1941 года в районе реки Свирь финны захватили УТИ-4 в практически исправном состоянии. Повреждены были только кок и лопасти воздушного винта. В лётное состояние спарку вернули к 17 октября. Самолёт получил идентификационный код VH-22, изменённый 28 ноября на UT-1. 10 апреля 1942 года УТИ-4 поступил на вооружение LeLv 48, 10 августа его передали в Т-LLv 35, специальное тренировочное подразделение финских ВВС. Самолёт эксплуатировался, в отличие от одноместных трофейных И-16, достаточно интенсивно. 11 сентября 1942 года «спарка» была законсервирована. Её налет в ВВС Финляндии к этому моменту составил 43 ч 23 мин. Позже самолет был помещен музей, где он находится до сих пор. Финский УТИ-4 является единственным сохранившимся к настоящему времени самолётом этого типа.
Япония
Первые И-16 попали к японцам на китайском ТВД: есть сведения о трофейных И-16 тип 5 и тип 6 из ВВС Гоминьдана.
Фотографии японского И-16 тип 10
Согласно данным [2], в мае 1939 года на аэродром Арутоки в западной Маньчжурии перелетел монгольский летчик-дезертир на И-16 тип 10. Тот факт, что в 1939 году монгольских авиационных подразделений на И-16 не существовало, даёт повод сомневаться в этой информации. Скорее всего, упомянутый И-16 достался японцам после вынужденной посадки кого-то из советских лётчиков на территории Маньчжоу-Го. Истребитель проходил испытания в Техническом институте Императорской армии в Тачикаве. Дальнейшая его судьба неизвестна.
ПРИЛОЖЕНИЕ
И-16 в составе ВВС стран-союзников
Польша
В марте 1944 года в 1-й ИАП «Варшава» Войска Польского поступил И-16 тип 5 №521560. Он использовался командиром полка как связной самолет. Вскоре после того, как подразделение вступило в бой (вероятно, осенью 1944-го), этот «ишак» был списан. Опознавательных знаков польской авиации он не носил.
Кроме того, на вооружении польских военно-воздушных сил имелось два УТИ-4. Оба самолёта имели польские опознавательные знаки. Один из них был отдан 15-му отдельному ЗАП в ноябре 1944 года. Второй использовался с января 1945 года в качестве курьерского, а в октябре 1945 года он был переведён в инженерную школу польских ВВС в городе Замосць. УТИ-4 поддерживался в лётном состоянии до 1947 года. После того, как школу перевели в Боэрнерово (Boernerowo), самолёт использовался в качестве украшения въездных ворот (при этом оставаясь в исправном состоянии). В 1949 году, когда школу вернули в Замосць, УТИ-4 был списан и утилизован.
Существует также информация об И-16 тип 24, с нанесёнными на нем польскими опознавательными знаками, который впоследствии использовался как памятник в Боэрнерово. Похоже, что здесь имеет место заблуждение: в качестве памятника, как написано выше, использовался УТИ-4. Скорее всего, на самом деле самолёта И-16 тип 24 в польском камуфляже никогда не существовало.
Монголия
О монгольских «ишаках» не известно почти ничего. По некоторым данным, первые самолёты этого типа появились в Монголии в 1942 году, когда монгольская смешанная авиадивизия получила 30 И-16 (вероятно, большинство из них принадлежали к типу 10). Использование их в 1945 году во время ввода советских войск в Маньчжурию маловероятно. Приведённые схемы окраски реконструированы по монгольской почтовой марке.
Так могли выглядеть И-16 тип 10 монгольских ВВС. Автор второго рисунка – Теодор Ливиу Морошану (Teodor Liviu Morosanu).
- Киселёв Олег. Истребители И-16 в Зимней войне 1939 – 1940 гг. //«История авиации», №32, 2008.
- «Боевой ишак сталинских соколов». Часть 2. //«Война в воздухе», №42.
источник: http://i16fighter.ru/operational-history/captured-minor.htm