Легкие крейсера типа «Гридень»
В августе 1935 года английское командование, в связи с уже испытываемыми трудностями со снабжением Метрополии нефтью, приняло решение провести через Средиземное море конвой из четырех крупнотоннажных танкеров, к которым присоединились семь транспортов перевозящих войска из Индии. Помимо легких сил конвой прикрывали крейсера «Норфолк», «Камберленд», «Эксетер» и «Йорк» из состава Александрийской эскадры. 30 августа конвой вышел из Порт-Саида, направляясь в Ионическое море, где его должны были встретить итальянские корабли.
Утром 1 сентября в Александрии было получено сообщение с подводной лодки «Рэйнбоу», обнаружившей выход из Эгейского моря через пролив Китира по крайней мере пяти русских крейсеров. Встревоженные англичане выслали на помощь конвою крейсера «Хокинс» и «Линдер», но было уже поздно. В полдень конвой был атакован русскими крейсерами «Россия», «Иоанн Грозный» и «Гридень», из 1-й бригады, и «Варна», «Царьград» и «Сорокамыш», из 2-й (крейсера «Варяг» и торпедированный 11 августа английской подлодкой «Громобой» находились в ремонте).
Несмотря на численное превосходство противника, англичане приняли бой, и в итоге прорваться к охраняемым ими судам удалось только тяжелому крейсеру «Царьград», огнем которого был подожжен концевой танкер. Решив, что задача выполнена, «Царьград» вернулся к остальным крейсерам ведущими бой с англичанами. Тем не менее, английским морякам удалось потушить пожар на танкере, а появление на горизонте итальянских крейсеров «Зара», «Пола», «Фиуме» и «Больцано» заставило русских отступить.
Примерно через три часа, отходящие на ост русские крейсера столкнулись нос к носу с «Хокинсом» и «Линдером», что стало в высшей степени приятным сюрпризом. Бой был недолгим – противостоять трехкратно превосходящему противнику английские крейсера долго не смогли.
«Хокинс» и «Линдер» стали шестым и седьмым крейсерами потерянными английским флотом в этой войне. К тому времени уже погибли «Эффингем» и «Энтерпарайз» потопленные в Атлантике американскими крейсерами «Солт-Лейк-Сити» и «Пенсакола», «Диомед» торпедированный в Северном море русскими лидерами, а так же «Калипсо» и «Ковентри» потопленные американскими подводными лодками.
Бой в Ионическом море стал дебютом нового поколения русских легких крейсеров.
Ведя перманентную подготовку к войне с Англией, русское правительство продолжало усиление военно-морского флота и в первую очередь его крейсерских сил. Проектирование нового легкого крейсера началось сразу же после ратификации Россией Лондонского договора 1930 года, нарушившего уже принятые планы развития Императорского флота. Теперь стремлению получить крейсера максимальной боевой мощи были противопоставлены заключенные в Лондоне соглашения, согласно которым Россия могла строить только крейсера класса В с 152-мм артиллерией. В итоге для решения возникшей проблемы было решено строить легкие крейсера способные выдержать бой с тяжелым крейсером (класса А). Так как большинство находящихся к тому времени в составе зарубежных флотов тяжелых крейсеров первого поколения имело достаточно слабое бронирование, сочли достаточным вооружение из 12 152-мм орудий, имевших большую чем у 8 203-мм пушек английских крейсеров, огневую производительность, дополненное достаточно мощным бронированием (127 мм). Обязательным требованием являлась установка второго командно-дальномерного поста, обеспечивающего стрельбу главным калибром по двум целям одновременно, при отражении атаки миноносцев. Зенитное вооружение принималось «соответствующим типу «Аврора».
Исчислив потребность в новых крейсерах в 9 единиц (четыре для Средиземноморского и три для Балтийского флотов, а также два для Сибирской флотилии), рассчитали, что для того, чтобы уложиться в полученные в Лондоне квоты, их стандартное водоизмещение не должно превышать 8605,5 т.
Исходя из этих характеристик и начали работы по созданию крейсеров нового поколения. Довольно быстро стало ясно, что уложиться в заданное водоизмещение можно только при строжайшей экономии нагрузок, что вынудило отказаться от первоначально предполагавшегося эшелонного расположения машинно-котельных отделений и уменьшить толщину броневого пояса до 102 мм. И это несмотря на то, что конструкторы пошли на сокращение длины проектируемого крейсера, уменьшив отношение его длины к ширине!
Первоначально основным проектировщиком новых крейсеров являлся Балтийский завод, но, в связи с тем, что все четыре первоначально предполагавшихся к постройке крейсера были уже «обещаны» ОНЗиВ, балтийцам пришлось передать все готовую документацию в Николаев. Конструкторы ОНЗиВ предложили уменьшить мощность паротурбинной установки с 84000 л.с. (проект Балтийского завода повторял по расположению МКО крейсера типа «Аврора»), до 76000, разместив две паротурбинные установки аналогичные имеющимся на строящемся крейсере «Громобой», вместо трех. Вместе с сокращением числа котлов до четырех, вместо шести, это позволяло уменьшить длину МКО, а, следовательно, и цитадели. Это решение пришлось как нельзя кстати, так как в марте 1931 года МТК предупредил конструкторов, о том что уменьшение толщины броневого пояса меньше чем 120 мм «не является допустимым». Правда, для сохранения заданной скорости в 33 узла, пришлось провести тщательную работу по улучшению обводов проектируемого крейсера, выявившую, кстати, неоптимальность обводов принятой в качестве прототипа «Авроры». Как оказалось, конструкторы Балтийского завода, просто увеличив взятый за основу корпус лидера типа «Яхонт», внесли ряд искажений, с целью облегчить размещение внутреннего оборудования.
Несмотря на все принятые меры, к лету 1931 года стандартное водоизмещение проектируемого крейсера превысило 8800 т., хотя было решено, что превышение водоизмещения на 200 т, по сравнению с официальным может остаться незамеченным. Вскоре, однако, выяснилось, что проектируемые Металлическим заводом трехорудийные башни будут иметь большие размеры, а, следовательно, и вес по сравнению с изначально принятыми конструкторами. В итоге стандартное водоизмещение крейсера вновь возросло, составив в конечном итоге 9000 т. Воспользовавшись этим обстоятельством конструкторы ОНЗиВ, потребовали снижения контрактной скорости на пол узла.
Уменьшение размеров МКО имело и негативные последствия – трубы на новом крейсере оказались размещены слишком тесно, что не позволило установить катапульту нового типа, обеспечивающих возможность для взлета новых гидропланов-разведчиков КР-3, хотя ангары были расширены под их габариты. Вдобавок взлет гидроплана с катапульты теперь мог происходить лишь под большим углом к курсу самого крейсера.
Головной крейсер, получивший название «Гридень» был заложен в эллинге Руссуда в октябре 1931 года. ОНЗиВ обязался закончить постройку всех четырех заказанных ему крейсеров в 1934 году.
Вскоре последовало новое дополнение к кораблестроительной программе 1929-1933 годов, согласно которому были заказаны еще три крейсера этого типа Ревельскому Русско-Балтийскому заводу, а так же Петербургским Путиловской верфи и Адмиралтейскому заводу, со здачей превого корабля в 1934 и двух в 1935 годах. Головной балтийский крейсер, «Воевода», был заложен уже в декабре 1931 года.
В 1932 году в английском справочнике «Jane’s Fighting Ships» были опубликованы точные данные по строящимся русским крейсерам, включая естественно и стандартное водоизмещение. Избегая скандала, России пришлось признать стандартное водоизмещение «Гридней» равным 9000 т.
Недостаточное финансирование в 1933 году замедлило строительство крейсеров, начавшаяся война так же не способствовала ускорению работ. По опыту первых месяцев войны на строящихся крейсерах было усилено зенитное вооружение установкой двух дополнительных спаренных 102-мм установок на полубаке и заменой кормовых крупнокалиберных пулеметов на то же количество 37-мм автоматов. Испытания «Гридня» и «Воеводы» начались практически одновременно ранней весной 1935 года. По окончанию испытаний, принятый в состав флота «Воевода» ушел вместе с авианосцем «Не тронь меня» и крейсером «Диана» на Тихий океан, где присоединился к флоту США. До конца 1935 года Средиземноморский флот получил еще два крейсера этого типа.
Водоизмещение: 9000 т. (стандартное), 11200 т. (полное).
Вооружение: 4х3 152-мм/55, 6х2 102-мм/55 орудий, 8х2 37-мм автоматов, 2х2 13,2-мм пулемета, 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт 120 мм (76 мм по нижней кромке), палуба 50 мм.
Мощность МКО: 76000 л.с. Скорость: 32,5 узла.
Размерения (квл): 173,4х19,1х6,1 м.
Дальность плавания миль 8000 миль (15 уз.)
1. «Гридень» 31-33-(35) ОНЗиВ (Руссуд)
2. «Воевода» 31-32-(35) РБЗ
3. «Рында» 32-33-(35) ОНЗиВ (Руссуд)
4. «Боярин» 32-34-(36) Пут. в.
5. «Посадник» 32-(34-36) Адм. з-д
6. «Витязь» 33-(34-35) ОНЗиВ (Руссуд)
7. «Богатырь» 33-(34-36) ОНЗиВ (Руссуд)