Японский «миротворец». Проект тяжелого бомбардировщика Nakajima G10N Fugaku (中島G10N富岳). Япония
Япония также как и Германия совершила серьезнейшую ошибку, пренебрегнув развитием стратегических бомбардировщиков, способных выполнять боевые задачи на большой дальности. Как полагают некоторые специалисты, нехватка таких машин стала фундаментальной причиной в поражении каждой из этих стран во Второй Мировой войне. В обоих случаях разработка таких бомбардировщиков была начата слишком поздно, чтобы хоть как-то повлиять на результаты конфликта. Хотя японцы рассматривали необходимость в таких бомбардировщиках, они, как и немцы с их провальным Heinkel He 177 Greif, в этой сфере продвинулись не слишком далеко, прежде чем были потеряны любые возможности и надежды на ввод в эксплуатацию бомбардировщиков дальнего действия.
Основной причиной этой апатии был первоначальный успех на Тихоокеанском театре, где использовавшиеся тогда японцами бомбардировщики малого и среднего радиуса действия вполне удовлетворяли потребности IJA и IJN. После вступления Соединенных Штатов в войну возникла серьезная проблема: география разместила США далеко за пределами досягаемости со стороны Японии.
Когда ход войны повернулся против японцев, ими было осознано, что необходимы средства нападения на американский материк не только для уничтожения американской военной промышленности, но и для терроризации центров проживания гражданского населения, чтобы уменьшить моральный дух и привести войну к порогу США. Впоследствии США должны были бы выделить или отвлечь ресурсы для увеличения защиты континентальной части страны, что, несомненно, отразилось бы на боевых действиях на других фронтах. История свидетельствует, что японцы провели несколько удачных нападений на американскую территорию с помощью начиненных бомбами Fu-Go воздушных шаров и отдельных нападений на западное побережье со стороны запускаемых с подводных лодок поплавковых самолетов.
Существовали некоторые ранние попытки создания бомбардировщика дальнего радиуса действия: Mitsubishi G7M1 Taizan (проект по спецификации 16-shi), а также фактически построенные самолеты, такие как Nakajima G5N Shinzan и Nakajima G8N Renzan. Shinzan оказался неудачным бомбардировщиком, а Renzan-у не удалось поступить на вооружение, не говоря уеже о полетах до Америки и обратно.
Компания Накадзима попыталась создать стратегический бомбардировщик дальнего радиуса действия, способный принести войну на американскую территорию. Человеком, стоявшим за этим проектом был Накадзима Чикухеи (Nakajima Chikuhei) — председатель и инженер Nakajima Hikoki K.K. Руководствуясь своими страхами по поводу неспособности японцев достичь и уничтожить производственные мощности США, Чикухеи пытался убедить IJA и IJN в необходимости стратегического бомбардировщика, однако в руководстве Армии и Флота отказались рассмотреть его идеи. Таким образом, без официальной санкции или запроса Чикухеи вложил часть ресурсов компании Накадзима на эскизный проект бомбардировщика, способного взлетать с баз не территории Японии, пересекать Тихий океан, атаковать цели на Западном побережье США и возвращаться на первоначальную базу или в любое другое место на территории Японии или одной из стран Оси. В компании Накадзима преоктным работам присвоили обозначение «Project Z».
29 января 1943 года в компании Накадзима наряду с изучением докладов о выполнимости разработки и проблемах производства начали выполнять задачу проведения исследований и создания компоновочных эскизов проекта бомбардировщика. По завершении этого этапа в апреле 1943 года он вновь передал на рассмотрение IJA и IJN свою концепцию, которую на этот раз никто отклонять не стал. Однако, несмотря на информацию, составленную Накадзимой о предложенном бомбардировщике, и несмотря на понимание обоими ведомствами необходимости в стратегических бомбардировщиках, IJA и IJN также произвели свои собственные идеи. Нет никакого удивления, что два ведомства имели различное мнение относительно требований к бомбардировщику. В IJA хотели самолет способный действовать на высоте 10000 метров и нести тяжелое оборонительное вооружение, тогда как в IJN хотели получить бомбардировщик способный летать на высоте 15000 метров — высоте, где перехват будет минимален и, тем самым, была бы достаточна установка более легкого оборонительного вооружения. Кроме того, в противоположность полетам туда и обратно в IJN хотели получить бомбардировщик способный взлетать в Японии, бомбить любые цели на территории США и для приземления использовать базы или на территории Германии или территории Германией контролируемой.
Хотя во время разработки проекта «Z» существовал целый ряд изменений, были созданы три базовых конструкции самолета, ставшего впоследствии Fugaku. В проекте, представленном IJА, использовалось шасси с хвостовым колесом, двухкилевое оперение и имел некоторое сходство с немецкими проектами. Также этот вариант имел закругленный нос, подобный использовавшимся на Boeing B-29 Superfortress и Messerschmitt Me 264 «Amerika-bomber». Проект предложенный IJN использовал шасси с носовой стойкой и округлый нос, но вертикальное оперение было однокилевым. Предложение Накадзимы имело однокилевое вертикальное оперение, но имело ступенчатый нос, подобный используемому на ранее разработанном G5N Shinzan.
К июню 1943 года компания Накадзима получила планы от IJA и IJN, рассмотрела их и начала работу по подготовке окончательного варианта проекта. Чтобы продолжить разработку и дальнейшие развитие и исследования самолета проекта «Z» 9 августа 1943 года был сформирован Авиационно-технический комитет Армии и Флота. Делегацию IJA возглавлял капитан Андо. Позднее в августе Чикухеи Накадзима подготовил тезисы, получившие название «Стратегия Окончательной Победы». Чикухеи использовал свое влияние, чтобы обеспечить своему документу доступ не только руководству IJA и IJN, но такде и политическим деятелям и даже премьер-министру Хидеки Тодзио. Доклад Тодзио был разбит на шесть глав и содержал план Чикухеи относительно победы над США и защиты Японии. Ключевым компонентом был бомбардировщик «Project Z», который предполагалось использовать для уничтожения американских аэродромов и предотвращения налетов американской авиации на Японию. Это предположение происходило частично из-за его убеждения, что японские военно-воздушные силы не были достаточно сильны, чтобы отразить налеты бомбардировщиков. Другим аспектом доклада было использование бомбардировщика для ударов по объектам американской военной промышленности. Без сырья и нефти США не смогли бы производить самолеты, танки и другое вооружение. Более того, добавил он, в качестве средства поддержки Германии японцы должны использовать бомбардировщик для уничтожения советской военной промышленности. Это означало, что Накадзима мога предоставить Германии эти бомбардировщики дальнего радиуса действия.
Бомбардировщик проекта «Z» должен был иметь цельнометаллическую конструкцию и быть среднепланом. Силовой установкой самолета должны были стать 36-цилиндровые радиальные двигатели Nakajima Ha-54, также известные как D.BH. Фактически Ha-54 был двумя соединенными вместе 18-цилиндровыми радиальными двигателями Ha-44. Предполагалось, что двигатели Ha-54 будут развивать 5000 л.с., и что шести их достаточно, чтобы придать бомбардировщику максимальную скорость в 679 км/ч. Каждый двигатель должен был вращать два трехлопастных винта противоположного вращения диаметром 4,5 м. Однако еще в течение длительного срока времени двигатели Ha-54 не были готовы (как показали события, к концу войны данные двигатель находился в стадии прототипа и проблемы с охлаждением силовой установки с использованием туннельного охлаждения так никогда не были решены). Таким образом, в компании Накадзима были вынуждены согласиться на экспериментальные двигатели NK11A (Ha-53), которые также были в разработке и ожидалось, что они будут готовы к испытаниям. Недостатком было то, что NK11A мог развивать только 2500 л.с., что существенно снижало рабочие характеристики бомбардировщика. Внедрение в конструкцию двигателей NK11A означало, что был необходим пересмотр планера проекта «Z».
Потолок бомбардировщика был оценен в 15000 м и считалось, что в тяжелом оборонительном вооружении нет необходимости, поскольку большая высота обеспечит защиту от истребителей противника. Расчетная скорость также, хотя и в меньшей степени, уменьшала уязвимость. Следовательно, бомбардировщик должен был нести по крайней мере черыте 20-мм пушки Type 99, однако более современные иллюстрации бомбардировщика часто показывают гораздо тяжелее вооружение. Более тяжелое оборонительное вооружение могло быть результатом необходимости согласия на установку менее мощных двигателей NK11A и любое преимущество в скорости/высоте было бы потеряно, и поэтому усиленное вооружение было бы необходимо для защиты самолета. Как поравило, иллюстрации изображают две пушки установленные в хвосте, две пушки установленные в носу, две двухпушечные башни, установленные в передней и задней частях верха фюзеляжа и, как минимум, одна башня в нижней части фюзеляжа. Изменения включали размещение стрелков в средней части. Расчетная бомбовая нагрузка должна была составить до 20000 кг; в случае противокорабельных операций самолет мог нести торпеды. Для нанесения ударов по территоии США бомбардировщик мог нести только до 5000 кг бомб.
Поскольку работы по проекту «Z» продвигались, то появились планы по размещению и сборке производственных линий бомбардировщика. К осени 1943 года эти планы были завершены и началось строительство нового объекта. К январю 1944 года наименование «Project Z» было опущено и вместо него появилось Fugaku (富岳), что означает «гора Фудзи».
Поскольку к компании Накадзима предъявлялись все более неотложные требования, то на Fugaku времени и сил отводилось все меньше и меньше. Проблема усугублялась тем, что к тому времени когда проект был близок к завершению, Япония была в обороне, и шансы на производство, не говоря уже об использовании бомбардировщика против Америки, были нулевыми.
В IJA полагали, что нет никакой вероятности постройки Fugaku и потому они забросили проект, оставив IJN единственной вовлеченной стороной. Даже Gunjusho (Министерство боеприпасов) считало невозможность появления Fugaku, заказав Каваниси разработку нового бомбардировщика дальнего действия. К сожалению, Gunjusho был не в состоянии сообщить IJA, IJN и компании Накадзима о бомбардировщике Каваниси, который также был известен как «TB». Когда новый проект бомбардировщика был обнаружен, вспыхнул град протестов и ссор, которые не только препятствовати развитию Fugaku, но всех проектов бомбардировиков дальнего действия, включая вскоре отмененный «TB».
Однако падение Сайпана в 1944 году решило судьбу Fugaku. Японская авиация больше не имела необходимости в сверхдальнем бомбардировщике и потребовали более подходящий самолет для защиты Японских островов. Таким образом, все работы по Fugaku были остановлены, и планы, расчеты и чертежи были отложены. Работы над производственными мощностями были остановлены до завершения и остались незаконченными. После капитуляции Японии вся документация на Fugaku должна была быть уничтожена, чтобы предотвратить ее попадание в руки союзников. Сохранившаяся по сей день документация по Fugaku, включая многие варианты «Project Z»/Fugaku, была в те годы затеряна или хранилась частными лицами. После войны утверждалось, что авиабаза Мисава должна была использоваться бомбардировщиками Fugaku для налетов на территорию США. Однако во время войны Мисава использовалась находящимися на вооружении IJA бомбардировщиками и нет никаких убедительных доказательств, подтверждающих или опровергающих факт рассмотрения данной авиабазы для применения с нее Fugaku.
Бомбардировка была не единственной задачей, предлагаемой для выполнения Fugaku и во время мозгового штурма по проекту «Z» появились три других концепции, позднее вошедшие в состав тезисов Чикухеи. Первым вариантом был штурмовик с напичкаными в самолет 400 7,7-мм пулеметами Type 97. В передней и задней частях бомбардировщика были размещены по с установленными в каждом из них 40 пулеметами. Замыслом было выбрасывание тысяч пуль на суда противника с теорией, что 15 Fugaku обеспечат полосу разрушения длиной 10 км и шириной 45 метров. Как только экипажи были сметены с палуб этих судов, девять бомбардировщиков Fugaku с торпедами или двадцатью 907-кг бомбами каждый нанесут смертельный удар, покрывая взрывчатыми веществами пространство длиной 1 км и шириной 200 метров.
Второй вариант Fugaku был оснащен 96 20-мм пушками Type 99. В передней и задней частях бомбардировщика были размещены по 12 пушек. Помимо этого с каждой стороны в 8 рядов были установлены 36 пушек. Этот специализированный вариант предназначался против выполнявших налеты вражеских бомбардировщиков и должен был базироваться на скрытых аэродромах, незатронутых массированной бомбежкой японских аэродромов. Планировалось, что при пролете над соединениями вражеских бомбардировщиков и открытии по ним опустошительной стрельбы десять таким образом оборудованных Fugaku могли уничтожить 100 самолетов противника, покрывая огнем поверхность шириной 2,5 м и длиной 3 км. Заблаговременно предупреждающая система РЛС предоставляла бы Fugaku время для перехвата и уничтожения бомбардировщиков, прежде чем они достигли бы берегов Японии. На бумаге все выглядело внушительно, но на практике результаты, вероятно, были бы менее чем посредственные, особенно учитывая неудачу с преобразованным из дальнего бомбардировщика G4M тяжелым эскортным истребителем Mitsubishi G6M1.
Наконец, Fugaku рассматривался в качестве транспортного самолета очень большой грузоподъемности. Было подсчитано, что один Fugaku в транспортном варианте способен перевозить до 300 солдат в полной экипировке, что равнялось пехотной стрелковой роте (infantry rifle company) со взводом тяжелого оружия. Чикухеи предлагал большой рейд на территорию Америки из четыреста транспортных самолетов с 120000 солдатами на борту (эквивалентно японской армии, которая приравнивалась к американскому или британскому корпусу). Японские войска должны были осуществить высадку на территории США с захватом расположенного в Вашингтоне аэропорта Сиэтл-Такома. После посадки войска должны были двигаться по суше для атаки и уничтожения расположенного в Рентоне завода по производству бомбардировщиков Boeing B-29 (Renton Factory), после чего возвратиться в Японию.
Фотографии модели проекта бомбардировщика Nakajima G10N Fugaku (на ряде моделе для сравнения представлена модель истребителя N1K2-J Shiden)
Не существует никаких свидетельств того, что любой из этих вариантов стал окончательным проектом Fugaku. Однако, если клюба из этих идей была поддержана, то, возможно, транспортный самолет стоял бы первым в списке для возможного рассмотрения, учитывая в конце войны потребность в самолете, способном обеспечить Японию сырьем медленно умиравшую от голода военную промышленность.
Бомбардировщики Nakajima G10N Fugaku в полете (современные рисунки)
В качестве примечания следует сказать, что хотя в печати для обозначения этого самолета много лет использовались индексы G10N и G10N1, в исторических источниках этим утверждениям не было никакого подтверждения.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Современники: Convair B-36 Peacemaker (США), Convair XC-99 (США), Messerschmitt Me 264 and Me 264B (Германия), Junkers Ju 390 (Германия), Junkers EF100 (Германия), Messerschmitt Me P 08.01 (Германия), Туполев Ту-4 (кодовое обозначение NATO — Bull) (СССР), Туполев Ту-85 (кодовое обозначение NATO — Barge) (СССР), Туполев Ту-70 (СССР), Vickers-Armstrong Victory Bomber (Великобритания)
Данные в скобках относятся к Fugaku. Все другие технические характеристики относятся к первичному проекту Nakajima Project 1.
Тип: стратегический бомбардировщик дальнего действия
Экипаж: от шести до десяти (семь-восемь)
Силовая установка:
шесть 36-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Nakajima Ha-54, развивавших на старте 5000 л.с.. Каждый из двигателей вращал два трехлопастных винта переменного шага противоположного вращения диаметром 4,5 м
шесть 18-цилиндровых радиальных двигателей воздушного охлаждения Nakajima NK11А |Ha-53|, развивавших на старте 2500 л.с.. Каждый из двигателей вращал четырехлопастных винта переменного шага диаметром 4,8 м
Размеры:
размах крыла 65 м
(Fugaku) 63 м
длина 45 м
(Fugaku) 40 м
высота 8,77 м
(Fugaku) 8,77 м
площадь крыла 352 м²
(Fugaku) 330 м²
удельная нагрузка на крыло (нормальная) 348,60 кг/м²
(Fugaku) 126,94 кг/м²
удельная нагрузка на крыло (с полной нагрузкой) 457 кг/м²
(Fugaku) 211,89 кг/м²
удельная нагрузка на мощность (нормальная) 5,44 кг/л.с.
(Fugaku) 3,76 кг/л.с.
удельная нагрузка на мощность (с полной нагрузкой) 7,21 кг/л.с.
(Fugaku) 6.30 кг/л.с.
относительное удлинение кpыла 12,1
(Fugaku) нет данных
Вес:
пустого 65000 кг
(Fugaku) 33800 кг
с полной нагрузкой 122000 кг
(Fugaku) 42000 кг
с максимальной нагрузкой 160000 кг
(Fugaku) 70000 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на высоте 10000 метров 679 км/ч
(Fugaku) 779 км/ч
длина разбега (Fugaku) 1020 м
дальность 16500 км
(Fugaku) 16500 км
максимальная дальность 18000 км
(Fugaku) 19400 км
практический потолок 15000 м
(Fugaku) 15000 м
Вооружение: четыре 20-мм пушки Type 99 (до 12 пушек в зависимости от источника) и максимальная бомбовая нагрузка 20,000 кг
Развитие: нет. «Project Z» и Fugaku существовали только в качестве бумажных проектов
источник: Edwin M Dyer «JAPANESE SECRET PROJECTS. EXPERIMENTAL AIRCRAFT OF THE IJA AND IJN 1939-1945″