Бронелетучки Т-28 и Т-35. Проект переделки танков Т-28 и Т-35 в бронелетучки.
22 июня 1941. ЗапВО. Брест.
Светало…
Was zum Teufel…? (Что за чертовщина? нем.)
То, что оберлейтенант Ганн разглядел в мощную цейсовскую оптику, просто не укладывалось в его арийской голове: — в рванной туманной дымке, по железнодорожным путям ведущим к мосту, только что захваченному диверсионной группой немцев, с бешенной скоростью мчалась тёмная масса, смутно напоминающая русский танк Т-35, толкающий перед собой железнодорожный вагон-платформу. Но откуда здесь танки Т-35, и почему у него такая высокая скорость?! — на секунду задумался оберлейтенант.
Гулкий звук пушечного выстрела и раскатистый грохот взрыва на мосту, мгновенно вывели оберлейтенанта из короткого оцепенения. — Головной легкий танк немецкого разведовательного батальона, достигший уже середины моста, полыхал ярким пламенем представляя из себя груду металлолома…
Бойцы диверсионной группы, не дожидаясь приказа занимали позиции в укреплениях предместья моста, расталкивая трупы немногочисленных красноармейцев охранявших мост… Но шансов выжить у немцких диверсантов отличившихся в Польше, Голландии и Франции в этот раз просто небыло… — Бронелетучка русских, на полных парах подскачив к въезду на мост, визжа тормозами застопорила ход и обрушила свинцовый ливень на головы ошалевших диверсантов.
Бой был скоротечен. Да и что могли противопоставить легковооружённые диверсанты, в упор выкашиваемые кинжальным огнём дюжины пулемётов и автоматических пушек русских скрывающихся за мощной бронёй бронелетучки. Дело завершили штыки русских пехотинцев, как горох посыпавшихся с контрольных платформ.
Пока пехотинцы-десантники зачищали предмостные укрепления, орудия бронелетучки накрыли беглым огнём бронетехнику и пехоту врага скопившуюся на мосту из-за подбитого танка. Немцы, не ожидавшие от русских такого "тёплого" приёма, метались в панике между горящей бронетехникой и разрывами русских снарядов, пытаясь вырваться из огненного мешка.
Уничтожив разведподразделение немцев, так необдуманно сунувшееся на мост, бронелетучка отцепила переднюю бронемотрису с контрольной платформой на которой находились сапёры с запасом взрывчатки, и отошла от моста под защиту леса — ожидался налёт вражеской авиации и нужно было занять подходящую для "тёплой" встречи позицию. Бронемотриса зашла на мост и пока сапёры закладывали взрывчатку под опоры моста, подавляла пулемётно — пушечным огнём любые поползновения немцев в его сторону.
Ситуация для немцев была патовой — мост нужно было захватить целым и невридимым не взирая ни на какие потери. Но потери росли в устрашающем объёме — бронетехника, полевые орудия и пехота уничтожались шквальным огнём ещё на дальнем подходе к мосту, а стратегически важный объект по-прежнему оставался в руках русских, срывая все планы наступления на этом участке границы. Использовать тяжёлую артиллерию немцы по понятным причинам не могли и поэтому все взоры обратились на авиацию….
Русские только закончили минирование и бронемотриса покинула мост, как в небе появилась группа пикирующих бомбардировщиков беспечно заходящая на цель — противодействия не ожидалось и ведущий группы не стал утруждать себя противозенитным маневром. Это стало для асов Люфтваффе фатальной ошибкой — рявкнули зенитные автоматы и ведущий пикировщик, выпустил дымный хвост, завалился на крыло и воткнулся в землю. Взрыв самолёта заглушил раскатистый грохот взлетевшего на воздух моста.
— В начале сороковых годов, на вооружение РККА стала массово поступать бронетехника новых типов и остро встал вопрос об использовании морально устаревших танков, требовавших к тому-же капитального ремонта и перевооружения. Танки МС-1 и немногочисленные Т-24 передали в распоряжение УРОв ещё раньше и теперь очередь дошла до средних Т-28 и тяжёлых Т-35 — малоэффективных в ожидаемой войне в Европе и безумно дорогих в эксплуатации.
С другой стороны, РККА крайне нуждалось в небольших высокомобильных бронесоставах для охраны главнейшей транспортной артерии СССР — железнодорожных магистралей. Необходимо отметить, что в СССР были активные попытки оснащения железнодорожных войск бронемотрисами и бронедрезинами типа "Кировец", конструкций инженера Дыренко и прочих заводов — но этого было явно недостаточно.
Проект переделки танков Т-28 и Т-35 в бронелетучки, представленный молодыми инженерами Н-ского завода в порядке часной инициативы в Авто-бронетанковое управление (АБТУ), вызвал вполне законный интерес у руководства РККА. Многоуровневое расположение вооружения не отвечало современным требованиям предъявляемым к танкам, но оказалось как нельзя лучше подходит для железнодорожного использования, ограничивающее маневрирование боевой машины только направлением рельсового пути.
Первые бронелетучки поступили в войска зимой 41 г. и вооружались штатным вооружением используемых танков.
Бронелетучки Т-28 состояли из двух бронемотрис изготавливаемых установкой корпусов Т-28 на двух-осные тележки и бронесекции управления вооружённой двумя 37-мм автоматами и двумя пулемётными танковыми башнями. На бронелетучках был использован электропривод, с размещением тяговых электро-двигателей на всех осях состава. Мотор-генераторы распологались на штатных местах моторов и трансмиссий танков. Централизованное управление бронедрезиной осуществлялось машинистом из бронесекции управления или механиком-водителем одной из бронемотрис, при её самостоятельном использовании. Командир бронелетучки имел для наблюдения стерео-дальномер-перескоп, выдвигающийся при необходимости для наблюдения из укрытия, внутреннее переговорное устройство и рацию дальнего действия. Бронемотрисы оснащались дополнительно танковыми рациями. Башенные и зенитные артустановки имели централизованное управление огнём, оснащённое автоматизированным вычеслителем и гироскопом. Бронемотрисы Т-28, были дополнительно оснащены двумя пулемётными башнями по подобию Т-35, для этого, корпус Т-28 был удлинён до размеров Т-35.
Бронелетучки Т-35 состояли соответственно из двух бронемотрис изготавливаемых установкой корпусов Т-35 на двух-осные тележки и аналогичной бронесекции управления вооружённой двумя 37-мм автоматами и двумя пулемётными танковыми башнями.
По результатам эксплуатации и первых боёв с немецко-фашистскими захватчиками, все бронелетучки прошли глубокую модернизацию в периуд с осени 41 г. по весну 42 г.. Модернизация бронелетучек заключалась:
1. в усилении бронирования бортов и башен (установка наклонного разнесённого бронирования и блендирование железобетоном заливаемым в междуброневое пространство).
2. замена бензиновых двигателей на дизеля В-2 и В-4.
3. замена орудий главного калибра на Ф-22, с возможностью вести зенитный и навесной (гаубичный) огонь (для этого башни подверглись определённой переделке).
4. открытые зенитные установки 37-мм, заменили на аналогичные (морские) спаренные установки в башенном исполнении.
5. башенные ДТ заменили на пулемёты ШКАСС.
6. зенитные ДТ заменили на спаренные установки ДШК аналогичные устанавливаемым на торпедные катера типа "Комсомолец".
Бронелетучки Т-28 и Т-35 включали в состав бронепоездов, использовали для охраны Ж.Д. перегонов и сопровождения составов, отдельные бронедивизионы входили в состав танковых дивизий мехкорпусов для поддержки наступательных действий и захвата Ж.Д. коммуникаций противника.
Экипажи бронедрезин и десантники набирались из личного состава ВМФ — это оказалось гараздо лучшее применение морякам, чем использование простыми пехотинцами.
Несмотря на активное использование бронедрезин этого типа, их потери оказались как ни странно весьма скромными — мощное бронирование и вооружение (особенно зенитное), высокая скорость и малая заметность, наличие на каждой бронелетучке подразделения пехотинцев-десантников что резко повышало боевую устойчивость подразделения — всё это резко повышало боевую эффективность и выживаемость на поле боя. Даже полное уничтожение одной из бронемотрис не означало гибель всей бронелетучки — разнесённое расположение мотор-генераторов и тяговых двигателей, позволяло иметь ход даже в критические минуты боя. Бронелетучки потерявшие в бою одну из бронемотрис доукомплектовывались бронемотрисами вооружёнными кроме башен главного калибра установками РС-82-48.
Необходимо отметить, что руководство РККА было буквально "очарованно" бронелетучками этого типа и всячески поддерживало и развивало это направление, что и не удивительно — бронедивизион Т-35 (две бронелетучки Т-35 действующие совместно) по огневой мощности превосходили любой из имеющихся на тот момент в РККА бронепоезд.
Враг так-же высоко оценил бронелетучки Т-28 и Т-35 и неоднократно пытался их захватить, что ему так и не удалось (если не считать подорванные корпуса нескольких десятков бронемотрис и нескольких центральных секций). Немцы пытались строить аналогичные бронесоставы, но из-за нехватки бронестали и вооружения (всё направлялось на изготовление танков, которых очень не хватало на фронте), ограничились постройкой нескольких штук из корпусов и деталей трофейных французских танков захваченных во-франции в 1940 г..