Этот знаменитый истребитель создавался первоначально по английскому заказу, и к нам партия этих машин перепала от англичан.
Опытный NA-73X совершил свой первый полет 20 октября 1940 года. В начале 1941 года уже появились серийные NA-83 («Мустанг» I), и вскоре приступили к отгрузке их в Великобританию. После проводившихся летом 1942 года испытаний одной из этих машин в Англии командование королевских ВВС сделало вывод о том, что «Мустанг» не пригоден для боевых действий в Европе, так как из-за особенностей двигателя V-1710-39 его характеристики быстро падали выше 4000 м.
схемы Mustang Mk.I
Стали искать, куда же деть машины, уже строившиеся в массовом количестве. Часть использовали в качестве скоростных низковысотных фоторазведчиков, а затем как штурмовики. А партию из десяти самолетов англичане передали Советскому Союзу.
Первые два «Мустанга» отправились на погрузку 16 декабря 1941 года, последние машины этой партии прибыли в СССР 14 мая 1942 года. Один из первых самолетов в июне-июле 1942 года прошел программу испытаний в НИИ ВВС. Летал В.Е.Голофастов. На кратковременных форсированных режимах скорость была достаточно велика, хотя пилоту не удалось перейти за 600-километровый рубеж, как его американским и английским коллегам, но на номинальных оборотах «Мустанг» уступал Як-7В на 10-50 км/ч. Но скороподъемности американский истребитель был куда хуже и советских, и немецких машин. По времени виража на малых высотах и особенно по радиусу разворота он тоже проигрывал. В плюс «Мустангу» можно было поставить мощное вооружение—восемь пулеметов, из них четыре крупнокалиберных.
Большую часть полученных самолетов это го типа направили в 6-ю запасную бригаду полковника Шумова, где они служили для учебных целей. Например, летом 1942 года в процессе подготовки личного состава 1-й перегоночной дивизии, который надо было познакомить с особенностями американской авиатехники, использовали пять «Мустангов». Три истребителя эксплуатировались в бригаде довольно долго. Они базировались на аэродроме в Иваново.
Три «Мустанга» в августе 1942 года направили для войсковых испытаний в 3-ю воздушную армию, на Калининский фронт. Из Иваново их отправили 22 августа. Две машины попали в 5-й гвардейский истребительный полк, вооруженный ЛаГГ-3. Летал на американских самолетах в основном командир полка дважды Герой Советского Союза В.А.Зайцев, но попробовали эти машины также летчики Попков (впоследствии тоже дважды Герой) и Онуфриенко. По воспоминаниям Попкова, впечатление от американских истребителей было резко отрицательным. Хотя машина и отличалась высокой скоростью, но была
«тяжела, как утюг».
Маневренность ее оставляла желать много лучшего. Не понравился и затянутый взлет. Ни одного боевого вылета на «Мустангах» не сделали. Вскоре на обоих истребителях повредили винты и, за неимением запасных, самолеты сдали назад.
Один «Мустанг» достался учебному полку Военно-воздушной академии им. Жуковского. Он эксплуатировался еще в 1946 году, а потом служил как экспонат. Еще одна машина находилась в экспозиции Бюpo новой техники ЦАГИ.
авиатехника в ангаре ЦАГИ, 1944г. Слева: P-39, P-51, P-40 и "Харрикейн", справа — советские самолеты
Немцы пишут о том, что в конце апреля 1943 года якобы сбили над Карелией пару Р-51, но это лишь ошибка в распознавании типов, которых в военное время было немало.
вариант окраски Mustang Mk.I
Самолеты более поздних модификаций В, С, D с высотными английскими моторами «Мерлин», выпускавшимися в CШA по лицензии фирмой «Паккард», в СССР официально не поступали. Однако отдельные экземпляры P-51D у нас имелись.
«Мустанги» ВВС армии США довольно широко применялись в ходе «челночных» операции, сопровождая бомбардировщики на базы на Украине и обратно. Впервые они появились у нас 2 июня 1944 года, когда в Пирятине семи (54 P-51D из 325-й истребительной группы, а последний раз приземлялись 18 сентября — тогда их было 62. Всего в «челночных» операциях приняли участие 395 «Мустангов» ВВС армии США. При этом поврежденные по пути машины иногда совершали вынужденные посадки на нашей территории.
американские техники и советский офицер обсуждают план работ по техобслуживанию "Мустангов"
В конце войны такие самолеты находили и в странах Восточной Европы — Польше, Венгрии, Чехословакии, Румынии. К маю 1945 года там было выявлено 14 Р-51 разных модификаций.
Впоследствии несколько Р-51D восстановили и перегнали на аэродром ЛИИ в Кратово. Полных летных испытаний не проводили, но общее впечатление о машине получили. Отметили простоту пилотирования. На малых и средних высотах P-51D по прежнему уступал отечественным истребителям но динамике — сказывался существенно больший вес. Он проигрывал в скороподъемности и характеристиках горизонтального маневра, хотя быстро разгонялся и устойчиво вел себя на пикировании. Зато на высотах больше 5000 м наши истребители уже не могли с ним сравниться, превосходил он и немецкий Вf 109K.
восстановленный недавно в США истребитель Р-51D, возможно так выглядели советские "Мустанги" в 1945 году
В целом в период перехода к реактивным истребителям Р-51D большого интереса уже не представлял, хотя отдельные элементы его конструкции и оборудование внимательно изучались нашими специалистами.
ЛТХ: |
Модификация | Mustang Mk.I |
Размах крыла, м | 11.28 |
Длина, м | 9.82 |
Высота, м | 2.64 |
Площадь крыла, м² | 21.83 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 2971 |
максимальная взлетная | 3991 |
топлива | 510 |
Тип двигателя | 1 ПД Allison V-1710F3R (V-1710-39) |
Мощность, л.с. | 1 × 1100 |
Максимальная скорость , км/ч | 615 |
Крейсерская скорость, км/ч | 494 |
Практическая дальность, км | 1690 |
Скороподъемность, м/мин | 584 |
Практический потолок, м | 9753 |
Экипаж | 1 |
Вооружение: | Mk.I: два 12.7-мм пулемета Browning M2 под двигателем; два 12.7-мм пулемета Browning M2 в консолях крыла; четыре 7.62-мм пулемета Browning M2 в консолях крыла Mk.IA: четыре 20-мм пушки Hispano Mk.II в консолях крыла |
источники:
- В.Р.Котельников, Г.Ф. Петров, Д.А. Соболев, Н.В. Якубович "Американцы в России"
- http://www.airpages.ru/us/p51a.shtml
- http://www.airwar.ru/enc/fww2/mustang1.html