Мальтийский разгром. Промежуточный эпилог или Германский Средиземноморский флот
По итогам «Окончательного Герасима» французы наконец то взяли реванш за захват своих кораблей в портах Англии. Трофеи, попавшие им в руки в Пальме и Валенсии, оказались ценным приобретением для флота. В срочном порядке они ремонтировались и переоснащались. Крейсера ПВО «Dido» и «Euryalus» были введены в состав Marine Nationale под именами «Guichen» и «Chateaurenault». Эсминцы «Jervis», «Javelin», «Kelvin», «Nizam», «Norman», «Napier», «Tartar», «Ashanti», «Lookout» и «Eskimo» были названы соответственно «Mistral», «Leopard», «Ouragan», «Jaguar», «Bourrasque», «Chacal», «Le Triomphant», «Orage», «Maille Breze», «Chevalier Paul». Часть эсминцев подчеркнуто получила имена кораблей захваченных англичанами. Эсминец «Marne» не переименовали, хотя в составе французского флота уже был авизо с таким названием. Впрочем, он находился в далеком Индокитае и было решено, что в пока сойдет и так, а потом с авизо что-то придумают. Минзаги «Abdiel» и «Welshman» теперь именовались «Pluton» и «Cerbere».
Минзаг «Manxman» после ремонта передали немцам, и он вошел в состав их Средиземноморского флота под названием «Bremse». Последний был создан в связи с успехами германских войск на Ближнем Востоке. Командующим нового флота был назначен Вильгельм Маршалл, заслуженный моряк и признанный авторитет крейсерских операций. Во время Норвежской операции он артиллерийским огнем уничтожил английский авианосец «Глориес», но слетел с должности командующего надводными силами флота из-за испорченных отношений с Редером, повреждений, полученных «Шарнхорстом» в том бою и привычке весьма вольно толковать полученные от шефа приказы. Редер долго бурчал, но Гитлеру был нужен «морской Роммель», агрессивный командир способный не только возглавить действия морских сил, но и способный тягать за собой итальянцев и французов. Тем более, что ТВД был ему знаком еще по прежней войне, а высокое звание и многочисленные награды, среди которых были турецкие и австро-венгерские, позволяли говорить с итальянскими и французскими адмиралами на равных.
Перед Маршаллом стояла очень сложная задача – ему необходимо было создать свой флот практически с нуля. Первоначально флагманом адмирала стал ZG-3 «Hermes», который перебазировался из Греции в Мальту, ставшую основной базой германского средиземноморского флота. Первая буква индекса означала «эсминец», вторая указывала страну, от которой Германия получила корабль.
ZG-3 «Hermes», первый флагман Германского Средиземноморского флота
Туда же прибыли «Premuda», «Sebenico» и «Lubiana» которые немецкое правительство срочно выкупило у Италии. Первый был крупным кораблем английской постройки, по своим характеристикам соответствуя французским суперэсминцам. До захвата итальянцами он носил имя «Dubrovnik» и был флагманом 1 дивизиона ЭМ ВМС Югославии, выполняя функции легкого крейсера, лидера эсминцев и, при надобности, королевской яхты. Этот корабль, повышенный ради престижа до статуса легкого крейсера, получил имя потерянного в норвежской компании «Кенигсберга». Остальные два тоже были кораблями бывшего югославского флота и получили обозначения соответственно ZI-4 и ZI-5. Немецкие ПЛ были отозваны в Атлантику и, кроме этих эсминцев, нескольких катеров и вспомогательных кораблей, боеготовых сил у Кригсмарине в регионе пока не было.
«Кенигсберг» – второй флагман Германского Средиземноморского флота, пока еще под италянским флагом
Имея обширные полномочия, немецкий адмирал развил бурную деятельность. Сначала обратился к французам: с его подачи Германия выкупала два новейших эсминца «Sirocco» и «Bison» которые к марту 1942 были в 95% готовности. Еще два («L'lntrepide» и «Le Temeraire») были бы готовы к концу 42-го (понемногу достраивались с лета 1941 года). Эти корабли получили обозначения ZF-6, ZF-7, ZF-8 и ZF-9. В замен немцы отдали два «трофея» в Бордо (которые де-факто были под контролем французов уже полгода), но основным в договоре была долгосрочная программа участия французских верфей в строительстве и модернизации различных кораблей для Германии. Это был приличный куш. На попытки же немцев купить уже готовые корабли Париж ответил отказом (за «Commandant Teste» разгорелось целое «сражение»). Впрочем, от французских эсминцев Маршалл позже также отказался, получив в замен часть трофеев «Окончательного Герасима».
Итальянцы тоже получили заманчивые предложения и крупные заказы. Первыми были проданы заложенные для ВМС Таиланда «Taksin» и «Naresuan», которые должны были достроиться как крейсера ПВО для Германского флота. Планировалось оснастить их шестью 130-мм французскими универсальными орудиями и германскими зенитными автоматами. Достроить планировали в конце 1943 года. Другим контрактом предусматривалась достройка для германского флота четырех легких крейсеров типа «Capitani Romani» («Claudio Druso», «Claudio Tiberio», «Paolo Emilio» и «Vipsanio Agrippa») работы по которым были заморожены в 1940 году. Остальные корабли итальянцы решили достраивать для себя. Интересно, что эти немецкие «итальянцы» тоже должны были получить французские 130-мм универсальные пушки и германскую зенитную артиллерию. Планировалось, что «Романи» будут готовы войти в строй в конце 1943 – начале 1944 года.
Италянский ЭМ Legionario типа «Солдаты» второй серии, в 1942 году. Такие корабли строились для ВМС Италии и Германии.
Еще одним крупным заказом на для Германского Средиземного флота стали 24 ЭМ типа «Soldati» 2-й группы со сроками вступления в строй с начала 1943 по начало 1945 года. Достраивался и трофейный югославский лидер «Split» (готовность к концу 1943 года). По непроверенным данным для немцев в качестве авианосцев перестраивались также итальянские лайнеры «Rex» и «Conte di Savoia», а французы строили авианосец из бывшего линкора «Центурион», который был захвачен в Суэцком канале. Ветеран использовался там как плавучая зенитная батарея и был затоплен в спешке. Подняли его французские водолазы, которые набили руку на «соединении Х» в Александрии.
«Центурион» играет в «Энсона»
Кроме того еще в 1940 году немцы начали программу по переоборудованию в корабли ПВО старых крейсеров и броненосцев, которые до того использовались как плавучие казармы, блокшивы или же были захвачены в качестве трофеев. Подобный корабль отыскался и у французов. Дело в том, что после ПМВ Франция получила несколько германских крейсеров и активно эксплуатировала их до конца 30-тых годов. Бывший германский «Regensburg» после вывода из состава флота в 1936 году французы использовали как плавказарму в Тулоне и теперь перестраивали его по германскому проекту. Предполагалось восстановить силовую установку (скорость планировали в пределах 18-25 узлов) и вооружить корабль 10 германскими 105-мм зенитными орудиями и многочисленными 20-37-мм автоматами. Ввод корабля в строй ожидался в начале 1943 года под старим названием.
Гвоздем же программы стали новые германские линкоры. Правда на самом деле это были старые итальянские линкоры, но тем не менее! Итальянские адмиралы планировали с 1942 года вывести в резерв «Giulio Cesare», «Caio Duilio» и «Conte di Cavour» (последние два в ремонте). Сказывалась нехватка опытных кадров (нужны для новых кораблей), топлива и порядочная устарелость линкоров. Вот тут то и подоспели немцы, имевшие как раз избыток моряков, как новоподготовленых так и вполне крепких 40-летних резервистов, когда то служивших на многочисленных кораблях кайзеровского флота. Планировалось взять корабли в аренду до конца войны: такой вот ленд-лиз со стороны Оси. В ход пошли уговоры, угрозы, обещания и наконец договорились – Германия получает четыре линкора (вместе с «Andrea Doria») до конца 1942 года, после ремонта и модернизации за германский счет. В ответ немцы помогли оснастить флот своего союзника последними новинками радиолокации. В первую очередь тяжелые крейсера и линкоры. Впрочем, сделано это было с дальним прицелом – от итальянцев, вооруженных адекватно, можно было уже что-то требовать в бою.
Итальянский линкор под немецким флагом
Кроме того, на Мальте победителям достались корабли потопленные в гавани и разбомбленные в сухих доках. Эсминцы «Lance» (ПВО), «Gallant», «Jersey», «Maori», «Jaguar», «Kingston», разбитые подводные лодки Р-36, Р-39, «Pandora», греческая «Glafkos», большие тральщики «Fermoy», «Abingdon» и много мелочи. После внимательного обследования поврежденных кораблей Мальты и Египта, немцы признали целесообразным восстановить «Lance», «Lively», «Jaguar», «Kingston», «Jackal», греческие ЭМ «Koundouriotis» и «Spetsai». Последние два были итальянской постройки. Учитывая то, что современное итальянское военное кораблестроение своим становлением было обязано фирме «Виккерс-Армстронг», восстановление английских и греческих кораблей было вполне осуществимым делом. Правда, срок ремонта наиболее пострадавших эсминцев оставлял до двух третей срока постройки нового корабля.
Мальтийские трофеи. «Kingston».
Учитывая состав корабельных команд нового Германского Средиземноморского флота, быстро сформировалась сплоченная группа офицеров бывшего австро-венгерского флота. Они настаивали на присвоении трофеям названий в честь австрийских кораблей ПМВ. Сам Маршалл думал использовать имена германских кораблей, но первоначально все эти споры носили полуофициальный характер. После Нарвикского побоища 1940 года, по прихоти Гитлера эсминцам официально вообще-то полагались лишь номера. Впрочем, моряки неофициально давали личные имена даже торпедным катерам и не понимали, как можно оставить «номерным» корабль по водоизмещению сопоставимый с легким крейсером времен прежней войны. Маршалл активно насаждал новые традиции на вверенном ему флоте и надеялся ситуацию поправить. Обратившись лично к фюреру, он в конце концов добился своего – корабли, продолжая традицию первого средиземноморского флагмана, стали получать как индекс так и собственное имя. Эсминцам ПВО достались имена австро-венгерских легких крейсеров, а остальным — наименования германских миноносцев и канонерских лодок: соответственно ZE-6 «Zenta», ZE-7«Szigetvar», ZE-8 «Wolf», ZE-9«Luchs», ZE-10 «Schakal», ZG-11«Seeadler» и ZG-12 «Albatros». ZI-4 и ZI-5 получили имена «Iltis» и «Eber».
Кроме названных эсминцев ремонтопригодными признали также корветы «Hyacinth», «Tamarisk», «Coreopsis» и «Peony» (в германском флоте получили обозначения SG-31, SG-32, SG-33, SG-34). Поднятого из канала «Стюарта» решили переоборудовать в канонерскую лодку огневой поддержки. Был вариант его продажи итальянцам – они неожиданно проявляли к этой устаревшей посудине большой и совершенно нездоровый интерес. Пока он получил обозначения SG-35.
При расчистке портов (Акаба, Хайфа, Александрия, Порт-Саид, Суэц), Нила и прибережных вод Палестины и Египта от потопленных судов, победителям в качестве трофеев достались два десятка ремонтопригодных больших тральщиков. Еще шесть гибралтарских тральщиков загнали в испанские порты французские легкие силы. Лакруа не поленился их оттуда «выковырять», и позже они были переданы немцам вместе с «Manxman» взамен на возврат французам недостроенных ZF-6, ZF-7, ZF-8 и ZF-9.
После поспешного отхода встречающего отряда Сайфрета (в море вышли французские линкоры и отряд RN в составе 2 крейсеров и 4 эсминцев быстро ретировался) они не все успели отойти при появлении быстроходных французских кораблей. Кроме тральщиков погибших на минах к концу операции французская авиация потопила «Hussar» и «Britomart», а 6 поврежденных ТЩ укрылись в Сеуте и Малаге. Здесь из их и настиг Лакруа при полном попустительстве испанцев. Две трети из этих тральщиков предполагалось отремонтировать в Тулоне до конца года, а остальные в первые месяцы следующего.
Кроме того восстановлению подлежало большинство потопленных в портах транспортов и многие мелкие корабли и катера. Итальянцы в течение лета 1942 года (после работ французов) подняли в гавани Александрии корпуса обеих взорванных линкоров, а также лежащий в бухте Суда крейсер «Йорк» и, после соответствующей подготовки, утащили их в Италию. Силовые установки, вооружение и прочие системы кораблей были совершенно уничтожены, однако поврежденные корпуса после заделки дыр и откачки воды, при помощи понтонов держались на воде. Итальянцы, имеющие огромный опыт реставрации и модернизации своих устаревших и изношенных дредноутов, хотели использовать корпуса в собственных кораблестроительных программах. Благо они не занимали стапеля. Было предложено несколько проектов плавучих батарей, авианосцев и даже танкеров для перевозки нефти. И в любом случае это было огромное количество ценнейшего на войне металлолома.
Впрочем, для начала итальянцы решили на всю железку использовать эти остовы в деле пропаганды своей морской мощи. Людей в массовом порядке водили на экскурсии осматривать зримое свидетельство подвигов итальянского флота, а фотографии скалящегося Муссолины на изуродованной палубе «Куин Элизабет» обошли все газеты нейтральных стран, чем вызвали усиленное выделения желчи у британских адмиралов. Французы в Тулоне тоже устроили целое шоу с речами, парадами, экскурсиями и салютами – добыча было воистину богатая.
Муссолини на одном из многочисленных военно-морских парадов по случаю победы. Такие фото облетели газеты практически всех нейтральных стран.
Меж тем на Средиземном море постепенно возвращалась нормальная жизнь. Активно шла отчистка от потопленных судов гаваней Тобрука, Триполи и Бенгази, а также греческих портов. Металлолома было много, и шел он по высокой цене. Французы первыми вывели в море рыболовные флотилии – они уже успели нажиться на поставках продовольствие в Германию и Италию (фрукты и ранние овощи из Марокко и Алжира) и теперь собирались снабжать Европу еще и рыбой. Барыши ожидались такие, что и минная опасность их не пугала. Восстанавливалось нормальное морское сообщение, на Ближний Восток широкой рекой хлынул поток грузов. Хотя и итальянцы, и французы, и даже немцы мерили кафтан на себя, теперь действительно это было «Наше Море».
Военные моряки тем временем думали куда дальше направить усилья своих флотов. Гибралтар был в принципе проходим, Босфор теперь открыт, а Суэцкий канал вскоре должен бы быть восстановлен. Факт того, что немцы вытребовали себе все большие трофейные тральщики и настаивали на их скорейшем ремонте «по высшему приоритету», наводил на кой какие мысли. А то что они забрали все поднятые со дна Нила канонерские лодки постройки времен ПМВ, потребовали у итальянцев восстановить эти корабли (с заменой силовой установки на дизель) и держать их в разобранном виде в готовности доставить куда прикажут, практически все расставило по местам. Цель Германского Средиземноморского флота была ясна, как и то, что итальянцам пройдется последовать за Kriegsmarine…