0

В этой статье я хочу рассказать о наиболее совершенной системе противовоздушной территориальной обороны, когда-либо существовавшей: NORAD на пике ее развития в начале 1960-ых. Говоря о системе, я подразумеваю весь комплекс средств противовоздушной обороны и предупреждения, защищавших в тот момент североамериканский континент.

Обнаружение и предупреждение

NORAD: воздушный щит континента

Карта DEW (Distance Early Warning — дальнее раннее обнаружение) линии по состоянию на 1957 год.

Эта линия, состоявшая из нескольких десятков радиолокационных станций, закрывала собой пространство почти в 10000 километров. Построенная с 1954 по 1957 год усилиями почти 25000 американских и канадских инженеров, линия предназначалась для раннего предупреждения о приближающихся советских бомбардировщиках.

Входившие в состав линии радарные станции AN/FPS-19 представляли собой пик тогдашних радарных технологий. Каждая станция имела пиковую мощность до 150 квт (при средней мощности 3 квт). Радарная станция могла обнаружить приближающиеся самолеты противника на расстоянии до 300 километров. 

Станции DEW-линии располагались эшелонировано, перекрывая радиус друг друга. Таким образом, уничтожение нескольких станций (в результате внезапной атаки с подводных лодок или ракетного удара) не приводило к образованию сколь-нибудь значительной бреши в обороне североамериканского континента.

NORAD: воздушный щит континента

Три линии NORAD:

— черные точки — DEW-линия

— красные точки — Среднеканадская линия

— коричневые точки — "Пинетри" линия

Южнее DEW-линии, примерно посередине территорий Канады, располагался второй радарный эшелон. Так называемая "Среднеканадская линия" (Mid-Canadian Line) состояла из восьми станций, протянувшихся от побережья до побережья примерно на 1000 километров к югу от DEW-линии.

Строительство этого второго эшелона началось в 1956 году и завершилось в 1958. Задачей этой линии было следить за бомбардировщиками, прорвавшимися в воздушное пространство Канады, определять их курс и выводить на них взлетающие перехватчики.

Последний рубеж обороны был, по иронии судьбы, создан самым первым. Располагавшаяся вдоль северной границы США линия обороны "Pinetree" была построена еще в начале 1950-ых, когда возможности строительства радаров на север Канады еще только рассматривались. 

Линия "Pinetree" состояла из 39 радиолокационных станций — 33-х больших и 6 вспомогательных "закрывающих разрывы". Изначально линия должна была целиком тянуться вдоль 50-ой параллели, но после заключения соглашения о совместной противовоздушной обороне с Канадой, восточный край линии прошел по 53-ей параллели (чтобы прикрыть густонаселенные районы Канады). Качество радаров этой линии, разработанных еще в 1940-ых оставляло желать лучшего: но с другой стороны, задачей этой линии было быть лишь "последним рубежом", осуществляющим слежение за советскими бомбардировщиками непосредственно перед их вторжением в воздушное пространство населенных районов Америки.

Вместе, три линии радаров раннего предупреждения NORAD составляли на тот момент самую комплексную систему обнаружения и предупреждения о воздушном нападении в мире. Возможности этой сети позволяли обнаружить приближающиеся бомбардировщики на расстоянии до 2500 км от населенных районов США и Канады, и непрерывно следить за ними в воздушном пространстве. В целом, данная система давала ПВО NORAD почти два часа на то, чтобы отреагировать.

Фланговое прикрытие (т.е. прикрытие со стороны океанов) осуществлялось двумя т.н. "барьерами":

— Атлантическим, протянувшимся от Гренландии до Великобритании

— Тихоокеанским, протянувшимся от острова Кодьяк до Мидуэя

NORAD: воздушный щит континента

Самолет и эсминец Атлантического Барьера

Каждый барьер обеспечивался непрерывно патрулирующими в небе самолетами ДРЛО EC-121 "Warning Star" и эсминцами передового радиолокационного дозора (переоборудованными для ношения мощных РЛС раннего обнаружения). В конце 1950-ых была сделана попытка подкрепить систему вынесенными в море стационарными радарами. Три так называемые "техасские башни" были построены у побережья Канады, но после обрушения одной из станций во время шторма, проект закрыли.

NORAD: воздушный щит континента

"Техасская башня"-2. Красивая, но не слишком удачная идея: что хорошо для Мексиканского Залива, не выдержит Северной Атлантики.

В результате всех этих комплексных мер, система предупреждения о воздушном нападении Северной Америки представляла собой практически непрерывный "забор" из РЛС воздушного, морского и наземного базирования. Протянувшийся от Мидуэя до Великобритании, этот барьер длиной в 12000 километров был практически непроницаем для любого самолета-бомбардировщика, пытающегося проникнуть в воздушное пространство Америки.

Наведение и координация

Основу основ всей системы NORAD составляла система, называемая SAGE. За этим говорящим именем (SAGE — "мудрец") скрывалась аббревиатура semi-automatic ground enviroment. В переводе на русский, это означало "полуавтоматическое наземное наведение".

Задачей системы SAGE было принимать и обрабатывать данные с радаров предупреждения и слежения, и вырабатывать инструкции для оперирующих в воздушном пространстве перехватчиков. Попросту, это была система автоматического координирования, которая, собирая данные с десятков радарных станций, выдавала инструкции сотням летящих перехватчиков. Передаваемые по радио в виде кодированых команд, инструкции поступали сразу в автопилот перехватчиков, после чего пилоту нужно было лишь дождаться момента, когда система выведет его на цель.

Для оперирования столь сложным комплексом, нужна была технология, стоящая буквально на передовом краю технического прогресса. И такая технология была создана: в середине 1950-ых специально для нужд SAGE фирма IBM выпустила свой новый компьютер IBM AN/FSQ-7.

NORAD: воздушный щит континента

Для общения персонала в разных концах компьютерного зала, каждый блок компьютера был оснащен телефоном.

Самый большой компьютер из когда-либо созданных, AN/FSQ-7 весил 240 тонн и включал 49000 вакуумных ламп (с периферическими устройствами — 60000). Это гигантское устройство могло проводить до 75000 операций в секунду — по тем временам, параметр великолепный. Потребляя 3 мегаватта энергии, компьютер обрабатывал поступающую информацию с радарных станций, и выдавал кодированные инструкции для автопилотов интегрированных в SAGE перехватчиков — куда лететь и где перехватывать.

Компьютеры располагались в специальных защищенных зданиях кубической формы. Каждое строение было рассчитано на защиту от последствий ядерного удара, имело независимые источники питания и фильтрацию воздуха. С помощью модемов, компьютеры, через телефонную сеть США и Канады были связаны с сотнями радарных станций, постов авиационной связи, координационных маяков.

Для своего времени, система SAGE была поистине эпохальным проектом. Ее полная стоимость в ценах 1958 года оценивалась в 12 миллиардов долларов — больше, чем ядерный проект! Но и возможности системы также впечатляли: на учениях, система SAGE обеспечивала поиск и уничтожение одиночного бомбардировщика, летящего через воздушное пространство Канады в 1500 км от границ США.

NORAD: воздушный щит континента

Был у системы, впрочем, и недостаток. Компьютеры базировались в хотя и защищенных, но все же расположенных над землей зданиях, и в случае ядерного удара прямо по ним могли быть легко уничтожены. Предполагалось перенести посты SAGE в бункера, но успели сделать это лишь с одним постом, расположенным в Канаде (пост был спрятан в шахте на глубине 210 метров). В качестве временной меры, командование ВВС США разработало более простую "аварийную" систему наведения BUIC (Back-Up Interceptor Control), децентрализованную и представлявшую собой более простые посты наведения, находящиеся на базах ВВС.

Перехват и уничтожение

Основной и главной задачей всей системы NORAD было перехватывать и уничтожать угрожающие Америке советские бомбардировщики. Это выполнялось с помощью пилотируемых и беспилотных перехватчиков ВВС США, истребителей Национальной Гвардии и зенитных ракет.

США уделяли созданию и совершенствованию своего парка перехватчиков очень много внимания еще с 1940-ых. Начиная с 1948 года, ВВС США получили:

NORAD: воздушный щит континента

— 2900 легких перехватчиков F-86D "Sabre Dog", с системой автоматической лобовой атаки 24 ракетами FFAR.

NORAD: воздушный щит континента

— 1050 двухместных всепогодных перехватчиков F-89 "Scorpion", оснащенных мощной по тем временам поисковой РЛС (способной обеспечить перехват бомбардировщика в ночное время) и батареей из 104 (!!!) ракет FFAR

NORAD: воздушный щит континента

— 855 всепогодных двухместных перехватчиков F-94 "Starfire"

В середине 1950-ых к этим самолетам добавились новые сверхзвуковые перехватчики:

NORAD: воздушный щит континента

— 479 сверхзвуковых всепогодных F-101 "Voodo"

NORAD: воздушный щит континента

— 1000 сверхзвуковых двухмаховых всепогодных F-102 Delta Dagger

NORAD: воздушный щит континента

— 324 сверхзвуковых двухмаховых всепогодных F-106 Delta Dart

Этот огромный флот перехватчиков состоял на вооружении до середины 1960-ых. Практически все машины были интегрированы в NORAD, и могли управляться системой SAGE (правда, многие ранние перехватчики могли получать только общее целеуказание ввиду примитивности их автопилотов, не позволявших полностью автоматически вести машину к цели)

Пилотируемые перехватчики были дополнены развернутыми в США и Канаде батареями сверхдальнобойных беспилотных перехватчиков CIM-10 "Bomarc", способными встретить вражеские самолеты на дистанции 450-800 км.

NORAD: воздушный щит континента

Оснащенный двумя прямоточными двигателями, CIM-10 "Bomarc" напоминал скорее беспилотный самолет, чем ракету. Он был полностью интегрирован в систему SAGE — используя ее радары как средство обнаружения. Компьютеры SAGE, отслеживая радарами Среднеканадской и "Pinetree"-линии перемещения бомбардировщиков противника в небе над континентом,  использовали Bomarc как оружие с минимальным временем реакции. Развивающая скорость до 3 МаХа ракета шла по сигналам маяков SAGE, получая инструкции для автопилота от компьютера. Достигнув рассчетного района расположения цели, "Bomarc" включал бортовую АРЛ ГСН и осуществлял поиск цели, и найдя — сближался, и атаковал. Ряд версий ракеты нес ядерную боеголовку, что делало "Bomarc" оптимальным оружием поражения прорывающихся бомбардировщиков и крылатых ракет.

Начиная с 1956 года, на вооружение перехватчиков стали поступать управляемые авиационные ракеты. Разработанная ВВС США GAR-1 "Falcon" с полуактивным радиолокационным наведением, хотя и имела немало недостатков, но все же была достаточно эффективна против медлительных маломаневренных тяжелых самолетов противника. Появившийся же в 1956 и адаптированный ВВС чуть позже AIM-9 "Sidewinder" с инфракрасным наведением был первой в мире ракетой, реализующей принцип "выстрелил-и-забыл". К началу 1960-ых, управляемыми ракетами были оснащены все без исключения истребители как ВВС так и Национальной Гвардии США.

В 1958 году на вооружение было принято практически "абсолютное оружие" — ракета AIR-2 "Genie" с ядерной боеголовкой. Представляя собой, по сути дела, не более чем обычный НУРС, только с ядерной боевой частью, ракета была чрезвычайно надежна, обладала высокой скоростью, а мощность ее ядерной боевой части с успехом компенсировала отсутствие наведения. Точно запущенная AIR-2 могла уничтожить абсолютно любой бомбардировщик или крылатую ракету на расстоянии 300 метров от эпицентра. Отсутствие же системы наведения (имелся только простой автопилот для поддержания ракеты на курсе) делало AIR-2 совершенно неуязвимой к любым средствам РЭБ — им просто не на что было влиять!

Дополнительынм эшелоном NORAD являлись части Национальной Гвардии. Они комплектовались в основном устаревшими типами самолетов, и располагались в глубине территории США. Их задачей была объектовая оборона: перехватчики Национальной Гвардии вступали в бой в том случае, если бомбардировщики противнка прорывались в воздушное пространство США и приближались к обороянемым объектам.

Последним эшелоном противовоздушной обороны США были позиции зенитных ракет вокруг всех стратегических объектов. Эти  позиции в прямом смысле этого слова не относились к NORAD, так как подчинялись армейскому командованию. Тем не менее, не учитывать их было нельзя: на территории США к 1962 году было развернуто более 100 зенитно ракетных батарей.

Основу стационарной ПВО США составляли батареи ЗРК MIM-14 "Nike-Hercules" (более старые "Nike-Ajax" к этому моменту сохранились только на вооружении частей Национальной Гвардии). Эти зенитно-ракетные комплексы обладали на тот момент наилучшими в мире характеристиками, и могли поразить аэродинамическую и даже баллистическую цель на расстоянии до 140 км. Наведение комплекса было радиокомандным. Чтобы компенсировать проблемы с точностью наведения на больших дистанциях, комплекс имел помимо обычных, ракеты с ядерными боевыми частями, способными поражать цели даже при сильном промахе.

NORAD: воздушный щит континента

По совокупности характеристик, "Nike-Hercules" мог поражать даже столь сложные цели как скоростные крылатые ракеты и отдельные головные части баллистических ракет (в последнем случае — только ядерными боевыми частями). Все крупные мегаполисы были прикрыты 8-10 батареями "Геркулесов".

Резюме

К 1962 году, система противовоздушной обороны США достигла технического совершенства, никогда более не достигнутого ни одной системой противовоздушной обороны в мире. Все воздушное пространство Северной Америки было перекрыто многоэшелонированной системой предупреждения, слежения и уничтожения. Разветвленная, многоярусная система включала в себя множество элементов: радары, компьютеры координации, перехватчики.

В целом, можно с уверенностью сказать, что в момент своего пикового развития, система NORAD была практически непроницаема для ЛЮБОЙ трансполярной воздушной атаки, которую мог бы в то время организовать СССР. Советским бомбардировщикам, рискнувшим устремиться в воздушное пространство Соединенных Штатов пришлось бы столкнуться с радарами раннего предупреждения, способными обнаружить их задолго до приближения к стратегически значимым районам, эскадрильями заблаговременно поднятых в воздух перехватчиков (вооруженных управляемыми ракетами) наводимых централизованной системой координации.

В свете всего высшесказанного, ставка Никиты Сергеевича Хрущева на развитие ракетного оружия представляется более чем логическим и обоснованным решением. НИКАКИЕ усилия советской авиации не могли бы дать ей существенного перевеса над NORAD.

 Появление же баллистических ракет привело к тому, что уже в середине 1960-ых, после очень короткого пребывания на пике мощи, вся олгромная система ПВО США начала стремительно сворачиваться как устаревшая.

И все же именно NORAD 1960-ых остается примером наиболее совершенной интегрированой системы ПВО в истории.

 

 

Подписаться
Уведомить о
guest

39 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account