Заморская Русь.Часть 2.
В том что Заморская Русь состоялась был большой элемент случайности. Случайно эти земли были приобретены. Случайно населены. Нет государство предпринимало определенные усилия. Примерно раз в десять лет.
Мы остановились на том что бриг посланный с поселенцами потерпел крушение. Поселенцы впрочем были доставлены и к ним волей неволей присоединилась команда с офицерами. Офицеры конечно стремились вернуться на родину. Тем более что шла война. Однако посещавшие эту часть света суда были либо британскими либо французскими, которые вряд ли доставили бы русских военных моряков куда ни будь кроме плена. Небольшое количество судов Северо-Американских Штатов через океан не ходили. Кроме того английский консул недвусмысленно потребовал интернирования моряков у местных властей. Тем естественно это не понравилось (морякам конечно, а не властям). Впрочем это препятствие обошли заявив что все они переселенцы и точка. Пришлось правда убираться со скарбом внутрь страны. В земли принадлежащие великому князю. А там то и выяснилось каким образом были приобретены земли. А также что на асиенде Рабано ди Монтичеле (так звали «тестя» Константина Николаевича) подрастает вполне себе принцесса крови, которую язык не поворачивается назвать незаконнорожденной. Короче господа офицеры занялись обустройством на новом месте. Когда война закончилась возвращаться в Россию как то никто не захотел. Матросы по переженились на местных красотках. Обзавелись хозяйством, не хуже крестьян. Крестьяне тоже не отставали. Офицеры, все как на грех молодые холостяки, таковыми оставались не долго. Кроме того с крестьянами был послан на новые места, окормлять паству священник с дьячком. На бриге, кстати был свой. Ну, а два прихода чем вам не благочиние? Большую роль сыграло то что в матросов были вколочены (и это не фигура речи) правила гигиены, так что крупных эпидемий не было. Погосты конечно появились, не без того, но детей рождалось не в пример больше. Короче когда в России вспомнили о землях в далекой Аргентине там было уже несколько небольших селений, называемых по старой памяти деревнями. А асиенда Рабано ди Монтичеле.. ну почти городком, с церковью, школой, мастерскими.Вспомнили, впрочем, не просто так. В России умер Николай1, кончилась Крымская война и началась эпоха великих реформ. В этих самых реформах не последним действующим лицом был любимый брат нового царя Александра2 великий князь Константин Николаевич. В реформенную пору, как водится, появилось множество разных прохиндеев, ловящих рыбку в мутной воде. Поэтому кроме прожектов реформ необходимых и полезных, была масса сущего бреда. Один из таких прожектов заключался в том что, поскольку народ русский туп, ленив и неспособен к умственной деятельности, надобно эту способность пробудить. Для чего в срочном порядке приучить русских крестьян к кофе! Высказывались такие мысли и в мраморном дворце, который, кстати, и был резиденцией Константина. А тем временем в поисках средств, министерство финансов стало интересоваться зарубежными активами, с целью их продажи. Великому князю в сущности не было никакого дела до тех имений, но вот огласки он не хотел категорически. Кроме того человек, в сущности не плохой, хотел обеспечить дочь перед которой, как ни крути, был виноват. В общем, продать он не дал. Зато когда было заявлено что сии владения самое подходящее место для выращивания кофе для русских крестьян, крыть было не чем. Великий князь не имел не малейшего представления, произрастает ли кофе в тех местах, прожектеров же такие мелочи и вовсе не интриговали. Таким образом была составлена еще одна переселенческая программа и выделены средства на ее осуществление. Для выращивания кофе к черту на кулички было отправлено еще полторы сотни крестьян, правда уже не крепостных, а временно обязаных. Хотя хрен, в общем-то, редьки не слаще, пришлось искать добровольцев и обещать более щедрые подъемные. Но так или иначе в 60е годы 19го столетия в Заморскую Русь переселенцев отправили. Каким то не постижимым образом забыв при этом об администрации. Наверное именно этим и объясняется быстро растущее благосостояние поселенцев на новых местах.
Прошло еще десять лет. И тут приключился еще один скандал в благородном семействе. Сын Великого князя Константина Николай был заподозрен в воровстве фамильных драгоценностей. С одной стороны похищать эти ценности у него не было не малейшего резона, в средствах его не ограничивали. С другой стороны даже родная мать не сомневалась в виновности сына. Лично я уверен что многообещающего Николая Константиновича подставили. Так или иначе с ним надо было что-то делать. На каторгу великого князя не отправишь, в ссылку уже лучше, но тоже как то не комильфо. В конце концов остановились на изгнании. Скорее всего это идея его отца, привыкшего прятать семейные тайны за океаном. Как бы то ни было в второй половине 70х лишенный титула (но не денежного содержания) Николай с небольшой свитой оказался в Аргентине. Где с удивлением увидел не большую, но очень сплоченную и процветающую русскую колонию. Заодно познакомился с «родственниками». Он надо сказать и до того не питал иллюзий по поводу состояния дел в России. Увидев яркий контраст с тем что люди достигли своим трудом, с тем что оставил на родине, молодой человек решил сделать этот маленький клочок России процветающим и свободным. Надо сказать многое ему удалось. Первое за что он взялся это привлечение людей. Своих средств хотя и не малых для этого явно бы не хватило. Но ему удалось привлечь к переселению крестьян старообрядцев поповского толка. Хотя преследование их в России и поутихло, недоверие к власти осталось. И когда разнеслась весть о новом Беловодье движение началось. Частично финансирование осуществляли купцы старообрядцы, частично дон Карлос (так называли Николая испаноязычные аргентинцы). Так или иначе ручеек был, хоть небольшим, но постоянным. Интересны отношения вновь прибывших со священниками в Заморской Руси. Находящиеся в окружении католиков (к тому же, зачем то, закапывающих под распятиями идолов), священнослужители рассуждали просто. В Христа верует? Заповеди соблюдает?По русски говорит? Какого еще рожна, прости Господи! Таким образом прибывающее были уверенны что сманили священников из официальной церкви, а те в свою очередь докладывали что возвращают заблудших в лоно истинной. К тому же прибывали новенькие маленькими группами и без особых проблем поглощались старожилами. Общество или как говорили мир обладало весьма любопытными нравами. Во первых все были поголовно грамотны. Мысль о необходимости этого пришла в головы еще самым первым переселенцам. Поскольку русских девушек была нехватка, матросы женились на местных. С тех пор женившихся не на своих, так матросами и звали. Поскольку дети от смешанных браков с точки зрения офицеров были крепостными флотского ведомства, а с точки зрения местных законов аргентинскими подданными надо было их как то обособить. Для сей цели и завели школу обязательную для всех русских. Крестьяне чувствуя себя в чуждом окружении, также поддержали идею обособленных школ. Дети воспитывались в своей среде и испанский язык начинали изучать в уже лет с десяти. Браки с местными не то что бы запрещались, но не поощрялись. Во всяком случае их было не много и почти всегда русские парни брали в жены местных индианок или креолок. Впрочем если своим девушкам женихов не хватало, разрешения на свадьбу мир мог и не дать. Занимались в основном сельским хозяйством и ремеслами. Немного торговлей. Но эта сфера деятельности стала развиваться в основном с прибытием Николая Константиновича. У аборигенов русские поселенцы заслужили репутацию людей кротких и незлобивых, которым и в голову не придет подпустить красного петуха соседям, если те у них коров не воруют. Одним словом идиллия и пастораль. И заморская Русь никогда не стала бы тем чем она стала, если бы не личность опального великого князя Николая Константиновича, или как называли его аргентинцы дона Карлоса ди Романов.
Продолжение следует.