«Моноплан будущего» Junkers J.1000
Данный материал, переведенный уважаемым коллегой NF и доработанный мной, выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статьях, посвященных проектам тяжелых бомбардировщиков, созданных Хуго Юнкерсом в годы Первой Мировой войны.
В связи с появлением вновь обнаруженной модели J.1000, которая возможно принадлежит к так называемому учебному пособию «Юнкерс» и в ближайшее время вновь должна будет выставлена в немецком музее в Мюнхене, есть еще один очень интересный проект J.1000.
Выполненный по схеме «утка» самолёт, в котором Хуго Юнкерс с его известным патентом «Парящая бабочка» разработал предложение по использованию толстого крыла большой грузоподъёмности, в дальнейшем должен был бы стать реальностью. Патент представлял собой предварительный проект одного впечатляющего самолёта фирмы Junkers. Данный проект был коротко упомянут в более ранних документах.
Самолёт, по другим документам впервые упоминавшийся не в 1925 году, а годом раньше, был представлен общественности в ходе 63-го главного собрания VDI в Ганновере. Он должен был перевозить 100 пассажиров вместе с багажом. Суммарный вес полезной нагрузки составлял 12 000 кг, машина несла 10 членов экипажа, а также запас топлива на 10 полёта (10 000 кг). Применённое название «Трансокеанский самолёт будущего» явно не соответствовало 10-часовой продолжительности полёта и скорости в 190 км/ч, с которыми машина была не в состоянии пересечь Атлантику в направлении с запада на восток в самом узком месте. Тем не менее, этот проект в своей первой версии, представленной всего пятью годами после окончания Первой Мировой войны, имел значительный прогресс в сравнении с зарубежными конструкциями не только вследствие своих гигантскиx размеров, но и всей своей концепцией.
Рис.1. Гигантские размеры проектировавшегося в 1924 году J.1000 показаны для сравнения с выполненной в том же масштабе моделью Junkers Ju 52/3m
Помимо применения толстого крыла с высокой несущей способностью, в котором полностью размещались салоны пассажиров, багаж, кабины для размещения членов экипажа, топливо и двигатели, имело место применение убирающегося шасси и силовой установки нового типа. Шасси должно было убираться в оба фюзеляжа в шахты и закрываться створками нового типа. В случаях аварийной посадки с невыпущенными шасси нижняя часть фюзеляжей была усилена мощными накладками.
Рис.2. Вид сзади J.1000 напоминает ультрасовременные американские модели транспортных самолётов
В качестве силовой установки мощностью 4×1000 = 4000 л.с. должна была служить разработка нового типа двигателей: впервые в самолётостроении должны были применяться поршневые компрессорные двигатели со свободными цилиндрами. Нагнетаемый ими воздух должен был сначала поступать по специальным воздуховодам в сборный резервуар и оттуда далее поступать к расположенным сзади винтов турбинам. В выпуске 18 на стр. 2811 показаны три вида левого крыла и расположение системы воздуховодов от двигателей к турбинам.
Рис.3. Здесь перед приземлением парит моноплан будущего J.1000. Со своим размахом крыльев в 80 метров он представляет впечатляющее зрелище, особенно если учесть, что колоссальный Lockheed Galaxy С-5А имеет размах крыльев только 68 метров
С течением времени проект был много раз переработан и изменён. В более позднее время были сведения о более мощной силовой установке — четыре дизельных двигателя мощностью в 2000 л.с. каждый, которые должны были бы быть установлены на месте турбин. Внешний вид самолёта в результате этих переделок не изменялся, но летные характеристики должны были значительно улучшиться.
Рис.4. Так примерно выглядел бы J.1000 сразу после взлёта
J.1000 остался лишь проектом, но тем не менее он оказал значительное влияние на самолетостроение.
Описание
«Моноплан будущего» J.1000 был четырёхмоторным транспортным самолётом, выполненным по схеме «утка» в 1924 году.
Несущие поверхности
Крыло имело трубчатый каркас, покрытый гофрированной металлической обшивкой. Кабина пилотов расположена в верхней передней части крыла и имеет хороший обзор по всем направлениям. За ней расположен отсек для отдыха экипажа и кухня. Рядом отсек для командира или двух пилотов. Позади этих помещений расположена силовая установка.
Все салоны для пассажиров были расположены в наиболее толстой (2,3 м) части крыла — 12 кабин на 6 персон каждая размещены в передней части крыла, 14 других салонов на 2 пассажира каждый размещены в средней части крыла. Все места для пассажиров были приспособлены для быстрого переоборудования их в спальные, как в кабинах купе железнодорожных вагонов. За пассажирским отделением имелось достаточно наличного пространства для отдыха экипажа и багажных отделений.
Фюзеляж
Два коротких фюзеляжа выполнены в качестве несущей плоскости. Оба фюзеляжа соединёны крылом и служат пассажирам для питания и наблюдения (на 18 человек каждый). Там же находится ниша для основного шасси.
Шасси
Основное шасси состоит из двух групп, в каждую их которых входят три рядом расположенных колеса.
Хвостовое оперение
Переднее крыло выполнено в виде качающегося маятника. Двойные стабилизаторы установлены в удлинениях обоих фюзеляжей. Дополнительно на концах верхней части крыла установлены два сужающихся в направлении полёта клиновидных киля.
Силовая установка
Первоначально предусматривалась силовая установка из четырех 1000-сильных поршневых компрессорных двигателей сo свободными цилиндрами общей мощностью 4000 л.с. Поршневые компрессорные двигатели через систему воздуховодов были соединены со сборным резервуаром для хранения сжатого воздуха и далее соединены с четырьмя расположенными позади воздушных винтов турбинами.
Рис.5. J.1000 в полёте демонстрирует свою неповторимую схему «утка»
Позднее были предусмотрена силовая установка из установленных на месте турбин четырех 2000-сильных дизелей общей мощностью 8000 л.с..
Летно-технические характеристики проекта J.1000 образца 1924 года
Размах крыла 80 000 мм
Максимальная длина 24 000 мм
Максимальная хорда крыла 10 000 мм
Максимальная высота профиля крыла 2300 мм
Площадь крыла 600 м²
Максимальная высота 7500 мм
Полётный вес 36 000 кг
из них полезная нагрузка из 100 пассажиров с багажом 12 000 кг
Запас топлива на 10 часов полёта 10 000 кг
Вес пустого 14 000 кг
Летные характеристики:
Максимальная скорость 190 км/ч
Удельная нагрузка на крыло 60 кг/м²
Удельная нагрузка на мощность 9 кг/л.с.
Мощность на единицу площади несущей поверхности 6,7 л.с./м²
источник: «Der „Zukunftseindecker» Junkers J.1000″ LUFTFAHRT international 22