Боевое применение КВ-5 в Южной Англии против в ходе Лондонского котла 1943 года показало его существенные недостатки:
— Слабая пушка. Пробиваемости 107 мм «царского калибра» не хватало для пробития брони таких танков как vk4502, Jagdmaus, Jagdtiger 12,8 см, не говоря уже про Maus и Т-28\95 и Т-97
— «Ведро» стрелка-радиста, которое бывало зачастую изрешечено вражескими подкалиберными снарядами.
— Слабое фугасное воздействие 42-ух линейного снаряда по укреплениям и ДОТам.
танковой дивизии "Коловрат"» src=»/files/users/user9253/KV-5_OBM_kolovrat%20.jpg» />
В частях, зачастую срезали автогеном «ведро» и на его место приваривали кусок брони от «Мауса». Благо, этих машин выпущенных по лицензии на Харьковском и Сталинградских заводах хватало – ведь только в в 1943 году в Сталинграде было выпущено 2356 «Маусов».
Ответом промышленности был выпуск танка КВ-5М, на котором место стрелка-радиста перенесли в башню, применили конфигурацию брони передка типа «Щучий нос», установили спаренные ленд-лизовские форсированные двигатели ДБ-605, и 122 мм пушку Бл-9.
Необходимость разрушать бетонированные укрепления, тем не менее, требовала всё больших и больших калибров. Выходом стало долгожданное появление на шасси танка КВ-5 гаубицы Б-4 калибром 203 мм. Эта гаубица была нужна Русскому Оккупационному Корпусу, действующему в Южной Англии, так и Добровольческому Балканскому Корпусу, который действовал в Испании и в район Гибралтара.
Орудие снабдили дульным тормозом, и установили в неподвижной рубке. Танк выполнили по сочленённой схеме. Громадная масса танка вынудила переместить двигатели, генераторы, запас топлива и боезапас в задний корпус танка.
В передовом отделении было размещено орудие, и два электромотора. Было два типа задних корпусов КВУ-55БМ: транспортно-заряжающий и боевой. Основное отличие боевого модуля от транспортно-заряжающего – наличие на последнем стрелы крана, и и дефорсированных двигателей с большим моторесурсом.
В заднем боевом корпусе были размещены четыре двигателя ДБ-605AFB от истребителя Мессершмитт 109L. Двигатели обладали малым ресурсом, но отличались малым весом, и высокой мощностью. Замена двигателей проводилась через 50 моточасов с помощью крана.
В заднем транспортно-заряжающем корпусе были размещены дефорсированные двигатели, и стрела крана для зарядки в задний люк рубки.
Сочленённая схема оказалась очень удобной и впоследствии позволила установить на танк пушку от крейсера «Киров» и даже 356 мм орудия от линейных крейсеров «Измаил».
А эти орудия очень потребовались на английском фронте после появления у американцев танков «Линкольн» с 406 мм орудиями. «Линкольны», в свою очередь, были ответом на массовое появление тысячетонников «Ратте» на поле боя.
Ну, а о соперничестве «Линкольнов» с «Дрейками» и «Ратте» и КВУ-77ОБМ с орудиями от «Измаилов» я расскажу в следующей своей статье.