17

Содержание:

История появления проекта

На нашем сайте мы подробно рассматривали эпопею с проектированием танков КВ-4. Не один проект так и не был принят, и казалось, что эпопея с проектированием в СССР сверхтяжёлого танка на этом закончилась. Но в марте 1941 года, то ли в результате операции по дезинформации, проведённой Абвером, то ли, просто, по недоразумению, у командования РККА появилась информация о том что, якобы, в Германии уже завершено создание танков с особо мощным бронированием и эти танки, даже, поступают в войска. И в связи с этой информацией руководство Красной Армии решило вернуться к проектам КВ-4. А точнее создать совершенно новый танк, так сказать по мотивам… С учётом всех замечаний которые появились в ходе рассмотрения проектов танка КВ-4. И уже, 7 апреля 1941 года в СНК СССР и ЦК ВКП (б) родилось постановление № 827-345 сс, в котором была поставлена задача по проектированию нового сверхтяжелого танка, получившего название — КВ-5. 9 апреля на основе этого постановления вышел приказ по наркомату тяжелого машиностроения за № 231 сс:

Танк КВ-5

 

«О танке КВ-5.

Директору Кировского завода

т.Зальцману:

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня — лобовая 170 мм, борт — 150 мм, башня — 170 мм;

б) вооружение — 107 мм пушка ЗиС-6;

в) двигатель — дизель мощностью 1200 л.с.;

г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.

К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5. К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5. Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 года корпус и башню КВ-5.»

Работы по данной машине начались в самый канун войны — в июне 1941 года. Новая машина получила заводской шифр — Объект 225. Старшим инженером по проектированию танка назначили талантливого конструктора Н.Цейца. Который являлся одним из старейших работников СКБ-2. Кроме него в группу проектирования вошли К.Кузьмин (разработка корпуса), Л.Сычев (башня и вооружение), Н.Федорчук (ходовая часть).

Советский сверхтяжелый танк КВ-5 и его возможные потомки

В результате их работы получился довольно необычный, и главное, очень мощный танк, не имевший на то время аналогов в мире. Корпус КВ-5 имел, довольно, небольшую высоту — всего 920 мм, Из-за этого механика-водителя и пулеметчика пришлось помещать в специальные башенки, которые, тем не менее, обеспечивали им очень хороший обзор. Башню спроектировали, просто, огромную, ромбовидной формы. В ней находились: командир танка, наводчик и заряжающий. Хочу обратить внимание на то, что командир танка получил командирскую башенку, что так же, серьёзно улучшало обзорность из этой машину (хочу напомнить, что недостаточная обзорность была бичом всех наших машин времён войны). КВ-5 имел очень солидный диаметр погона башни — 1840 мм, что должно было в будущем положительно сказаться на модернизации танка. Кроме того, огромная башня, естественно, имела и большой внутренний объем, что обеспечивало всем членам экипажа нормальные условия работы. Таким образом, на КВ-5, так же, должен был быть устранён один из самых распространенных недостатков наших танков – полное игнорирование удобства работы экипажа. Бронирование танка было очень мощным — 150-180 мм. Для сравнения, у ИС-2 лобовая броня была всего 120 мм.

По мере работы в проект было внесено целый ряд корректив. Отказались от изготовления башни путём штамповки, и приняли на вооружение более традиционную технологию – сварку. Из-за того что в СССР ни как не удавалось до вести до ума дизель мощностью 1200 л.с. На танке КВ-5 была предусмотрена установка двух обычных двигателей В-2К, имевших мощность 600 л.с. Эти моторы в танке размещались параллельно.

Отдельно нужно сказать о пушке ЗиС-6. Это был ещё один шедевр Грабина, который давал танку КВ-5 невероятную огневую мощь. Что и говорить, если 107 мм пушка КВ-5 была способна пробивать любую броню любого существующего на тот момент танка с дистанции 1500 метров.

В августе 1941 года проект танка КВ-5 был полностью завершен, и даже начались работы по изготовлению отдельных узлов и агрегатов. Но быстрое продвижение немцев к Ленинграду, положило конец всем работам по нашему «вундерваффе». Кировский завод прекратил все работы по опытным образцам техники и был вынужден бросить все силы на изготовление серийной продукции — танков КВ-1. Самая поздняя дата, обнаруженная на сохранившихся чертежах КВ-5, — 15 августа 1941 года. В это время бои шли уже под Лугой и Красногвардейском.

Оценка проекта.

Выше было рассказано о всех неоспоримых достоинствах танка КВ-5. но в сети мне не попалось ни каких данных о его возможных недостатках. Поэтому предположу сам. Мне так же не попалось данных о планируемой массой машины (Вики не в счёт, там масса взята с потолка). Но судя по её ТТХ, вес её, вряд ли бы вписался, даже, в 50 тонн. Танк КВ-5 весил бы не меньше тонн 60-ти, а то и все 70. Отсюда бы шли, и все его недостатки, связанные с проблемами транспортировки, недостаточной проходимостью, и так далее.

Мог ли КВ-5 появиться на полях сражений? Мне кажется, что вполне… Правда, для этого нужно было начинать работы по нему несколько раньше. Например, как продолжение работ и доведение до ума проекта КВ-4. Вероятно, и название он получил бы такое же. Кроме того, мне думается, что указанные выше, мною, недостатки были, вполне, устранимы путём уменьшения толщины бронирования. На мой взгляд, лобовая броня толщиной в 180 мм, является чрезмерной защитой.

Предполагаемый вид КВ-5-122

Предполагаемый вид КВ-5-122

Так же, мне видится ещё одно, очень важное, достоинство. Потенциал танка КВ-5 был настолько большой, что он мог бы, практически, без изменений выпускаться всю войну. Что неизбежно привело к отшлифовке технологии его изготовления, и, как следствие, к серьёзному снижению стоимости.

Выше я обращал внимание на большой погон башни. Это так же давало большой простор для манёвра технологам в плане установку на машину других, или более технологичных (например, литых), или большего размера, с более мощным вооружением, башен.

Советский сверхтяжелый танк КВ-5 и его возможные потомки

Например, знаменитая пушка ИС-2 Д-25Т в башню КВ-5 вполне могла быть установлена без её существенных переделок. А лучшие условия работы экипажа в КВ-5, вполне, могли дать большую скорострельность против ИС-2.

Советский сверхтяжелый танк КВ-5 и его возможные потомки

Так же, учитывая габариты танка, мне кажется, что в него вполне встала бы и 152 мм пушка МЛ-20С (устанавливалась на самоходки Су-152 и ИСУ-152) причём не в неподвижной рубке а в башне. Таким образом мы бы уже в самом начале войны получили бы САУ с башенной установкой орудия как на современных самоходках. Бесплатные фриспины https://vulkanbonus.info за регистрацию в топовых онлайн казино.

Предполагаемый вид КВ-5-152

Предполагаемый вид КВ-5-152

PS. Если рассуждать о том — нужен был, или не нужен, танк КВ-5. То тут мы вступаем в давний и, видимо, вечный спор о том — нужны ли, вообще, были тяжёлые танки. Тут я не буду принимать ни чью сторону, из спорящих. Но скажу, раз уж в СССР выпускались тяжёлые танки, то лучше что бы они были самыми лучшими, из всех возможных вариантов. Именно, таким танком вполне мог стать КВ-5. Правда, на мой взгляд, в модернизированном варианте.

Советский сверхтяжелый танк КВ-5 и его возможные потомки

 

Подписаться
Уведомить о
guest

10 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account