Космическая пушка под брюхом «Алмаза»

12

Эта пушка создавалась на базе НС-23 (вооружались Ил-10, Ла-9, Ла-11, МиГ-9, МиГ-15, Як-15). Принципиальными отличиями были двухстороннее ленточное питание и больший темп стрельбы. Для этого были введены ускорители отката и наката. Работа автоматики пушки основана на принципе использования энергии отдачи при коротком ходе ствола. Пушка имела двухстороннее непрерывное ленточное питание. Боеприпасами служили патроны пушки НС-23. Перезаряжание пневматическое. Запирание канала поршневое. Первоначально для серийного производства HP-23 была установлена живучесть 3000 выстрелов. Министр вооружений Устинов потребовал от ОКБ-16 и завода в течение года довести живучесть до 6000 выстрелов, что в основном было достигнуто. Для уменьшения отдачи был введен гидробуфер. Проработка HP-23 начата в декабре 1946 года, а а 1951 г. были закончены работы по доводке. НР-23 предназначалась, в частности, для замены 20-мм авиапушки Б-20 на тяжёлом бомбардировщике Ту-14. Ла-15 с новыми пушками был принят на вооружение в 1948 году. Ею вооружались самолеты Ту-4, МиГ-15-бис и ряд других. Пушки серийно производились с 1948 по 1956 г. на заводах № 2 и № 525. В 1957 г. производилась только сборка пушек из задела деталей.

Орудие обороны станции Алмаз от спутников-инспекторов

Ею вооружались самолеты Ту-4, МиГ-15-бис, Ту-14 и ряд других.

Длина ствола 1450 мм. Габариты пушки: длина 2018 мм, ширина 165 мм, высота 136 мм. Вес пушки 39 кг. Темп стрельбы 800-950 выстр./мин. Начальная скорость снаряда 680 м/с.

Программа ОПС (орбитальная пилотируемая станция) «Алмаз»

Центр управления и контроля станции с оптическим устройством ОД-5 и визирами – панорамно-обзорного устройства (справа внизу) и перископа кругового обзора «Сокол» (справа вверху). Фото novosti-kosmonavtiki.ru

Центр управления и контроля станции с оптическим устройством ОД-5 и визирами – панорамно-обзорного устройства (справа внизу) и перископа кругового обзора «Сокол» (справа вверху). Фото novosti-kosmonavtiki.ru

Визир панорамно-обзорного устройства ПОУ-11. Фото novosti-kosmonavtiki.ru

Визир панорамно-обзорного устройства ПОУ-11

ОКС «Салю́т-3» (ОПС-2 или № 102) массой 18,5 т была выведена на орбиту ракетой-носителем «Протон» 25 июня 1974 г. Перигей орбиты составлял 213 км, апогей — 253 км, наклонение 51,6°. Станция закончила свою работу 25 января 1975 г., пробыв на орбите 213 суток (90 дней) и обеспечив пилотируемый полёт 13 суток.

1-й экипаж (командир, полковник Павел Попович и бортинженер, подполковник Юрий Артюхин) на станцию доставил КК «Союз-14» 4 июля 1974 г. За 15 суток они выполнили всю программу.

2-й экипаж (подполковник Геннадий Сарафанов и подполковник-инженер Лев Дёмин) стартовал на КК «Союз-15», должен был пристыковаться 27 августа 1974 г., но из-за неисправности в системе сближения и стыковки «Игла» стыковка была отменена, и экипаж приземлился. 23 сентября возвращаемая капсула доставила на Землю фотоплёнки и другие материалы, а ОПС по команде ЦУПа была спущена с орбиты 24 января 1975 г.

Мало кто знает, что под именем мирного гражданского «Салюта» скрывалась военная орбитальная станция «Алмаз», предназначенная для сбора секретной информации прежде всего о военной мощи Соединенных Штатов. Последнее не противоречило международному космическому праву, ибо по нему границы государства распространяются на высоту не более 100 км, а станция летала намного выше. Разработчикам ОПС (орбитальной пилотируемой станции) было известно, что в США ведутся работы по военным спутникам-инспекторам и перехватчикам. Были приняты меры по защите «Алмаза» от аппаратов подобного рода: ОПС оснащалась модификацией авиационной пушки конструкции Нудельмана-Рихтера НР-23 (хвостового орудия реактивного бомбардировщика Ту-22). Дальность стрельбы против орбитальных целей должна была составлять более 3000 м. Орудие делало 950 выстрелов в минуту. Снаряд массой 200 г летел со скоростью 690 м/с. По утверждению разработчиков станции, в наземных испытаниях на дальности более километра залп из пушки перерезал пополам металлическую бочку из-под бензина. Отдача пушки при стрельбе в космосе компенсировалась за счет включения маршевых двигателей или ЖРД жесткой стабилизации (отдача пушки была эквивалентна тяге 218,5 кгс и станцию надо было стабилизировать, с чем легко справлялись два маршевых двигателя тягой по 400 кгс каждый или двигатели жесткой стабилизации тягой по 40 кгс).

Пушка устанавливалась жестко «под брюхом» ОПС. Её можно было наводить в нужную точку через прицел, поворачивая всю станцию вручную или посредством дистанционного управления, чтобы сопровождать цель. Стрельбой из пушки управлял программно-контрольный автомат (ПКА), который вычислял залп, требуемый для разрушения цели при времени полета снаряда до нее от 1 до 5 секунд.

Атаковать кого-либо «Алмаз» не мог – какой смысл использовать в качестве космического истребителя пилотируемый наблюдательный пункт массой под 20 тонн, с гигантским фотоаппаратом и другой не менее ценной начинкой? А вот обороняться – вполне, и ни один спутник-агрессор не устоял бы…

25 июня 1974 года вывели на орбиту «Салют-3», он же «Алмаз-2». 3 июля к ней стартовал корабль «Союз-14» с командиром Павлом Поповичем и бортинженером Юрием Артюхиным. В одном из интервью Павел Романович лишь чуть-чуть приоткроет тайну того полета: «В космос мы отправились на очень интересной машине и занимались мы специальными вопросами, то есть космической разведкой». «Отцы» военных космических программ Советского Союза. Помощник Главкома ВВС по космосу генерал Николай Каманин. «Отцы» военных космических программ Советского Союза. Генеральный конструктор ОКБ-52 Владимир Челомей. И дальше: «У нас все было: и мощная оптика, фотооборудование, инфракрасные приборы и много всякого еще. Мы отлично видели нужные нам засекреченные объекты. Перехватили даже американскую станцию «Skylab», которая была первой и единственной американской космической станцией с тремя астронавтами на борту. Мы их вычислили в семидесяти километрах от нас, сфотографировали, а сами остались незамеченными».

24 января 1975 г., когда станция «Алмаз-2» («Салют-3») полностью выполнила полет по основной и дополнительной программам, пушка дала первый (и последний!) залп. Испытывали пушку космонавты Павел Попович и Юрий Артюхин. Испытания прошли успешно, хотя палили, что называется, «в белый свет как в копеечку», и снаряды, выпущенные против вектора орбитальной скорости, вошли в атмосферу и сгорели даже раньше станции.

Ни космических инспекторов, ни орбитальных перехватчиков американцы так и не создали. Шаттл, который советские военные позиционировали как «потенциально возможное оружие обезглавливающего удара и противоспутниковой обороны», к тому времени ещё не летал. И на следующем «Алмазе» («Салют-5», 22 июня 1976 года – 8 августа 1977 года) пушки уже не было.

Впоследствии более совершенную военную станцию «Алмаз-3» («Салют-5») собирались вооружить ракетами «космос-космос», имевшими дальность стрельбы — более 100 км. Это намного больше, чем у космической пушки, стрелявшей всего на 3 км. «Как и предусматривалось ранее, для обороны вместо пушки (система «Щит-1») на станцию устанавливались два снаряда «космос — космос» (система «Щит-2») конструкции того же КБ, руководимого А.Э. Нудельманом», писал в «Новостях космонавтики» Владимир Поляченко, бывший в 70-е годы главным ведущим конструктором по теме «Алмаз». Но снаряды созданы не были, а вскоре была свернута и вся пилотируемая военная программа. Сама же конструкция «Алмаза» до сих пор используется в мирных целях — его переделали сначала в станцию «Мир», а затем в жилой отсек Международной космической станции.

Источник

buran.ru написал: …Однако советские эксперты, внимательно следившие за «завязыванием» проекта шаттла и не знавшие о новом американском спутнике-шпионе, выбранные габариты полезного отсека и грузоподъемность шаттла могли объяснить только желанием «американской военщины» иметь возможность инспектировать и при необходимости снимать (точнее сказать, захватывать) с орбиты советские пилотируемые станции серии «ДОС» (долговременные орбитальные станции) разработки ЦКБЭМ и военные ОПС (орбитальные пилотируемые станции) «Алмаз» разработки ОКБ-52 В.Челомея. На ОПС, кстати, «на всякий случай» была установлена автоматическая пушка конструкции Нудельмана-Рихтера.

pensioner-72 написал:

Уважаемые Коллеги написали: для сгорания пороха нужен.. кислород

Журнал «Огонёк».com написал ogoniok.com/4916/30 — В космосе есть чем застрелиться!

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account