Броня из Кутаиси — Объект 1015. СССР
В военной академии бронетанковых и механизированных войск в период 1954—1957 гг. под руководством Г.В. Зимелева сотрудниками одной из кафедр и НИО академии (Г.В. Аржанухин, А.П. Степанов, А.И. Мамлеев и др.) начали эскизную проработку колесного 8×8 плавающего бронетранспортера с кормовым расположением моторной установки, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 г. по Постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода, которым последовательно руководили М.А. Рыжик, Д.Л. Картвелишвили и С.М. Батиашвили.
Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца плавающего бронетранспортера, получившего индекс «Объект 1015», были: несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус противопульного бронирования с фильтровентиляционной установкой, кормовое расположение карбюраторного двигателя V-8 мощностью 132,5 кВт, механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом, бортовыми и колесными редукторами, тормозными механизмами, расположенными внутри корпуса на бортовых редукторах, независимая подвеска всех колес, причем управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов колес гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса.
Бортовая раздача мощности с расположением сидений десанта вдоль бортов корпуса позволила резко уменьшить габаритную высоту корпуса бронетранспортера при дорожном просвете 400-450 мм и, вместе с тем, обеспечивала размещение, кроме механика-водителя, еще 20 человек десанта.
В кормовой части корпуса по бортам размещались два водометных движителя с рабочими колесами от водометов ПТ-76. Привод на водометные движители был выполнен независимым от вторичного вала коробки передач, что позволяло включать при необходимости любую передачу в коробке, не изменяя передаточное отношение на водометы. Последние имели эжекционные системы водоотлива для удаления воды из различных мест корпуса за счет разрежения в трубах водометов. Кроме того, в корпусе устанавливались центробежные насосы с электроприводом от аккумуляторных батарей для откачки воды при остановке двигателя. Удачная конструкция водометных движителей позволила получить тягу на швартовах 11,6-11,8 кН при частоте рабочих колес на 400-500 об/мин меньше, чем у танка ПТ-76.
Полученные при заводских испытаниях данные позволили внести существенные коррективы в конструкцию опытных экземпляров бронетранспортера, проходивших под индексом «1015-Б».Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых в качестве рабочих тел использовались газ (азот) и масло (АМГ-10), что позволило обеспечить высокую плавность хода в сочетании с большой энергоемкостью рессор, исключающей практически пробои в верхние ограничители хода колес. Кроме того, газогидравлические рессоры позволили ввести систему регулирования дорожного просвета, которая повышала проходимость машины и улучшала ее водоходные качества. Были улучшены формы и размеры броневого корпуса, повысившие его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов, существенно уменьшавших длину сварных швов. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона для повышения бронестойкости. Были скорректированы размеры и места расположения люков крыши относительно небольшой вращающейся башни с пулеметом, которую в дальнейшем предполагалось заменить на другую башню с иными видами оружия. Крышки четырех больших десантных люков, расположенных на крыше корпуса, могли при необходимости отбрасываться на верхние бортовые листы. Тем самым существенно повышалась бронестойкость большей части верхней бортовой зоны корпуса. Кроме того, в определенных боевых условиях крышки верхних люков могли устанавливаться и фиксироваться в вертикальных положениях, что позволяло некоторым членам десанта вести огонь из автоматов стоя через лючки крышек.
Два опытных образца бронетранспортера с индексом «объект 1015-Б» в 1960 г. прошли заводские и полигонные испытания, которые позволили определить необходимые дальнейшие конструктивные изменения для повышения надежности и работоспособности машины. В процессе испытаний «объект 1015-Б» показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 95 км/ч, средняя скорость по местности — 47-50 км/ч. Были зафиксированы также высокие водоходные свойства. Скорость движения по воде составляла 10,6 км/ч и сочеталась с хорошей маневренностью. Эксплуатационная устойчивость на курсе обеспечивалась поворотом управляемых колес двух передних мостов, а для совершения поворотов с малыми радиусами циркуляции (5-7 м) в дополнении к повороту управляемых колес один из водометов переводился закрытием выходной заслонки в режим заднего хода, причем выброс воды производился через щелевое отверстие днища корпуса, а не через бортовые отверстия как у многих других машин. Это позволило сохранить бронестойкость нижних бортовых листов корпуса как сплошных листов без щелей и отверстий.
Но военные выразили сомнение, в первую очередь, возможности завода обеспечить производство БТРа. Предпочтение было отдано изделию ГАЗа, как проверенному временем поставщику.
Уже потом была сделана попытка, на базе разработанной трансмиссии создать автомобиль для народного хозяйства, но опять-таки, созданный «КАЗ-608Н» сочли чересчур сложным, и в серии по-прежнему осталась «легендарная» Колхида, или как говорил мой отец, "горный тягач для равнины".