0

 Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

Нападения на колонны были и остаются одним из повторяющихся способов партизанской войны. К сожалению, продолжаются нападения на колонны и в настоящее время.

 Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

Практика проводки колонн в Афганистане, и затем на территории Северного Кавказа, показала необходимость противодействия таким нападениям. Противодействие могло бы быть облегчено при наличие специальной боевой машины для сопровождения колонн. Разумеется, такая машина не отменяет тактических решений, которые в типовом случае выглядят так:

  • Сначала — обеспечение определенного уровня секретности.
  • Далее — формирование колонны с учетом количества единиц техники, характера груза или перевозимого личного состава — отсюда количество и качество подразделений, обеспечивающих проводку, сопровождение и охрану.
  • Затем — установление устойчивого взаимодействия с авиацией и с подразделениями через чью зону ответственности будет проходить колонна.
  • Инструктаж личного состава на предмет обстрела, подрыва головной, замыкающей машины и т.д.
  • Обеспечение саперной разведки, выставление авангардного, аръергардного и боковых дозоров.
  • Хорошо себя зарекомендовали тактические приемы превентивного огневого подавления потенциально опасных районов, а также взятие и удержание господствующих высот до прохода колонн и освобождение после прохода.

Возвращаясь к боевой машине сопровождения колонн, рассмотрим отдельно ее шасси и боевой модуль, применительно к готовности промышленности освоить ее выпуск в 2012 году.

Шасси БМСК

Требования к шасси БМСК, вероятно, должны быть таковы:

  • Шасси должно быть колесным, поскольку гусеничные шасси наносят ущерб дорожному покрытию, а его целостность влияет на дальнейшую пропускную способность дороги.
  • Шасси должно обеспечивать не меньшую скорость и подвижность, чем у состава колонны. 
  • Шасси должно быть способно обеспечить резкий маневр (как в части ускорения и замедления, так и в части поворота на месте из плотного порядка колонны – на ее обочину).
  • В действительности, такой машине плавать не нужно, но и повредить делу такая способность не может.
  • Совершенно необходимо, чтобы шасси давало защиту от обстрела из РПГ-7, и, разумеется, защиту от стрелкового оружия до калибра 12,7 мм включительно.
  • Шасси должно быть устойчиво к противотанковым минам и фугасам.
  • Колесная система должна позволять машине двигаться после обстрела и даже выхода из строя нескольких колес.

Вышеуказанные требования приводят нас, предположительно, к колесной схеме 8*8, к боевой машине массой около 20 тонн с основным и дополнительным бронированием, к достаточно мощному двигателю около 500 лошадиных сил и надежной ходовой части.

Говоря о таких шасси в сегодняшней России, можно выделить исключительно БТР-90 Росток, Арзамасского машиностроительного завода.

Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

БТР-90 принят на вооружение Вооружённых Сил Российской Федерации приказом МО РФ № 324 от 9 июня 2008 г. По состоянию на ноябрь 2011 года в войсках отсутствовал, за исключением опытной партии. В связи с пересмотром концепции вооружений СВ реальная постановка на вооружение отменена; начата разработка концептуально нового БТР с условным названием «Бумеранг».

По информации от производителя:

Бронетранспортер БТР-90 — боевая колесная плавающая машина типа 8х8, имеющая пушечно-пулеметно-гранатометное вооружение с противотанковым ракетным комплексом и усиленной бронезащитой, оснащен системами жизнеобеспечения.

На БТР-90 применена новая оригинальная схема трансмиссии. Поток мощности от двигателя в гидромеханической коробке передач распределяется через дифференциальный механизм на два параллельных потока по бортам машины. При этом с помощью гидрообъемной передачи может достигаться разность скоростей вращения по бортам, что позволяет в дополнение к повороту за счет 4-х передних управляемых колес вдвое уменьшить радиус поворота машины. Малый радиус поворота в сочетании с возможностью движения как вперед, так и назад с одинаковыми скоростями за счет реверсивной КПП значительно повышает маневренность машины.

Заложенный конструкторами большой резерв по внутреннему объему и грузоподъемности позволил размещать на ГАЗ 5923 более тяжелые комплексы вооружения (такие как, например, боевое отделение БМД-ЗУ "Бахча-У", 125-мм противотанковую пушку "Спрут-К", 120-мм самоходное артиллерийское орудие "Вена", противотанковый комплекс "Корнет" и т.д.) и одновременно усилить защиту до уровня современных БМП — от снарядов малокалиберной артиллерии и осколков крупнокалиберных снарядов. Возможна установка дополнительного бронирования, а также системы пассивной (динамической) и активной защиты, которые практически на 100% обеспечат защиту БТР от противотанковых гранатометов и управляемых ракет противника.

Прицельный комплекс командира и наводчика обеспечивает ведение огня днем и ночью. Для подсветки целей ночью вместо лампового инфракрасного прожектора используется квантовый прибор подсветки, значительно снижающий вероятность обнаружения тепловизионными средствами противника. На последнем образце установлен комбинированный прибор наблюдения ТКН-АМ с собственной квантовой системой подсветки, дополнительно служащей и лазерным дальномером, определяющим расстояния от 30 до 3000 м.

Несмотря на большой для своего класса вес, БТР обладает удельной мощностью 24,3 лс/т, что при наличии гидромеханической трансмиссии, многотопливного дизельного двигателя с турбонаддувом, автоматической гидромеханической реверсивной коробки передач, независимой подвески всех колес с полным приводом, делает его очень подвижным и маневренным на поле боя. По сравнению с БТР-80 вдвое уменьшился радиус поворота — за счет реверсивной трансмиссии, обеспечивающей одинаковые скорости вперед и назад; кроме того, стали возможны повороты на месте, "по-танковому", что очень актуально при ведении боевых действий в городе.

Максимальная скорость изделия 5923 «Росток» — 100 км/ч.

Боевой модуль БМСК

С учетом того, что часть нападений происходят в ночное время, вооружение БМСК должно включасть в себя миномет, укомплектованный осветительными минами. Подобное решение применяется в основных боевых танках М60 и «Меркава», начиная с «Меркава 2»

 Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

Основной боевой модуль БМСК должен давать возможность быстро открыть огонь, в том числе по склонам гор, и, не дожидаясь точного выявления целей, нанести поражение противнику за счет массовости огневого налета.

Практика Афганистана

Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

и Чечни

Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

быстро нашла такое средство – спаренная зенитная установка калибра 23 миллиметра – ЗУ-23-2. Такие огневые модули размещались войсковыми мастерскими самостоятельно в кузовах грузовых автомобилей, начиная от ГАЗ-66, и заканчивая Уралами и КРаЗами.

 

Однако, такое решение, имея своим достоинством достаточную огневую мощь, имело и несколько недостатков:

  • Боевой модуль не позволял вести прицельный огонь в движении, поскольку не был стабилизированным
  • Расчет ЗУ-23-2 не был достаточно защищен от ответного огня противника.
  • Шасси не было достаточно защищено от минной опасности и поражения водителя из стрелкового оружия.

Предыстория вопроса 2*23 мм.

Использование ЗУ-23-2 в стабилизированном модуле заводского изготовления впервые было предложено Харьковским Конструкторским Бюро по Машиностроению имени А.А.Морозова

БТР-94, затем БТР-3, и в настоящее время БТР-4, предлагаются заказчику в нескольких вариантах, в том числе и со спаренной 23- миллиметровой пушкой (МОДИФИКАЦИЯ БТР-4 С МОДУЛЕМ БАУ 23х2).

Первые серийные боевые машины со спаренной 23-мм пушкой были произведены в 1999 году, когда Украина заключила контракт на поставку 50 единиц БТР-94 с Иорданией. В 2004 году все БТР-94 были переданы в рамках помощи Иордании новой иракской армии. Поначалу у заказчика возникли претензии к качеству шасси БТР-94, которые по одним данным впоследствии были устранены, а по другим данным – часть боевых модулей были переустановлены Заказчиком на другие шасси. Практика показала, что оригинальное шасси БТР-80 не только не имеет достаточной защищенности для сопровождения колонны, но и имеет недостаточную мощность двигателя и недостаточную надежность ходовой части для такого тяжелого модуля, как 23х2.

 Альтернативная боевая машина сопровождения колонн – БМСК 2012

Предлагаемый вариант

Со своей стороны предлагаю следующий вариант для компоновки БМСК 2012.

Боевой модуль: необитаемый, стабилизированный, со спаренной 23-мм пушкой и пулеметом калибра 7,62 мм.

Дополнительное вооружение: 60-мм миномет в корпусе с осветительными, дымовыми и противопехотными минами.

Шасси: БТР-90 «Росток» в варианте «с дополнительным бронированием и пассивной защитой».

БТР-90 предполагает экипаж 3 человека и десант 7 человек внутри бронекорпуса. Для БМСК целесообразно ограничить число мотострелков пятью бойцами, а за счет экономии массы  в связи с отказом от тяжелого боевого модуля и уменьшения десанта повысить боекомплект 23-мм снарядов до максимально возможного количества.

Такая боевая машина могла бы производиться промышленностью уже в 2012 году, не дожидаясь НИОКР по перспективному БТР «Бумеранг», и занять нишу узко специализированной, но чрезвычайно востребованной машины сопровождения колонн.

Подписаться
Уведомить о
guest

99 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account