Итак, продолжаем тему "наноавиации". Эту статью я позаимствовал в журнале "Братишка" за май 2008 года. Она, по моему мнению, наиболее полно освещает сей крайне любопытный летательный "прибамбас". Полное его наименование — Gryphon Single-Man Flying Wing.
Замечательный фантаст Андрей Лазарчук не так уж был далек от истины, описав в финале своего романа «Иное небо» десант сибирских егерей с транспортного самолета при помощи «горбов», реактивных ранцев, способных переносить бойцов по воздуху на значительные расстояния.
Стремление человека покорить недосягаемое небо привело Икара к мысли повторить образ, созданный природой, – соорудить подобие птичьих крыльев. Обратились к образу крыльев и создатели комиксов, а затем и серии блокбастеров о Бэтмене – фантастическом супергерое будущего. Недавно идея о «крылатом воине» нашла новое воплощение.
РАСПОЛОЖЕННАЯ в Мюнхене компания Special Parachute Equipment and Logistics Consortium GbR разработала и запустила в опытное производство тактическую парашютно-планирующую систему специального назначения «Грифон» (Gryphon). В переводе с английского это слово означает либо «грифон», который в древневосточной мифологии изображался в виде фантастического животного с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва, либо «гриф» — хищная птица семейства грифовых, которые характеризуются в том числе и тем, что способны достаточно длительное время парить в небе, выискивая добычу.
Оборудование, используемое в комплекте OXYJUMP
Как известно, традиционные парашютные системы и способы высадки воздушного десанта имеют один существенный недостаток — относительно невысокую скрытность действий: трудно скрыть от противника средние и большие транспортные самолеты, а также приземляющихся почти вертикально десантников. Однако ряд задач требует как раз повышенной скрытности, аккуратности и точности действий десантников — это так называемые разведывательно-диверсионные операции. В этом случае применяется способ выброски с больших и сверхбольших высот, на которых праткически невозможно засечь ни сам самолет, ни момент высадки десантников. Такой способ получил обозначение «High Altitude/High Opening» или сокращенно HAHO, что дословно в переводе с английского будет означать «выброска с большой высоты и раскрытие парашюта на большой высоте», или же обозначение «High Altitude/Low Opening» (или HALO), то есть «выброска с большой высоты и раскрытие парашюта с большой временной задержкой».
Дальнейшим усовершенствованием используемых для такого способа десантирования парашютных систем и стал комплект «Грифон», который позволяет существенно повысить точность приземления и увеличить дальность планирования до соотношения почти 4—5: 1 (то есть при выброске с высоты 10 км при отсутствии сильного ветра десантник в «Грифоне» может преодолеть расстояние по горизонту минимум в 40 км).
Кроме того, у десантников, использующих комплект «Грифон», увеличивается скорость снижения, а полет менее подвержен воздействию воздушных потоков на различных высотах. Причем благодаря большей скорости снижения сокращается временной период использования кислородных дыхательных систем (аппаратов) и воздействия пониженных температур на организм военнослужащего. А раскрытие парашюта уже непосредственно над целью и малая площадь крыла «Грифона» существенно уменьшают эффективную отражающую поверхность самого десантника.
Следует особенно подчеркнуть, что проведенные разработчиками данного комплекта испытания позволяют утверждать: экипированного в «Грифон» десантника чрезвычайно трудно обнаружить при помощи радиолокационных станций с различным рабочим диапазоном воздушного и наземного базирования.
Для повышения точности приземления и выбора оптимального маршрута планирования комплект дополняется системой навигации и стабилизации. Это позволит десантникам с высокой эффективностью решать поставленные задачи в ночных и в плохих погодных условиях, а также выполнять полет в режиме следования рельефу местности.
К тому же на «Грифоне» предусмотрена опциональная возможность установки малогабаритного турбореактивного двигателя, применяемого в зарубежных беспилотных летательных аппаратах. В этом случае горизонтальная дальность полета десантника, экипированного в данный комплект, может уже достигать не менее 100 км, а при наиболее благоприятных условиях выброски и метеообстановки зона действия по фронту может достигать 200 км.
Десантник, облаченный в систему Gryphon, вид спереди
В состав базового комплекта «Грифон» входит следующее специальное оборудование:
— базовая конструкция с крылом, отсеком для укладки парашюта и грузовым отсеком;
— система автоматического контроля полета (выполнения заранее заданного полетного задания);
— специальный шлем марки GH-1 для десантирования с больших высот;
— аппарат для дыхания на больших высотах OXYJUMP;
— портативная система радиосвязи с костно-резонаторным микрофоном;
— навигационная система с приемником сигналов GPS, нашлемным индикатором и портативным PDA-компьютером;
— система аварийного отстрела крыла-планера и грузового отсека и вытягивания аварийного парашюта;
— основная парашютная система — базовый вариант комплектуется парашютом типа TW9 340, но по желанию заказчика комплект «Грифон» может быть оснащен и парашютной системой другого типа, с аналогичными парашюту TW9 340 характеристиками.
На данной фотографии различимы отсек для хранения парашюта и грузовой отсек для различного снаряжения
Отличтельной особенностью «Грифона» является использование в ходе его проектирования технологии «стелс». Кроме того, в особых условиях — например при необходимости разместить в грузовом отсеке нестандартный груз — форма «насадки-планера» может быть изменена.
Вес пустого комплекта базовой модели составляет 15 кг, вес дополнительной целевой нагрузки, размещаемой в грузовом отсеке, — 50 кг, а максимальная «сбрасываемая» (или стартовая) масса вместе с грузом, десантником и парашютом марки TW9 340 достигает 225 кг. При этом наибольшее время полета при выброске с максимальной высоты 10 км не превышает в среднем 15 минут.
Максимально возможная скорость полета десантника, одетого в комплект «Грифон», достигает 400 км/час, крейсерская скорость при планировании — 150 км/час, а наиболее оптимальная скорость планирования по рекомендации разработчиков составляет около 200 км/час при выброске с высоты 2 км и около 300 км/час при высоте выброски 10 км.
Входящий в состав базовой модели комплекта «Грифон» специальный шлем для десантирования с больших высот марки GH-1 является стандартным оборудованием при проведении десантирования типа HAHO или HALO. Шлем специально разработан для таких специфических задач и имеет модульную конструкцию, он может использоваться с кислородной дыхательной маской, оснащаться навигационным модулем с нашлемным индикатором и очками ночного видения. По желанию заказчика и необходимости использования нестандартного оборудования конструкция (форма) шлема может быть несколько изменена. Материал шлема — кевлар. Маска выполнена из высокопрочного и стойкого к сильным ударам материала. К шлему присоединяется специальная термоизолирующая накидка на шею. Имеется специально созданная модель для военнослужащих, которые постоянно носят очки.
Специальный шлем GH-1 для десантирования с больших высот
Еще одним важным элементом комплекта «Грифон» является кислородное оборудование для дыхания на больших высотах OXYJUMP (далее — оксиджамп), которое было изначально разработано по заказу сил специальных операций и воздушно-десантных войск Германии. Оксиджамп входит в состав специальных комплектов, которыми экипируются военнослужащие. Требуется, чтобы десантник включился в кислородную систему за 30 минут до выброски и мог дышать стопроцентным кислородом еще до 30 минут.
Данная система имеет модульный принцип построения, благодаря чему ее состав может меняться в зависимости от характера конкретной операции. Использование оксиджампа возможно при десантировании с высоты до 10 км, а кислород находится в баллонах под давлением 200 бар.
В состав типовой модели комплекта «оксиджамп» входят следующие элементы:
— стандартный шлем;
— кислородная маска для дыхания различных размеров;
— регулятор подачи кислорода с автоматическим направляющим распределительным клапаном ACOV и клапаном разбавления подаваемого кислорода;
— основной кислородный баллон емкостью 2 литра с манометром и редуктором давления — используется для предварительного дыхания десантника (перед выброской), что позволяет избежать использования кислордной системы летательного аппарата-носителя;
— «запасной» кислородный баллон емкостью 1 литр с манометром и редуктором давления — используется десантником для дыхания в период полета (спуска).
Регулятор потребления кислорода обеспечивает в запрограммированном режиме «разбавление» кислорода в зависимости от высоты сброса и полета десантника, а автоматический направляющий распределительный клапан ACOV позволяет осуществлять автоматическое переключение с основного кислородного баллона на баллон запасной без перерыва в снабжении военнослужащего кислородом. Переключение между баллонами происходит в том случае, когда давление в основном баллоне падает ниже 4 бар или же когда этот баллон отсоединен механически. Однако если к системе подсоединяется другой основной кислородный баллон, то клапан ACOV автоматически переключается на подачу кислорода от него. Факт переключения подачи кислорода от одного баллона к другому отображается положением расположенного на клапане ACOV специального флажка-указателя. Обычно основной кислородный цилиндр принудительно отсоединяется перед выброской десантника.
Комплект «Грифон» достаточно компактный, его габаритные характеристики выглядят следующим образом: размах крыла — 1,8 метра, длина — 1,5 метра, а высота — 0,43 метра. Это позволяет достаточно легко перевозить и хранить его, используя в необходимых случаях или быстро доставляя его к требуемому вылету. До настоящего времени, однако, ничего не сообщалось о том, приобрели ли какая-либо специальная служба или вооруженные силы стран мира данный комплект для практического использования. Нет также достоверной информации и о проведении испытаний «Грифона» или взятии его на опытную эксплуатацию в войска, из чего следует, что данная разработка выполнена скорее всего в инициативном порядке — с расчетом на то, что потенциальные покупатели соответствующим образом оценят те уникальные возможности, которые предлагает «Грифон», и в скором времени конвертируют данный интерес в необходимые контракты. В этой связи возникает вполне резонный вопрос: сумеют ли разработчики и производители данного снаряжения предотвратить его попадание в руки террористов и преступников, которые получат с его помощью дополнительные возможности?
Владимир Щербаков
Фото автора